- ...значит ли это, что ты отказываешься быть моим гостем?
Под натянутым пологом, колыхавшимся в такт редким порывам ветра, расположился на походном ложе, укрытом ковром, смуглый тучный человек в пестром одеянии. Двое молчаливых слуг по бокам от него время от времени взмахивали большими веерами, разгоняя тяжелый полуденный воздух. Стоявший перед ним со скрещенными на груди руками человек переступил с ноги на ногу. Одет он был совсем просто: рыжеватый поношенный плащ прикрывал незамысловатый дорожный наряд - просторную рубахи и широкие штаны, заправленные в видавшие виды песчаные сапоги. Глаза человека были скрыты за черной повязкой, а в длинную бороду вплетены несколько ярких кожаных шнурков.
- Видишь ли, вождь, в мои планы не входило задерживаться в дороге. Я очень ценю твое приглашение, но вынужден отказаться от него. - Человек слегка наклонил голову. - Мой путь не близок, позволь мне продолжить его.
- Ты отказываешься разделить со мной воду и пищу? Твой отказ оскорбляет меня, странник, ты понимаешь это?
Человек в повязке вновь переступил с ноги на ногу.
- Вождь, любому, кто спросит меня, я с чистой совестью скажу, что сам отказался от твоего предложения, что ты горел желанием оказать мне самый радушный прием, и только неотложные обстоятельства помешали мне воспользоваться твоим гостеприимством. Я обещаю, что непременно расскажу сам, что повстречал тебя во время своего странствия и, скрепя сердце, был вынужден отказаться стать твоим гостем, ибо дела мои на тот момент были столь спешны, что не оставили мне времени проявить к тебе должное уважение.
Лицо вождя сморщилось в недовольной гримасе.
- Знаешь ли ты, что до сего дня никто не отказывался от моего предложения? И ты хочешь, чтобы я вот так просто... - Он пошевелил пальцами, украшенными многочисленными перстнями, - ...вот так просто... Ты понимаешь, что твой отказ оскорбляет меня?! - Он чуть повысил голос. - А оказываю тебе честь, а ты отвергаешь ее!
- Послушай, вождь... - стоявший покачал головой, - если ты хочешь оказать мне честь, позволь мне продолжить путь.
- Ты заставляешь меня удержать тебя силой. - Вождь укоризненно покачал головой. - Посуди сам, могу ли я поступить иначе? Наши пути пересеклись, и что я буду отвечать, когда меня станут спрашивать, оказал ли я тебе честь, приняв у себя в качестве гостя?.. Я смогу лишь развести руками, но уста мои останутся немы, потому что я не смогу ничего ответить.
- Но, вождь... - человек в плаще уже не просто покачал головой, а склонился в поклоне. - Я же дал тебе слово, что всем буду рассказывать, что я сам отказался принять твое предложение, не смотря на все твои уговоры. Обстоятельства сложились так, что дела мои не могут ждать. В том нет для тебя бесчестья. Позволь мне...
- Правду говорят, что ты строптив и зачастую непочтителен. - Вождь несколько раз хлопнул в ладоши. - Ты расстраиваешь меня, почтенный...
В этот момент к пологу подбежало несколько человек. Отвесив низкие поклоны, они замерли в ожидании приказов.
- Почтенный странник будет сегодня нашим гостем! - Вождь встал с ложа и, разминая плечи, потянулся. - Проследите, чтобы он ни в чем не испытывал нужды. И особо проследите, - вождь подошел ближе к своему "гостю", - чтобы в ближайшие сутки он не утруждал себя дальними прогулками. Вы меня поняли? - Он повернулся к своим людям.
- Вождь... - не поднимая головы, заговорил странник. - твое гостеприимство похоже на плен. - Он хмыкнул. - Мне все равно придется покинуть тебя сегодня...
Вождь весело рассмеялся, его люди тоже заулыбались.
- Знаешь, - отсмеявшись, продолжил он, - я слышал много рассказов о тебе. Но ни в одном из них и слова не было о том, что ты умеешь летать, - Он улыбнулся. - А по-другому ты уйти просто не сможешь - мои люди позаботятся о том, чтобы ты не покинул лагерь.
Человек в повязке покачал головой и ухмыльнулся.
- И как они собираются сделать это? - Тихо спросил он. - Встанут на моем пути? Попытаются удержать меня силой? Начнут грозить оружием?
- Если понадобится, они сделают все это, - заверил его вождь.
- А если я докажу тебе, что ни один из них не сможет меня задержать?
Вождь расхохотался.
- Сколь велика твоя гордыня! Ты утверждаешь, что сильнее любого из моих людей? Ты?!
- Я не сказал, что сильнее, - поправил его странник. - Я сказал, что ни один из них не сможет задержать меня.
- И если ты сможешь меня убедить в этом, ты потребуешь, чтобы я отпустил тебя, верно?
- Верно, вождь, - улыбнулся человек в повязке. - И еще я обещаю тебе, что не буду рассказывать никому о нашей встрече. А ты пообещаешь мне, что оставишь меня в покое. Это касается и твоих слуг. Прошу простить меня, что я так подробно оговариваю это, но я на самом деле очень спешу, и у меня нет никакого желания тратить время на бессмысленные препирательства.
- Твои речи дерзки и в них нет почтительности... - хмыкнув, повторил вождь, обходя собеседника кругом. - Думаю, тебе не помешает поучиться у моих людей тому, как следует вести себя с тем, кто выше тебя по рождению.
