Who is Mr. Медведев?
Менее года осталось до следующих выборов гаранта российской Конституции, и наконец, спустя три года после выборов, можно начать подводить итоги деятельности самого необычного правителя России после Симеона Бекбулатовича.
Но перед этим необходимо кратко сказать, кем был его предшественник Mr. Путин.
Необходимо оговориться, что автор поста не является сторонником революционных ситуаций и считает, что России следует всячески избегать такого хода развития, в первую очередь из-за трагических событий двадцатого века (век двадцатый оказался сплошной трагедией для страны именно ввиду революционных событий).
Также следует сказать, что хотя многие совершенно обоснованно считают Медведева ставленником Путина, в России имеет весьма большое значение, кто стоит номинально у власти. В связи с этим, например, припоминается, что реформы в сельском хозяйстве 1953 года народ назвал «маленковскими», хотя роль Маленкова вряд ли была в них определяющей. Просто в момент их проведения Сталина уже не было, а Хрущев еще не укрепился на вершине власти. Номинально руководил страной Маленков, отсюда и название реформ.
Нет споров, что придя к власти в 1999 году, ВВП в течение примерно четырех лет сумел относительно стабилизировать ситуацию в стране и дать населению определенные надежды. Выстраивание пресловутой «вертикали власти» сопровождалось ломкой едва сложившихся демократических институтов, наездами на свободную прессу и прочими негативными моментами, вызывавшими справедливую критику со стороны. До какого-то момента казалось, что всё это временное явление, затем стало понятно, что такая политика - сама суть преемника Ельцина.
Тем не менее, высокие цены на нефть, а также своего рода энтузиазм малого бизнеса, вздохнувшего полной грудью после налоговых реформ, позволили стране вполне сносно существовать до осени 2008 года, то есть вплоть до окончания второго срока Путина и назначения Медведева президентом страны.
ВВП вообще за весь срок пребывания у власти совершил, на мой взгляд, лишь четыре ошибки.
Правда, это если брать в расчет ошибки системные.
Первой ошибкой Путина было введение праздника 4 ноября в 2005 году. Поскольку идеологической основой деятельности ВВП служит некая теория «либерального империализма» (автор термина Чубайс, означает скрещивание советского интернационализма с рыночными законами под крышей ФСБ), то появление официального праздника у русских националистов стало для режима своего рода шокирующей неожиданностью.
Второй ошибкой ВВП было нежелание идти на третий срок президентства под влиянием каких-то теоретических бредней о некой демократии. В условиях 2008 года, если кто и верил, что у нас могут проходить свободные выборы, так это только западные аналитики. Им можно вешать на уши любую лапшу. И - соответственно, верный своим принципам, ВВП выбрал того, кто вроде не представлял никакой лично для него опасности, то есть крайне слабого политика из всей группы претендентов.
Третьей ошибкой Путина стала откровенная ставка на бюрократический аппарат в 2005-08 годах, хотя, осмелюсь сказать, после налоговых реформ 2000-04 годов поддержка Путина со стороны малого и среднего бизнеса приближалась к ста процентам. Весьма возможно, что это - самая главная ошибка Путина в жизни…
Ну, и четвертой системной ошибкой явилось, когда уже на посту премьера ВВП, в условиях разразившегося мирового кризиса, поддержал несколькими триллионами рублей банковский и олигархический капитал в ущерб реальному сектору экономики.
Можно говорить и о менее масштабных ошибках, приведших к весьма печальным последствиям (принятие Лесного кодекса способствовало, например, огромному количеству лесных пожаров в 2011 году), но эти ошибки вряд ли можно считать системными. В случае если бы не аномально сухое лето 2010 года, про Лесной кодекс никто бы сейчас и не вспоминал.
Однако вторая системная ошибка Путина может иметь роковые последствия как для него и его режима, так и для страны в целом.
Дело в том, что к моменту вступления Медведева на пост президента в стране уже установились более-менее понятные правила игры. Говоря проще, были фактически поделены все сферы интересов между отдельными группами своеобразного российского общества нулевых годов.
То есть, преемнику можно было и не слишком себя активно вести. В армии есть такая поговорка: «Не трогай, а то сломается».
Однако преемник в армии не служил. Он стал трогать. Тем более что часть либерально настроенных кругов (в момент резкого снижения популярности либеральных идей на Западе, это я кстати) стала активно продвигать в массовое сознание идею, что преемник должен проводить свою, независимую от Путина политику. Какая она должна быть, эта политика, никто не представлял, но преемник, похоже, всерьез решил попробовать.
Проводя аналогию с Горбачевым, следует сказать, что нет хуже реформатора, чем тот, который не видит перед собой ясной цели.
Поскольку я занимаюсь судебной практикой, то мне легче показать, что из всего этого получилось, в первую очередь на примере вмешательства президента в деятельность правовых структур.
