Пиар-сопровождение вывода нового товара на рынок: новгородский опыт

Jun 05, 2012 21:35


Нечасто бывают случаи, когда пиар-опыт -- с разрешения клиента -- может быть явлен миру под лупой «ГОРЯЧИМ», потому что проект сработал, состоялся, развивается сам.  Только однажды до сих пор я сознательно "проговорилась" -- мол, конструирую детство:)

Проект лаконичный, относительно простой, его описание ниже адресовано
  • новому клиенту, планирующему старт-апить новые бизнесы (А., привет!), 
  • а также студентам и курсантам пиар-специализации 
  • и всем, кто проявляет любопытство к технологиям налаживания связей с общественностью.

Под катом представлены специфические пиар-шаги по выводу на региональный  рынок нового методического инструментария для сферы школьного образования. Среди пиар-шагов:
  • персонаж-«толкач» (деятельность энтузиаста, популяризирующего «Трансформируемый Игровой Конструктор ТИКО» в учительской среде),
  • приём «пиар-тандем» со специалистами высшей школы,
  • жанры публичных ТИКО-мероприятий
  • и особенности привлечения СМИ к их освещению и др.

Всего около года понадобилось популяризатору конструктора, чтобы завоевать рынок Новгородского региона вместе с симпатиями педагогической общественности и управленческих кругов. Ценность пиар-опыта по сопровождению вывода на рынок нового продукта двояка: во-первых, система пиар-шагов пригодна к трансляции и уже сегодня результативно воспроизводится в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области; во-вторых, данный пиар-опыт инициирован и поддержан заказчиком, относящимся к числу предприятий отечественного среднего бизнеса. 
(Е.В. Михайлова, пиар-консультант проекта по выводу на рынок Северо-Запада России нового продукта для сферы школьного образования «Трансформируемый Игровой Конструктор ТИКО»).






Одно из следствий продолжающейся модернизации российского образования - это рассмотрение обучения как процесса предоставления населению образовательных услуг. Услуги - это рыночная категория, составляющая отдельную сферу экономики и рано или поздно востребующая опоры на инструменты маркетинга, к которым относится и ремесло налаживания связей с общественностью. В данном обзоре будет рассмотрен успешный пример такой опоры на пиар-инструменты при налаживании связей с одной из самых обширных и непростых групп - педагогической и родительской общественностью.

Первой составляющей будущего успеха стал сам заказчик, относящийся к числу предприятий отечественного среднего бизнеса. ЗАО «Научно-производственное объединение «РАНТИС» выпускает широкий ассортимент изделий из пластмассы с 1992 года, в том числе школьные канцелярские принадлежности. С 2002 года НПО "РАНТИС" производит оригинальный объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО). Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или «двери». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ребенок не только запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится посильным выговорить знакомые не каждому взрослому слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др. Для организации игр детей разного дошкольного и школьного возраста конструктор «ТИКО» имеет 10 вариативных наборов.




Первые шаги по привлечению внимания к ТИКО специалистов из среды педагогов были сделаны фирмой самостоятельно посредством пиар-приёма «опора на авторитет». Так, массовый выпуск конструктора был «визирован» рекомендацией от Российской академии образования (2005),  опытные образцы конструктора получили высокую оценку специалистов МГУ им. М.В. Ломоносова, Ярославского госуниверситета и др. Конструктор предназначен для развития способностей детей, поэтому было важно заручиться сертификатами гигиенической безопасности и качества (от РГПУ им. А.И. Герцена и Ленинградского областного института развития образования).

В конце учебного 2010 года руководство фирмы «Рантис» всерьёз задумалось о продвижении товара (конструктора ТИКО) на образовательный рынок и сделало ставку на педагога-энтузиаста. Новгородка Ирина Викторовна Логинова преподавала курс логики для дошколят на базе детских садов и увидела в конструкторе ТИКО новые возможности для совершенствования своей собственной педагогической деятельности. Она и стала доверенным лицом фирмы, «толкачом», популяризатором «Трансформируемого Игрового Конструктора ТИКО» в учительской среде. Всего около года понадобилось И.В. Логиновой, чтобы завоевать рынок Новгородского региона вместе с симпатиями педагогической общественности и управленческих кругов. Как же этого удалось достичь?




