Театр Ермоловой. "Оркестр мечты. Медь"
Режиссер-постановщик программы - народный артист России, лауреат Государственных премий России Олег Меньшиков
Главный дирижер - Денис Виноградов
Хореограф-постановщик - Егор Дружинин
https://www.ermolova.ru/repertoire/view/8/ На сцене - Олег Меньшиков и его духовой оркестр, рассказывающий грустные и смешные истории, оркестр поющий, танцующий, солирующий и аккомпанирующий. Любой номер программы - это театральная миниатюра, которую воплощает группа "актеров" с инструментами. Виртуозно работая в синтезе различных жанров, 30 артистов соединяют слово, музыку, танец, костюмы и многое другое и наполняют своей невероятной энергией и мощным звучанием духовых инструментов зрительный зал и все пространство вокруг, подчеркивая настроение каждой исполняемой пьесы.
Click to view
Внезапно! и при этом как-то совершенно укладываясь в общий сценарий, оказалось, что мы попали на юбилейное, с достойной цифрой, трехсотое представление спектакля. А разбирая обнаруженные ролики с фрагментами постановки, обнаруживаю, что некоторые сцены, номера, костюмы изменились, поменялись, как и положено живому организму.
Сегодня режиссер-постановщик и главный говорящий актер был в идеальной форме во всех отношениях, даже опасаюсь некоторые старые записи представлять на суд публики, но уж как получится.
Что ж, попробуем? Если не остановить мгновенье, то, по крайней мере, задержать.
Я - не поэт, и не брюнет, и не герой! - заявляю заранее.
Но буду ждать и тосковать, если ты не придешь на свидание.
Click to view
Играющий и играющий Оркестр мечты.
Click to view
Глава, которая называется "Любимый артист". (1:31)
Есть в театре одна, пожалуй, самая главная категория, главный ранг, главное звание - любимый артист. Ну, знаете: есть народный артист, заслуженный артист, лауреат премий и орденов. Фаина Георгиевна Раневская называла это "похоронные принадлежности".
Так вот, любимый артист. До этого звания нельзя дослужиться, потому что это звание даете вы, зрительный зал, и, кстати, совершенно не обязательно весь. Пусть один, два человека. Когда кто-то бежит в антракте за цветами, потому что увидел артиста, которого без цветов просто не может отпустить - это дорогого стоит, это значит, у вас появился любимый артист. Любимец публики - это здорово, но это для всех, а любимый артист - это, извините, только для себя. И это не обязательно медийное лицо, нет. Он просто заставляет ваше сердце биться чаще. Он просто вызывает восхищенный вздох: как он это делает?
И на него начинают ходить, его ждут, ему почти все прощают, лишь бы испытать еще раз полувосторг-полуудивление: как он это делает? У этого вопроса нет практической цели, потому что ответ никому не нужен, лишь бы все было, как всегда. У любви нет логики. Ну, казалось бы, зачем смотреть одно и то же? Зачем ходить на один и тот же спектакль, смотреть один и тот же фильм? Получать ровно то, что ожидаешь, - зачем? Мы готовы бесконечно удивляться тому, что знаем до жеста, до обертона, до поворота головы. Вот какая это странная и непонятная любовь.
Именно так, затаив дыхание, я до сих пор смотрю на Андрея Миронова. Это один из моих любимых артистов. Я его увидел в детстве, и все. Я даже не понимаю, что стряслось. Я никогда не хотел стать артистом - я хотел стать Андреем Мироновым.
Click to view
Вот и все. Смежили очи гении.
И когда померкли небеса,
Словно в опустевшем помещении
Стали слышны наши голоса.
Тянем, тянем слово залежалое,
Говорим и вяло и темно.
Как нас чествуют и как нас жалуют!
Нету их. И все разрешено.
Давид Самойлов
Александр Вертинский. Танго "Магнолия"
Click to view
Так, совершенно ожидаемым образом, разъяснилось обилие узнаваемых жестов и танцевальных па, используемых артистом, а когда зритель с ним согласен, это только усиливает впечатление.
Несколько театральных вечеров назад, отправившись на разведку в любимый театр, я уловила в репликах Алисы интонации Галины Тюниной и поверила, что с театром все в порядке. (Замечание в скобках по воле режиссера).
Глава номер 8 ½ (0:00 - 3:50)
Я однажды увидел необыкновенную радугу. Это была черно-белая радуга. И у этой радуги было имя. Эту радугу звали Федерико Феллини. Я точно помню, что уже учился в институте, когда это произошло, но я не помню кинотеатр, где это произошло. Более того, я не помню фильм, который я смотрел. И я абсолютно уверен, что я ничего не понял из того, что происходило на экране. Но! Несмотря на все это, я совершенно отчетливо могу передать ощущение, как это ни странно, от увиденного. Восторг и удивление от того, что такое кино вообще в принципе может существовать, от того, что счастье, оказывается, может быть черно-белым.
Click to view
И вдруг мир вокруг меня стал чуть другим, хотя остался прежним, но к его партитуре добавились новые, неизвестные мне до этого нотки.