Первый раз юристы насторожились, когда в июле 2008 года были введены новеллы в разграничение судебных споров между мировыми и федеральными судьями. То есть, как это было сделано. Мировые судьи рассматривали споры при цене иска до 50 000 рублей, планку подняли до 100 000 рублей. Ничего неожиданного и страшного в этом нет, однако закон вводился в действие с… момента опубликования. Учитывая, что «Российская газета» в некоторые районы России доставляется через 5-6 дней, этот нонсенс означал: аппарат нового президента, и он сам слабо представляют, что такое практическая судебная работа и что такое вообще наша Россия.
Ничего подобного не происходило ранее.
Этот маленький пример уже тогда дал возможность сделать крайне негативные выводы в отношении будущей деятельности назначенца на президентский пост. К сожалению, мы не ошиблись.
Не хочется даже и говорить о вопросах освидетельствования водителей на состояние опьянения, когда президент и его помощники, обчитавшись (иначе и не скажешь) олигофренов-журналистов и «Интернету», приняли жуткую новеллу, что в крови проверяемых не должно быть вообще никакого алкоголя.
Куда более существенным представляется то, что сложившаяся при ВВП система коррупции получила при Медведеве свое дальнейшее развитие и стала галопирующей.
Как известно, не только король создает свиту, но и свита создает короля. Непонятно, откуда эту идею взял преемник, представляется, что не обошлось без однокашников гаранта, работающих в прокуратуре. А случилось следующее.
К 2008 году работники силовых структур фактически уже «крышевали» весь серьезный бизнес. Скажем, газ, нефть и мобильная связь «курировались» ФСБ. Менее прибыльные или более грязные сферы (скажем, та же проституция) находились «под патронажем» МВД.
И оставалась прокуратура. Этот орган, в силу своего положения, оказался «не у дел». То есть, строго говоря, «надзор за исполнением законов» позволял работникам прокуратуры заниматься всем, чего их душа пожелает, ввиду чего в прокуратуре уже тогда появились некие личности, числящиеся в штате, но решительно там ничего не делающие. Это были дети и родственники высокопоставленных сотрудников правовых структур либо таких же, аналогичных персонажей. Кто-то за них писал в это время кандидатские и докторские, а они разъезжали в свое удовольствие на подаренных «Мерседесах». Но в целом прокуратура находилась достаточно далеко от бизнеса. Тем временем в стране стали складываться частные экспертно-правовые организации, специализирующиеся на защите бизнеса от произвола государства.
Явно желая сделать приятное своим однокурсникам, преемник подкинул массам идею, что прокуратура должна вмешаться в дела бизнеса, чтобы государство перестало «кошмарить» бизнес. На самом деле прокуратура хотела получить свои сферы интересов в бизнесе, так как считала себя обделенной. Трезвые аналитики уже тогда говорили, что прокуратура ни в одной цивилизованной стране мира не занимается вопросами бизнеса, что это нонсенс.
Никто никого не слушал. Гаранту хотелось реформ, а прокурорам - денег.
Получив наказ «защитить бизнес от государства», прокуратура, радостно урча от предвкушения, рванулась наверстывать все неполученное ими в ходе становления рынка в России.
Итоги не заставили себя ждать. Будучи ранее достаточно, скажем так, относительно инертным и консервативным правовым органом ввиду отсутствия шальных денег, прокуратура не была замечена в каких-либо серьезных скандальных событиях. Однако одно дело работник правовой структуры без больших денег и без каких-либо серьезных обязанностей, и совершенно другое дело - тот же самый работник с шальными нечестными деньгами.
Я даже не буду упоминать, сколько скандалов разного рода случилось с прокурорскими работниками в последние два года, как они стали насиловать детей, гонять пьяными на автомобилях и совершать иные мерзости. Факт, что прокуратуре для абсолютно полного разложения хватило пары лет.
Скажу лишь, что скандал с игровыми аппаратами в Московской области впрямую связан с теми реформами, которые провел назначенец. Раньше все это даже трудно было себе представить.
Возникает вопрос, когда прокурорских работников начнут отстреливать. В деле крышевания казино обязательно должны быть трупы, это закон физики.
Добавлю, что в реальной жизни работа прокуратуры сводится к набору определённого числа «галочек» в отчете, поэтому там быстро дошли в работе с бизнес-структурами до того, что стали измерять расстояние между магазином, торгующим сигаретами, до ближайшей музыкальной школы. А также до аттестации рабочего места продавца канцелярских товаров (чем принципиально отличается это рабочее место от рабочего места домохозяйки, убей Бог, не понять). Такая вот защита…
Теперь - о милиции… или о полиции… Неизвестно, откуда появилась такая идея с переименованием, не исключено, что мы видим банальный «реформаторский зуд». Работники милиции и раньше не очень сильно уважали свою работу, и при принятии закона с явно негативным для российского (русского) уха названием, видимо, следовало провести хотя бы какой-то опрос их мнения насчет того, как они хотят называться. Пока же я не видел ни одного рядового работника МВД, кому такое название нравится. Экая, вроде бы мелочь, подумаешь, скажут некоторые. Однако не надо забывать, что в России крайне щепетильно относятся к словам. Поэтому не рискну назвать те эпитеты, которыми одарили авторов переименования на самом низовом уровне МВД.