Прежде всего, в марте 2010 года педагог составила так называемый «бриф»: базовую записку, характеризующую стартовые условия - особенности конструктора ТИКО как игрушки и товара, наличие аналогов на рынке, наметила варианты возможных модификаций наборов конструктора для целей системы образования и сфотографировала варианты поделок из конструктора ТИКО. Выяснилось, что детали конструктора на начальном этапе, пока не разработаются, туго состыковываются - и педагог с опорой на научную литературу интерпретировала эту особенность ТИКО для пользователей как «необходимые и полезные усилия для развития мелкой моторики рук». Выяснилось также, что фирма, позиционируя конструктор как дающий возможность «объемного моделирования», упустила из виду возможности плоскостного моделирования. Практика И.В. Логиновой показала, что именно плоскостное моделирование превосходно укладывается в парадигму образовательных программ для дошкольников и младших школьников, а сами плоскостные фигуры - новая ипостась и неисчерпаемый потенциал для творчества ребятишек, что доказали сделанные педагогом фотографии их ТИКО-поделок.


  


Летом 2010 года И.В. Логинова проверила эти свои «выкладки» на одной из целевых аудиторий товара ТИКО - на участницах так называемых «мамочкиных форумов» в Интернете. Внешний вид, разнообразие наборов ТИКО, их цена, интерпретация особенностей состыковки деталей конструктора как «полезного для моторики ребенка усилия», простота методических рекомендаций по изготовлению фигур из ТИКО нашли широкий отклик в этой специфической родительской среде по принципу «вирусного маркетинга». Теперь сами мамы рекомендовали друг другу конструктор ТИКО, живописуя успехи своего ребёнка в обращении с ним.

В августе 2010 года в преддверие педагогических конференций перед началом учебного года «толкач» распространил информацию о ТИКО на интернет-сайтах «для педагогов». Эта среда показала себя как критичная, нелегкая на подъем, во многом в силу занятости и обилия новшеств в связи с модернизацией сферы образования, поэтому И.В. Логинова сделала ставку на методику публичных презентаций ТИКО образовательному сообществу. В этот же момент оказалось полезным вновь прибегнуть к пиар-приему «опора на авторитет» и выступить в «пиар-тандеме» с кандидатом педагогических наук. Кроме того, важным пиар-ходом стала «опора на страхи» этой целевой аудитории: в новгородском регионе педагогам младших классов предстояло вперед всей страны осуществлять мероприятия по организации внеурочной деятельности для школьников 1-4 классов во второй половине учебного дня. Каким контентом заполнить это время - для многих школ оставалось проблемой. И конструктор ТИКО был спозиционирован педагогом И.В. Логиновой как «палочка-выручалочка».

Первая публичная презентация ТИКО как такого «помощника» педагогам младшего звена прошла в сентябре 2010 года на базе новгородской гимназии «Квант» с приглашением методистов из всех образовательных учреждений города. Понимая, что в глазах СМИ это мероприятие будет выглядеть как рядовое и не будет широко освещено, по рекомендации пиар-специалиста, И.В. Логинова приурочила презентацию к празднику международного уровня (пиар-прием «масштабирование события»). Ниже приводится пресс-релиз, циркулярно распространённый по новгородским СМИ, которые прибыли на мероприятие, и оно было представлено в эфире местного телевидения.

МАОУ «Гимназия «КВАНТ»

173020, Великий Новгород, Б. Московская ул., д. 39, тел. (8162) 63-37-21, 63-37-40

Конт. лицо - Ирина Логинова, организатор

Тел. , e-mail,




К публикации с 14 сентября 2010 г.

15 сентября в гимназии «Квант» в режиме нон-стоп

отметят Международный день грамотности

Впервые в Великом Новгороде в режиме нон-стоп школьники отметят Международный день грамотности. 15 сентября в 15.30 в гимназии «Квант» пройдет зрелищная ученическая игра "Грамотей по имени ТИКО". Это первое публичное мероприятие, ориентирующее родителей и учительское сообщество, как грамотно занять младших школьников в те дополнительные 2 часа после уроков, что предусмотрены в соответствие с новыми образовательными стандартами. Пока что эта новая "проблема 2 часов", как и само "освоение нового федерального государственного образовательного стандарта" перед новгородскими школами стоит остро.

