Политклуб Вече2.0: кадровое будущее региона -- штрихи к портрету

Mar 10, 2012 10:02

Результатом военно-штабной игры "Губернатор. Перезагрузка" в политклубе Вече2.0 стала не только карта, но и конкретные проектные разработки его участников.
Вадим Бериашвили внёс свои предложения по информационной политике.
Ксения и Анна Черепановы сделали прикидку для блока ЭКОНОМИКА.
На мне как начштаба -- кадровая работа, вот мой эпизод карты:




8 тезисов, из которых я исхожу при организации кадровой работы.
Я называю её РЕЗУЛЬТАТ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ.  
  • Губернатор -- сегодня обладатель нереализуемого знания 
  • То, что нужно власти для комфортного существования, -- не нужно новгородцам (!)
  • Делать должен тот, кому это НУЖНЕЕ
  • Делать полезное для региона может не только власть, но и бизнес, и НКО -- осталось рассредоточить ресурсы по умелым рукам (не по карманам)
  • Что чиновники измеряют в неместной птице -- попугаях?
  • 2 предложения, как быть
  • 1 эпиграф про баранов




Армия баранов, во главе которой стоит лев, 
всегда разобьет армию львов, во главе которой стоит баран.

Наполеон

  1. Есть два вида знаний: реализованное и нереализованное, удачно сказал fagleyalonzo. Мой пример: если управленец знает, что граждане мучаются с постановкой земельных участков на учёт, но продолжает действовать, не оптимизируя систему этого учёта, то этот управленец обладает нереализованным знанием. Если же управленец знает про нюансы учёта земель и ускоряет, облегчает его процедуру для граждан, то его знание реализовано. В этом смысле губернатор Митин, безусловно, управленец знающий, что он неоднократно демонстрировал и подчёркивал на чае, НО он - обладатель нереализованного знания. Почему якобы нельзя что-л. сделать сейчас - это власть знает, КАК сделать, чтобы всё-таки сделать, -- этого власть а) не знает, б) не считает нужным осуществлять.


  1. Так сложилось, что политическое руководство страны и региона у нас, в общем-то, является одновременно и хозяйствующим руководством, удачно сформулировал pred_ok. И здесь корень проблемы. Потому что политика какое-то время может обходиться словословием про «жизненно необходим ускоренный переход к инновационной экономике» -- а экономика требует действий, оперативных и эффективных. Иногда действия должны быть непопулярными, стратегическими, тяжёлыми сейчас и выгодными после. Политик-популист будет оттягивать их до последнего. Догадаться отдать этот «непопулярный» функционал в руки аутсорсеров, сторонних исполнителей - власть не может или не желает, поэтому наша область за счёт безответственной кредитной политики стремительно приближается к матрице греческого увязания в долгах. Это нужно для комфортного существования власти - это не нужно новгородцам. Значит, новгородцы должны это остановить.


  1. Делать что-либо должен тот, кому это на самом деле НУЖНО. Мне понадобились велодорожки, чтобы безопасно ездить с детьми на багажнике, -- я ввела велодорожную тему в поле зрения лиц, принимающих решения: градостроителей, мэра, туристических структур и проч. Малому бизнесу нужно, чтобы его перестали ежеквартально душить платными справками про чёрте что - НО он зачем-то делегирует эту борьбу в руки чиновного омбудсмена. Ну, что тут будет? Каков ход - таков и выхлоп: сомнительный.


  1. Конкуренция идей и исполнителей - это охранительное условие, позволяющее экономить ресурсы региона. Оказывать услуги гражданам необходимо в режиме конкуренции за право оказывать эти услуги -- конкуренции между властью, бизнесом и общественными организациями. Экспертно установить возможности и вес этих  акторов в реализации услуг (в том числе, например, и объём сумм, которые следует передать в их распоряжение), а также заданные/«заказанные» общественные эффекты.  К примеру, областной комитет труда и занятости готов передать работодателям 50 000 рублей на обустройство одного места для многодетного работника или инвалида. Но, во-первых, работодатель считает (по делу? не по делу?), что он умрёт в процессе оформления этих денег под грудой бумаг, а во-вторых, -- гуманитарная инициатива с трудоустройством особо незащищенных категорий граждан больше никакими бонусами не обставлена. Пакета налоговых льгот, информационной поддержки благородного дела на всех его этапах, организации собственно оформления бумажек - такого набора услуг «пакетом» работодателю комитет не предлагает. А надо бы. И, возможно, до такого «пакета» быстрее додумается не власть, а бизнес или НКО-структура. Им и следует передавать функционал по поощрению работодателей, привечающих на своих площадках трудоспособных граждан из числа инвалидов, многодетных и др. Конкуренция идей и исполнителей - мобильный инструмент, поэтому важно вести оценочный мониторинг этих  процессов: замеры помогут вовремя скорректировать те или иные аспекты оказания услуг гражданам силами не одного только государства или органами местного самоуправления, а ещё и бизнеса и общественных организаций.