Потом, какое-то время спустя, Михаил Михайлович Козаков подарил мне осколок этой радуги. У него дома была пластинка с записями музыки к фильмам Федерико Феллини. Как вы понимаете, в то время в Москве с трудом можно было найти пару-тройку человек, у которых была бы такая пластинка. Я с огромным трудом выклянчил эту пластинку и переписал на свой магнитофон.
Михаил Михайлович Козаков подарил мне музыку моей молодости. Она звучала со мной везде: не было магнитофона, я ее пел, она звучала внутри, я с ней ложился, с ней просыпался.
И я очень долгое время был уверен, что только женщина с таким необычным для нас именем Нино Рота может писать такую волшебную музыку.
Click to view
Кстати, Олег, следует, пожалуй, добавить Евгеньевич, вспоминая того преподавателя, которому было 70 плюс-минус, восхищался тем, что в аудиторию на верхнем этаже тот взбегал через две ступеньки - время, когда ты молод..
Совсем недавно я совершил открытие. Открытие совершенно бесполезное и отчасти очень-очень горькое. Суть его чрезвычайно проста: наши мечты мельчают ровно пропорционально увеличению нашего роста, то есть с возрастом наши мечты становятся мельче и мельче, и их становится все меньше и меньше. А по мере приближения к нашим финальным титрам они почти совсем исчезают. Почему? Мы же никогда не задумываемся об этом. Отчего, например, лет в восемь поздним вечером, лежа на даче в гамаке, ты рассматриваешь необъятное звездное небо в надежде долететь когда-нибудь до самой яркой звезд в самой далекой галактике. А чтобы вернее проложить маршрут, ты вооружаешься дедовской подзорной трубой, буквально прилипаешь к ней глазом, разглядываешь звездный калейдоскоп, ищешь свой звездный маршрут, свою орбиту. И только в кошмарном сне может пригрезится тебе, что очень скоро настанет время, и твой звездный маршрут будет до обидного однообразен.
Не забывайте свои мечты, не отказывайтесь от них, иначе они обидятся и уйдут к другим людям. Сопротивляйтесь! - убеждает актер.
В первой части спектакля музыканты одеты в рабочие комбинезоны, а я их как-то так и воспринимаю. И лишь во второй части они появляются в концертных костюмах.
Из предисловия. (2:39 - 4:42)
Как остановить мгновенье? Как его поймать? Как забальзамировать со всеми цветами, запахами, ощущениями, звуками? В каком формате снять? Ведь надо так много сохранить в памяти: какие-то житейские ситуации, какие-то важные события. И надо, чтобы они не поблекли, не пожелтели, как фотографии в старом фотоальбоме. Чтобы они не стали такими милыми пронафталиненными воспоминаниями, а так их зафиксировать, чтобы с ними жить, чувствовать, спешить. Как вот это сделать? Вы знаете способ? Я не знал. Пока не решил просто попробовать записать - старый дедовский метод. Знаете, оказалось самый лучший. Ну, а как еще сделать родителей моложе, себя беззаботнее, окружающих хотя бы чуточку дружелюбнее? Оказалось, что это большая работа, поверьте, это очень трудно. Очень трудно составить такой паззл, но интересно. Главное попробовать. Я только в начале пути. Многое надо сопоставить, ничего не пропустить. И вот постепенно стали складываться предложения, образы, небольшие главки, зарисовки. И все время, пока я копался в себе и восстанавливал ощущения, в голове кружились какие-то мелодии. Все время звучала музыка, и я понял, что она, конечно же, тоже неотделима от моих воспоминаний. Поэтому сегодня, когда я попробую поделиться с вами небольшими кусочками моей работы, нас тоже будет сопровождать музыка, или мы будем двигаться вслед за ней. Итак.
Вот так, кусочками (4:43 - 8:10)
Click to view
Соло барабанщиков - традиционный номер программы, который неизменно вызывает бурю восторгов.
Click to view
Такой номер был не один, и были не совсем традиционные. К примеру, замечательно барабанили на стульях.
А затем свет погас, а палочки засветились. Парящие в воздухе огоньки под ритмичный перестук. Что-то вроде чаплинского танца с булочками.
Или вспомните "Болеро" Равеля. В продолжение всего исполнения барабанщик должен выстукивать четкий ритм.
Вот он, в слиянии прожекторов. А как сияют медные раструбы!
Произведение вынудило музыкантов двинуться в зрительный зал.
"Я написал всего лишь один шедевр - "Болеро". К сожалению, в нем нет музыки". Морис Равель
Вы помните, как начинается дождь и гроза? Чтобы их изобразить, музыканты отложили свои инструменты.
Click to view
Однако, это было ничуть не всё. В нашем рассказе номера перемешались, порядок, задуманный автором, нарушен по его же воле. Большая часть осталась за скобками, но вот чечетка. Чечетка из самого начала спектакля и воспоминания о двух мюзиклах: "Фантом оперы" и "Jesus Christ Superstar". С исполнением мечт, конечно же.
Click to view
О, сэ си бон. Ну, до чего ж сэ си бон. Ну, до того сэ си бон, что просто сэ си бон.
Click to view