«Уикенд» (Week End), 1967, Жан-Люк Годар

Jul 26, 2016 23:27




"- Маркс говорил «Все люди братья»
- Это был не Маркс. Другой коммунист - Иисус вроде.
- В любом случае, мне все равно. Мы живем не в Средние века"

Годар, называя винтовкой, озвучивает только часть его предназначения. Доведенный до последней черты человек может убить подвернувшегося под руку урода с мордой эксплуататора, но что даст ему свободу? «Бонни и Клайд», гоняющиеся за вечным призраком, материализация чаяний всех обездоленных Великой депрессии, в фильмах Годара могут обрести заветную волю только одной ценой - ценой смерти. Герои «Уик-энда» мертвы с самого начала. Их путешествие по Франции-1967 - путешествие семейной по загробному миру, только без Виргилия в качестве проводника. Мир тотальной разобщенности, декомунникации, взаимной неприязни и технического процесса. Предчувствие майских событий 1968 года, ставших отражением других более глобальных событий.

Многие не впишутся в поворот после всеобщего отрезвления. Для других скандирование цитат из маленькой Красной книжки закончится благополучием университетских кафедр и тихой буржуазной жизнью. «Дети Маркса и Кока-колы» («Мужское-женское»). Имитационный бунт персонажей «Уик-энда», полноценных продуктов общества потребления, которых и свобода влечет, но и привычный комфорт не охота терять, уходит в пустоту. Все попытки атомизированной, априори несвободной личности нарушить какие-либо общественные табу наталкиваются на то, что жить после этого становится мучительно некомфортно, если не самому борцу с устоями, так всем остальным. Потому что эти устои не выдуманы кем-то, а являются естественным порождением общества. А если так, то уж лучше пусть хуже будет остальным, чем самому стороннику индивидуальных свобод. «Он молодой, красивый, богатый! Ему обязаны были уступать дорогу все - толстые, бедные, старые». Это, между прочим, привычная шизофрения большинства современных людей - и хозяин, и раб в одном лице. Жертва «общества потребления» и одновременно орудие ее распространения. Что и ведет ко все большей атомизации и росту неприязни, и попытки избавится от табу путем все новых преступления, что приводит у Годара уже к тотальному нигилизму и потреблению в кубе - например, к буквальному каннибализму.


Итак, герои и пророки лежат в земле. Вчерашние революционеры обуржуазились. Неизбывна только неприязнь. Она скапливается в спальных районах, пригородах и гетто. Караулит по ночам у станций метро или в темных углах парков. Носит нож, а может и купленный нелегально пистолет. Те, кому нечего терять. Очень актуальный такой для Франции сейчас фильм (наверное). Да и для России тоже.

Франция, Кино

Previous post Next post
Up