На второй неделе сентября во всем мире отмечается Международный день грамотности. В XXI веке грамотным может считаться только тот, кто постоянно обновляет свои знания и в режиме нон-стоп обращается к учебе. Именно в режиме нон-стоп в гимназии «Квант» решили отметить начало учебного года.

Грамотность и вкус к учебе младшеклассники продемонстрируют в эстафетах и конкурсах с Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения ТИКО. Из деталей незнакомого конструктора командам предстоит на скорость сконструировать дом и мебель, выложить самую длинную дорожку и без ошибок составить слова-отгадки на загадки. Участники самой мобильной команды, лучше всех ориентирующиеся в новой обстановке и грамотно выполняющие задания, будут удостоены наград "Грамотей по имени ТИКО".

Параллельно с игрой грамотеев пройдет выставка поделок из конструктора, выполненных учащимися гимназии «Квант». Зрительское голосование определит самую эффектную поделку, автору которой также достанется приз.

По словам Елены Киселевой, директора гимназии «Квант», «сценарий праздника «Грамотность в режиме нон-стоп» легко адаптируется к урокам математики, технологии и других предметов в начальной и средней школе, помогая учителю преподавать по новым образовательным стандартам. На уроках и после уроков ученики младших классов с увлечением и пользой через работу с конструктором осваивают заложенные в стандарте 4 умения: ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность (1), результативно работать с ИНФОРМАЦИЕЙ (2), делать ответственный ВЫБОР в мире ценностей и поступков (3) и уметь ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с людьми (4). Проблема освоения нового федерального государственного образовательного стандарта стоит остро и гимназия «Квант» готова поделиться с коллегами из других школ методикой работы с конструктором».

Подобная игра с конструктором ТИКО была встроена и в городской праздник «День знаний» во Дворце детского и юношеского творчества им. Л. Голикова (прием «пиар-тандем»), в котором позднее, с октября по май 2010 года, действовал платный кружок «ТИКО-мастера» в рамках работы школы раннего развития «Гномики». И.В. Логинова подготовила для этой работы педагога Е.А. Бодрову, сняла на фото и видео несколько занятий, чтобы выпустить презентационный диск «ТИКО-моделирование для дошкольников».




Пришло время упрочить позиции ТИКО как педагогического инструмента в глазах сферы образования - перейти на язык документов. «Легитимизация» экспериментальной работы с ТИКО  произошла через подписание официальных документов: договора фирмы «Рантис» со школой № 34 Великого Новгорода об апробации конструктора ТИКО на уроках и во внеурочной деятельности в 1-4 классах (с бесплатным предоставлением 15 наборов ТИКО-«Геометрии»). Фото- и видеосъемка этих занятий легла в основу нового диска «ТИКО-моделирование в начальной школе». Этот и др. диски стали отдельным методическим пособием по работе с конструктором, а учителя очень ценят, когда образовательная технология полностью обеспечена всеми необходимыми компонентами: программой, методическими разработками, пособиями, мультимедийными презентациями и др. Были заключены и др. договоры об апробации педагогической работы с ТИКО в школах и детсадах Великого Новгорода, популяризация конструктора велась также в публичных жанрах семинаров и открытых уроков, выставок и конкурсов ТИКО-поделок на разные темы.

Так деятельность педагога-энтузиаста по внедрению ТИКО-моделирования в образовательный процесс в новгородских учебных заведениях объединила всех участников этого образовательного пространства - детей, педагогов, родителей. Это приводит к росту точек продаж конструктора (в одном только Великом Новгороде -- «Развивайка», «Учебная книга», «Вагон игрушек», ТЦ «Волна», ТЦ «Ирида» и др.), росту числа вовлеченных педагогов (около 150 из 40 учреждений) и детей (свыше 3000 маленьких новгородцев обучено ТИКО-моделированию в 2011-2012 гг.), к получению фирмой «Рантис» крупных заказов (к примеру, на 10 000 коробок ТИКО от организации, обеспечивающей учебным оборудованием образовательные учреждения Москвы и Тольятти).