  1. Горделивый лозунг: кадры решают все - сегодня упирается в ущербную систему управления кадрами и вообще выполнения работ. Да, без людей никогда ничего не произойдет. Но, каким бы ни был талантливым пианист, он не сможет сыграть даже простые гаммы, если рядом будет стоять кто-нибудь с палкой и бить ему по рукам каждый раз, когда он протягивает руки к клавишам. В Новгородской области кадровый потенциал обессмысливается, потому что практикуется негативный кадровый отбор: профессионал входит в противоречие со сложившейся привычкой работы в органах власти или муниципальных структурах. Так лучшие работники уходят, остаются ... другие. В то же время плохой работник при правильной организации труда сможет работать так, как надо. К примеру, советские эмигранты, переехав в Америку, быстро усваивали: чтобы продавцу пива заработать в Советском Союзе - он пиво не доливал, а в Америке ему приходится кружки наполнять до самых краев.  Необходима новая организация кадровых потоков, где значимым критерием воспитания и отбора кадров выступает ответственность специалиста за конечный результат, а не за процесс работы.


  1. Пора перестать измерять результат работы власти в вовремя сданных отчетах (наверх в Москву, через СМИ - населению). Никогда и нигде вы не услышите от наших чиновников, в чем именно выражается результат их работы. Ибо тогда его можно проконтролировать и оценить эффективность чиновников. Когда читаешь разные отчеты наших властных структур, то всегда вспоминается детский мультфильм «38 попугаев». Там его герои взялись измерять длину удава своим ростом: слоненка, мартышки, попугая. После чего удав глубокомысленно заметил: «А в попугаях-то я значительно длиннее!». Так же и в отчетах: цифры, цифры, цифры. Чем они больше, тем лучше - впечатляют. 90 процентов (10 процентов из вежливости опущу) чиновников знают, в чём измеряются достижения (отчёт как показатель деятельности), и не знают, в чём выражается результат работы. Отец-основатель современного менеджмента, американский ученый Питер Друкер: менеджер 21 века, независимо от того, имеет ли управленец дело с коммерческой организацией, религиозной диаспорой или государством (любым), должен, прежде всего, четко определить, в чём выражается результат его работы. Это говорит только об одном - целью работы чиновников отнюдь не является эффективное оказание государственных и муниципальных услуг.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

  1. Если какой-либо орган не справляется, его нужно ликвидировать и только ликвидировать. Без всяких реформирований. А полномочия передать смежному. Сегодня наши чиновники заняты сохранением своего места, и инициатива здесь - противопоказана. Каждый высиживает свой срок в ожидании подачки (чина, премии) «за выслугу лет» - а не обслуживает развитие страны и благополучие граждан. На уровне государства и (кое-где) на уровне региона власть может подтолкнуть позитивные перемены не столько содержательным, сколько организационным волевым решением: хочешь сохранить за собой место - делай работу лучше, чем соседняя структура. Какие-нибудь Гостехнадзор и Ростехнадзор: чьи экономические показатели симпатичнее, кто лучше мотивирует «подопечных» на уменьшение смертности от несчастных случаев на самоходном транспорте - тому «сливаются» функции менее успешной структуры схожего профиля. «Соревнование на выбытие» - способ придать динамику косному и раздутому аппарату. ( Писано в январе 2012)


  1. Передать часть функционала и ресурсов от государственных структур к НКО и СРО, которые в определенной области работают более эффективно. Пример - околовоенный, раз уж у нас военно-штабная игра:)


В 1859 году у местечка Сольферино в Италии произошло сражение между объеденными войсками Франции, Пьемонта и Сардинии против австрийской армии.  9 000 больных и раненых противоборствующих армий остались умирать на поле боя. Дело в том, что после окончания наполеоновских войн, Европа больше 20 лет не знала больших сражений. Когда армия стоит гарнизоном, необходимости в штате военного времени нет. Поэтому численность врачей в армии сократилась радикально. И, когда началась война, оказывать помощь раненым было просто некому.

Случайным свидетелем указанных событий стал швейцарский предприниматель Жан Анри́ Дюна́н. Потрясенный увиденным, Дюнан пробует создать Общество помощи раненым. По его мысли на добровольной общественной основе в мирное время должен готовится медперсонал, который в военное время станет оказывать помощь жертвам войны. Благодаря его усилиям был основан Международный комитет Красного Креста  и в 1864 г. принята первая Женевская конвенция об улучшении участи раненых в сухопутной войне. В 1901 году Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира.

