Заходишь в кинотеатр и попадаешь в какое-то «Время назад». Полное ощущение, что цивилизация вообще не обновляется. В трейлерах крутят Тома Хенкса в фильме по роману Дэна Брауна, на афишах «Бэн Гур» (дабожижтымой!), а мы, значит, на «Великолепную семерку». Вестерны, где герои бьются за справедливость «здесь и сейчас», в отличии от многого другого, мне всегда казались олдовыми в хорошем смысле и отражающими мифологию Америки, какой она была задумана изначально, и в этом смысле она очень близка нашей ментальности. Ведь и не зря жанр, как квинтэссенцию американского сознания, сменили фильмы про супергероев и мессианскую роль США в мире.
1960
В новой «Семерки» все почти так же, как и в старой. Только вместо мексиканской деревни, терроризируемой местным бандитом (тот же «экспорт демократии»), семерых бойцов для защиты от местного капиталиста нанимает небольшой американский городок. Народ все больше понимает, кто его главные враги. Антагонист, которого играет Питер Сарсгаард открытым текстом же говорит «Капитализм у нас - религия, идти против него- все равно, что против Бога» и мечтает о величии «как у Ротшильда». Если в старом фильме большая «семерки» (кроме Юла Бриннера, Стива Маккуина и молодого парня, самого юного члена команды) сливается и не запоминается, то тут их предпочли сделать как можно разнообразными и представить все слои населения. Местами доходило до смешного, прямо какой-то Коминтерн - чернокожий, ковбой-игрок, стрелок-конфедерат, протестант, бандит-мексиканец, китаец, индеец и женщина (женщина - не входит в семерку, но у нее одна из самых ключевых ролей). Я то не против, только на раскрытие всей этой орды персонажей ушла уйма хронометража и вербовка с представлением всех участников занимает добрую половину фильма.
Click to view
Дензел Вашингтон ни разу не тянет на Юла Бриннера. Ибо Юл Бриннер - ироничный, стройный и харизматичный, а Вашингтон - пафосный, тяжелый и вообще никакой. Зато Крис Пратт (внезапно!) вполне заменил Маккуина. Питер Сарсгаард и Итан Хоук оказывается сильно постарели. Они то адекватны своим персонажам и играют хорошо, просто это какое-то печальное открытие. Бен Хон Ли все так же молод и красив, только усы ему не идут. В конце концов череда знакомств заканчивается и начинается то, что мы больше всего любим в вестернах - мочилово. Вот вся вторая половина просто отличная, а финальная разборка местами напоминала недавнюю «Битву бастардов» в «Игре престолов» (конкретно эпизоды «одиночка против конницы», «обстрел собственного войска», «гибель великана», ну самого большого участника, причем от тех же стрел). Использована тема зла прогресса и преимущества оружия нового типа (я ее называю «против пулемета нет приема»). Вот она как раз пришла из оригинальных «Семи самураев» Курасавы - в «Семерке» 1960 года ее нет, ибо для американского кино того времени она была нехарактерна. По итогам все оказалось гораздо лучше, чем можно было ожидать при таких негативных отзывах. Впрочем, жанр умирает, как я уже говорила, хотя с другой стороны, возможно, что мы в преддверии ренессанса - сборы то не так плохи.
ЗЫ И да, чтобы два раза не вставать. Из недавних неовестернов очень хороший датский вестерн (вы таки будете смеяться еще, но снятый в Южной Африке) - «Спасение» (The Salvation) с Мадсом Миккельсеном, Евой Грин и Джефри Дином Морганом.
Click to view
Сопоставимая вещь, собранная, как по кубикам из тех же классических ингредиентов - бодрое шествие диковатого капитализма, сгон людей с земли (тут еще и земля с нефтью), месть. Только тут главный герой стал участником событий не по своей воли, а людишки из городка то хреновыми и несознательными людишками то оказались. И Миккельсен удаляется в закат вместе с немой Евой Грин не с чувством выполненного долга, как герои «Семерки», а в гордом презрении. Видимо, так и жить изгоями. Как-то жестче, мизантропичней и безжалостней, мне понравилось даже больше, чем сабж.