По желанию фирмы-заказчика продвижения ТИКО-товара на рынок образовательных услуг, с 2011 года педагог И.В. Логинова привлекает к методике ТИКО-моделирования работников образования Новгородской области, Санкт-Петербурга,  Ленинградской области, Москвы, организаторов загородных и пришкольных лагерей, участников Третьего Всероссийского педагогического форума и др. Созданные И.В. Логиновой программы дополнительного образования детей «ТИКО-мастера», программа внеурочной деятельности «Геометрика» интересны редакциям педагогической периодики - и это новый этап в пиар-сопровождении вывода на рынок ТИКО-конструктора. С помощью «партнера по тандему», кандидата педагогических наук, в соавторстве написаны и опубликованы статьи:
  1. Программа дополнительного образования детей «ТИКО-конструирование» // Детский сад от А до Я (научно-методический журнал для педагогов и родителей). - М. - 160 с. - С. 52-78: ил. Очень рекомендую по вопросам сотрудничества с журналом обратиться к bourdellen
  2. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010. 176 с. С. 160-173.
  3. ТИКО-конструирование: командный креатив педагог для развития детей: Вступ. статья // Карпова Н.М., Логинова И.В. и др. ТИКО-конструирование: метод. рекомендации. - Великий Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2011. - 68 с. - С. 4-11.




Ясно, что такая широкая деятельность не могла пройти мимо внимания органов управления образованием. Если на старте вывода ТИКО-товара на рынок они увидели в нем только рекламную составляющую и остались равнодушны к новинке, то в 2012 году наличие программного, методического, мультимедийного обеспечения у конструктора ТИКО изменило взгляд управленцев на него. Так, комитет по образованию Администрации Великого Новгорода инициировал городской ежемесячный конкурс ТИКО-изобретений на базе одного из домов творчества в целях развития творческого интереса детей в области технического моделирования. Темы конкурсов без устали будят фантазию детей, родителей, педагогов: «Зимний калейдоскоп», «Ботанический сад», «Техника - 21 век» и др. Фонд заработной платы предусмотрен для педагогов, ведущих занятия в Клубе «ТИКО-мастеров» для школьников. Органы управления образованием стали активно содействовать подготовке и выпуску методического пособия «ТИКО-конструирование» за бюджетный счет. Начало работу новое методическое объединение «ТИКО-моделирование во внеурочной деятельности», куда входит уже более 10 педагогов Великого Новгорода (с сентября 2012 года начинает работу методическое объединение «ТИКО-моделирование в детском саду»). А председатель областного Комитета по образованию, науки и молодёжной политик Анатолий Осипов увидел в ТИКО-деятельности «педагогическую инновацию», что также перспективно сказывается на её будущем. Частные школы раннего развития детей также увидели пользу и выгоду от работы с конструктором.




В планах фирмы «Рантис» и педагога И.В. Логиновой - подготовка учебно-методических материалов по ТИКО-моделированию для участия в первом Всероссийском конкурсе авторских программ, что также является пиар-ходом для продвижения конструктора на рынке образовательных услуг России.

Следуя хронологическому принципу, мы представили специфические пиар-шаги по выводу на региональный  рынок нового методического инструментария для сферы школьного образования. Среди пиар-шагов:
  • персонаж-«толкач» (деятельность энтузиаста, популяризирующего «Трансформируемый Игровой Конструктор ТИКО» в учительской среде),
  • приёмы «пиар-тандем» со специалистами высшей школы,
  • «опора на авторитет»,
  • «опора на страхи»,
  • различные жанры публичных ТИКО-мероприятий
  • и особенности привлечения СМИ к их освещению.

Ценность этого пиар-опыта по сопровождению вывода на рынок нового продукта в том, что он воспроизводим: пригоден к трансляции и реализации в отношении многих других товаров, которым ещё предстоит завоевать рынок вместе с симпатиями педагогической общественности и управленческих кругов. Успех будет зависеть и от соблюдения принципа максимальной информационной открытости проекта по выводу нового товара на образовательный рынок, потому что он находится под пристальным общественным  вниманием как элемент обеспечения  национальной  безопасности, перспективы выживания и качества развития нации.




Новгородчина, конкурс, мотай на ус, пиар в науке, Михайлова, семья, пресс-релизы, СМИ, труд, дети, детский сад, образование, родители, город ждёт, школа

Previous post Next post
Up