Это напоминает ситуацию у нас с лесными пожарами позапрошлым летом. Штаты пожарных были сокращены за ненадобностью, а как экстремальная ситуация -- для тушения существующей численности специалистов оказалось недостаточно. Люди, которые кормятся лесом, кровно заинтересованы в его сохранности. И они готовы работать в добровольных пожарных дружинах. Вполне ли властные структуры используют этот ресурс? Отнюдь.

А если не только власть, но и НКО и бизнес (СРО) будут красть? - спросите вы. Как без этого. Обязательно. Но - меньше: прозрачность расходования средств в условиях конкуренции возрастает. И ради охраны ресурсов не понадобится создавать новую структуру на миллион. Мы здесь как раз сэкономим. Потому что воры - это клиенты уже существующих правоохранительных органов.

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЛЮБОПЫТСТВУЮЩИХ


Посчитайте, сколько административных зданий было в Новгороде в советское время и сколько сейчас. И во сколько же вырос сам управленческий аппарат? И это при всеобщей компьютеризации. Кто-то скажет, что чиновничьи штаты так растут, потому что дел все больше. Истина же в том, что количество служащих и объем работы совершенно не связаны между собой. Число служащих постоянно возрастает, и прирост не изменится от того, уменьшилось ли, увеличилось или вообще исчезло количество дел. Я думаю, для части моих читателей - и будущих новгородских кадров во власти!:) -- есть смысл пересказать выкладки англичанина Сирила Паркинсона.

Он сделал наблюдение: во время второй мировой войны союзники разбомбили в Берлине здание министерства промышленности. В результате производство военной продукции в германии заметно выросло. Лишившись значительной части бюрократических барьеров, производство стало более эффективным.

Также Паркинсон заметил: несмотря на то, что с 1914 до 1928 года число военных судов уменьшилось с 62 до 20, личный состав флота за эти годы уменьшился на треть, служило в Адмиралтействе уже не 2000, а 3569 чиновников. Такими же были показатели штата министерства колоний в пору упадка империи. Штаты с 372 человек в 1935 года выросли до 1661 человека к 1954 году. Колония за колонией обретала самостоятельность, а штаты министерства колоний растут и растут. Путем несложных логических рассуждений Паркинсон пришел к выводу, что замеченные им парадоксы есть результат постоянно действующих факторов: 1) чиновник множит подчиненных; 2) чиновники работают друг для друга.

Чтобы освоить фактор 1, вообразим, что некий чиновник А жалуется на перегрузку. В данном случае неважно, кажется это ему или так оно и есть. Он просит себе в помощники двух подчиненных В и D. Нельзя взять на службу одного. Потому что он разделил бы работу с А и стал бы равен ему, и даже хуже, он метил бы на место А. Подчиненных должно быть не меньше двух, чтобы каждый придерживал другого, боясь, как бы тот его не обскакал. Когда на перегрузку пожалуется B (а он пожалуется), А с его согласия посоветует начальству взять и ему двух помощников. И т.д.

Когда уже семеро служащих делают то, что делал один, вступает в игру фактор 2. Семеро столько работают друг для друга, что все они загружены полностью, а А занят больше, чем прежде. Любая бумага должна предстать перед каждым. B решает, что она входит в ведение F, F набрасывает ответ и дает его С, С смело правит его и обращается к D, а D - к G. Однако G собрался в отпуск и передает дело Н, который снова пишет все начерно за подписью D и вручает бумагу С, а тот в свою очередь просматривает ее и кладет в новом виде на стол А.

А -- он внимательно читает документ, вычеркивает неудачные абзацы, привнесенные С и H, и возвращает его к тому виду, который был избран изначально разумным (хотя и склочным) F. Правит он и стиль - никто из этих юнцов языка своего толком не знает, и в результате мы видим тот вариант, который создал бы А, если бы B, С, D, F, G и H вообще не родились. Но вариант этот создало множество людей, и ушло на него немало времени. Никто не отлынивал от работы, все старались. Лишь поздно вечером А покидает свой пост, чтобы пуститься в долгий путь домой. Теперь во всех окнах его учреждения гаснет свет и тьма сгущается, знаменуя конец еще одного нелегкого трудового дня.

И стоит ли теперь удивляться, почему при переполненном служащими многоэтажном здании учреждения многометровая очередь граждан тянется к окошку, за которым их обслуживает одна единственная уставшая женщина-оператор. Остальным чиновникам просто нет времени и возможности заняться этими назойливыми посетителями.

МЫ ЭТО ИЗМЕНИМ. ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ. ДРАЙВА И РАБОТЫ БУДЕТ ПОРОВНУ:)

Новгородчина, власть, мотай на ус, СССР, Путин, кошмарики из опыта, вече 2.0, труд, выборы, город ждёт, норма, НКО, велосипед, Сергей Митин, Михайлова, общественники, СМИ, политика, цитаты

Previous post Next post
Up