Не станем говорить про ФСБ, которая, как мне видится, осталась вообще вне всякого подчинения гаранту.
А вот про Следственный комитет следует сказать, что данная организация была создана еще до Медведева, и мне совершенно непонятно, почему в последнее время в масс-медиа усиленно протаскивается лживое утверждение, якобы эта новая организация является результатом реформ последнего президента. Добавлю, что поскольку всё, что подвергается реформированию путинским назначенцем, развращается и гниет изнутри, за данный правовой орган становится страшно («Не трогай, а то сломается»).
Особый разговор о судьях. Следует сказать, что последние события в судейской жизни (скажем, проект закона о судейских зарплатах) говорят, что аппарат Медведева, да и он сам совершенно не представляют, что такое судейская работа, кто такие судьи и что они, собственно говоря, делают.
Сказать прямо, серьезно вопрос о зарплатах судьям не стоял. Откуда возникла эта тема, непонятно, но видится рука Кудрина. Кстати, скажу откровенно, что бы кому ни вещал там Кудрин, в юридических кругах он считается крайне некомпетентным министром.
Впрочем, у нас сегодня вообще самое некомпетентное правительство за всю историю России.
Так вот. Судьи своими зарплатами были в основном довольны. Но… Реформаторы этот вопрос подняли…
«Не трогай, а то сломается»…
Сочиняя проект совершенно ненужного нового закона, авторы этого бреда приравняли судей к… государственным чиновникам.
Тот, кто реально знает судейскую работу не понаслышке, совершенно четко представляют себе, что по интенсивности работа любого государственного чиновника не превышает 10-15% от интенсивности работы судьи. По степени важности… Знаете, если в каком-нибудь районе распустить все органы власти, могут и не заметить… А вот исчезновение суда заметят сразу, и заметят все…
Работа судьи - это тяжкий, колоссально трудоемкий процесс. Не случайно, что когда на первых порах из-за достаточно высокой зарплаты на должности мировых судей местные региональные элиты стали пробивать своих родственников, то они быстро к этому охладели. Оказалось, что там нужно реально… работать. Сроки, отчетность, нервные судебные процессы…
Замечено, что, как правило, если первые три-четыре года судья не уходит, то он работает дальше. То есть первые четыре года - крайне тяжелые…
Есть суды, безусловно, куда устраивают «по блату», но в основном это суды больших городов, и даже там детям местных элит приходится крайне нелегко. Потому, что это - очень реальная и тяжелая работа.
Поэтому не случайно судьи крайне негативно отнеслись к тому, что их каким-то образом причисляют к государственным чиновникам. Многие посчитали это прямым оскорблением.
И при этом назначенный Путиным горе-президент умудрился еще и оскорбить судей на телевидении («А что, судьи взятки не берут?»)
Тут такое дело… Дело в том, что подавляющее большинство провинциальных судей действительно не берет взяток. Там есть свои негативные моменты (родственные связи, знакомства и прочее), но я повторю - судьи в провинциях мзду не берут, у них весьма неплохие, особенно для провинции, зарплаты. Москва - дело другое, о ней особый разговор. Но ведь Россия - это не только Москва…
Таким образом, присовокупив к сказанному выше резкое повышение в бизнесе отчислений от фонда зарплаты (на выплаченный работнику рубль нужно отдать государству 54 копейки), резюмируем, что (по крайней мере):
1. Судьи президентом недовольны.
2. Работники МВД президентом недовольны.
3. ФСБ… затрудняюсь, но скорее всего, они тоже президентом недовольны.
4. Работники прокуратуры президентом довольны… Некоторые… Не все… Далеко не все…
5. Бизнес, малый и средний, президентом недоволен крайне.
Остается задать вопрос - а есть какая-то группа населения, довольная деятельностью нынешнего гаранта Конституции???
Даже в политике - либералы им недовольны, националисты в упор не видят, кавказские лидеры не считаются.
Надо сказать, что, что при рассмотрении вопроса, who is Mr. Медведев, и как работает «тандем», никто еще не ставил вопрос следующим образом - а что представляет собой Медведев без Путина??? Все рассматривают ситуацию, в которой ВВП вечен. Это удивительно. Потому, что пока в народе популярен Путин, вместе с ним популярен и Медведев. Исчезнет первое - исчезнет и второе. И неудивительно то, что при такой постановке вопроса президент самой большой страны начинает выглядеть как шарик, из которого выпустили воздух.
Поэтому смешно выглядит, как Медведев увлеченно рассказывает про Александра Второго. Он что, всерьез думает, что он каким-то боком похож на Царя Освободителя?
Я как-то так полагаю, что он похож на других царей - причем сразу на двоих.
Ему надо обязательно сняться между портретами Петра Третьего и Павла Первого.
Чтобы ответить на вопрос, who is Mr. Медведев.