Дьяволы (The Devils) Кена Расселла

May 19, 2012 09:19

Стремясь к укреплению королевской власти, Кардинал Ришелье борется с протестантской оппозицией. По всей стране сносятся фортификационные сооружения, способные стать для них прибежищем. Летят камни с вековых замков, разносятся стены некогда суверенных городов «государств в государстве» - стоявших тут веками со времен Средневековья, Франция становиться единой и централизованной. Семнадцатый век, эпоха противоречий - над Европой еще витает дух Возрождения с его идеалом человека-титана, но его, без декомпрессии, уже выбивает Просвещение с его культом разума и служения общим идеалам, а в воздухе, застоявшемся в старых стенах луденского монастыря законсервировано Средневековье. Аура психоза и сексуальной неудовлетворенности. Одержимость, бичевания, истерия, безумие, молодые ангельские лица, старые обезбраженные рожи - напоминание юным о скорой участи. И, все как одна съезжают с катушек от страсти к самому красивому мужчине в городе и по совместительству Божьему работнику, вставшему на пути разрушения белых городских стен. Борьба отца Грандье против единой, не разграниченной каменными стенами Франции - сражение за автономность своего внутреннего мира и «Я». То же самое желание, терзающие луденских монахинь, нерастраченная энергия не нашедшая выхода наружу.. Одна и та же дорога и проводящая к скотству одних и величию других.



Такая расстановка сил не случайна в европейской культуре. С одной стороны монастырь даже будучи одержимым, предстает местом, где сконцентрировано все мистическое, сакральное, в противовес мирской и земной жизни, не располагающей ни к безумствам, ни к особой святости, ни к особым безумиям и грехам. К слову это очень спорный момент и сама история против этого яростно протестует, но для Рассела кажется, было важно размещение своих героев в неком пространстве, где все полюса накалены до предела. То, что его «Дьяволы» театральны, а место действия слегка осовременено (средневековые стены Лудона построены из силикатного кирпича, костюмы героев) - не случайно и намекает на нашу собственную эпоху эклектики и безвременья. Добро и зло амбивалентны и часто друг с другом рука об руку ходят, но не некие абстракции третьего порядка, а вполне реальные силы, различать которые в повседневной жизни, собственно, и есть суть борьбы с нечистым.  Хотя у Рассела получилось, конечно, шире и так, что всякий может интерпретировать как на душу ляжет, то есть как повод к смыслообразованию. Что видимо ему и требовалось сказать этим фильмом - важно думать, различать, то есть то, как мы себя реализуем.

PS В фильме есть просто офигительные сцены одержимости. Например эта, технично вырезанная из фильма - http://www.dailymotion.com/video/xej7s6_the-devils-1971_shortfilms (киндеры, не смотреть!). Очень интересует, кстати, вопрос - чего можно почитать на тему одержимых монастырей?

Европа, апокалипсис, Кино

Previous post Next post
Up