Человек в повязке лишь ухмыльнулся.
- Вождь, так ты принимаешь МОЕ предложение?
- Что ты там говорил только что? "Встать на пути, грозить силой, достать оружие"?
- Да, уважаемый.
- Ну, что же, пусть будет так. - Вождь вновь встал перед своим "гостем". - Если ты трижды докажешь мне, что ни один из моих людей не сможет удержать тебя, я позволю тебе уйти.
- И ни ты, ни твои люди не будут преследовать меня.
- Хорошо, - пожал вождь плечами.
- И если я причиню кому-либо вред, в том не будет моей вины.
При этих словах рассмеялся уже не только вождь, но и его слуги.
- Пусть так, пусть! - Вождь, продолжая смеяться, замахал руками. - Я принимаю все твои условия, и пусть мои люди будут свидетелями!..
- Небо будет следить за выполнением условий нашего соглашения, вождь... - тихо произнес человек в повязке.
Потом, не обращая ни на кого внимания, он дошел до палатки, к стене которой был прислонен его посох, взял его и неторопливо пошел в сторону, где утром всходило солнце.
- Останови его! - Вождь толкнул в плечо человека, стоявшего рядом с ним.
Слуга бросился вслед идущему, обогнал его и встал перед ним, загораживая дорогу:
- Мой господин не хочет, чтобы ты уходил, я прошу тебя вернуться.
- Прости меня, добрый человек, но я должен идти...
Человек в повязке попытался обогнуть слугу, но тот вновь загородил ему дорогу. Еще попытка, и снова путь был прегражден. Вождь, наблюдая за этим, довольно улыбался.
Странник пожал плечами и сделал еще один шаг вбок. Слуга, попытавшись опять встать перед ним, неожиданно для себя запнулся о конец посоха, который странник успел сунуть ему под ноги. В следующий момент странник свободной рукой лишь слегка подтолкнул слугу в плечо, и тот кубарем полетел на песок. Обойдя лежащего, человек в повязке пошел дальше.
Вождь криво усмехнулся, покачал головой и, осмотрев слуг, кивнул одному из них - широкоплечему коренастому мужчине:
- Останови его!
Здоровяк сорвался с места и через несколько мгновений оказался за спиной уходящего.
- Прошу тебя, остановись! Мой господин... - с этими словами он схватил идущего за плечо.
Со стороны вождя не было видно, что именно после этого произошло, но отчетливый хруст и вскрик были слышны. А потом слуга, схватившись за кисть левой руки, как-то неловко осел на песок. Странник же неторопливо продолжил шагать.
- Господин! Позволь мне! - Высокий воин, придерживая ножны, поклонился вождю. - Он издевается над нами. Господин мой, я вразумлю этого бродягу!
- Останови его, - кивнул вождь. - И не бойся, если ранишь, это только будет ему на пользу.
Сбросив плащ и обнажив меч, воин побежал за уходящим. Ему не потребовалось много времени, чтобы догнать человека и вновь загородить ему дорогу. Матовый клинок качнулся на уровне лица человека в повязке, который остановился, держа посох вертикально в отставленной правой руке.
- Возвращайся в лагерь, - воин указал направление мечом. - Мой господин выразил желание, чтобы ты был его гостем. - И шепотом добавил, - По мне, так ты недостоин есть даже с собаками. Но мой господин желает видеть тебя.
Странник отрицательно покачал головой.
- Я слишком спешу, уважаемый. Передай своему господину, что мне очень жаль, но я не могу остаться.
- Я заставлю тебя. - Клинок почти уперся в лицо бродяги. - Или ты пойдешь сам, или мне придется вести тебя силой.
Странник, неожиданно качнув рукой, отбил посохом меч и успел сделать шаг, оказавшись лицом к лицу с воином.
- Прошу тебя, не вставай на моем пути, - тихо попросил он.
Воин был вынужден отступить на пару шагов, чтобы вновь направить на противника меч.
- Ты сам заставил меня, - улыбнулся он. - Теперь не взыщи.
- И ты не держи на меня зла, - поклонился человек в повязке.
Несколько секунд они просто стояли друг перед другом. Один - выставив перед собой меч. Другой - держась рукой за посох, который он воткнул в песок перед собой. Потом воин сделал первый осторожный выпад, метясь в лицо противнику. Удар был отбит. Воин ухмыльнулся и развернул меч так, чтобы в следующий раз посох попал по заточенной кромке лезвия. Так и произошло. Но как ни странно, после звонкого удара, от деревянного - в этом не приходилось сомневаться - посоха не откололось ни единой щепки.
Еще несколько выпадов, и бродяга, продолжая отбивать удары, вынужден был отступить на несколько шагов. Однако в следующий момент он, зацепив мыском сапога песок, метнул его прямо в лицо своему противнику. Тот, не ожидавший подобного, отплевываясь, машинально закрыл лицо руками и невольно отступил сам. И тут же получил болезненный тычок концом посоха сначала в лоб, а когда непроизвольно закрыл руками и его, то в пах. Удары были не сильны, но оскорбительны.
- Заставь его вернуться! - Вождь с остальными своими людьми успел за это время подойти ближе. - Мне надоело ждать! Заставь этого слепца вернуться в лагерь! Ты позоришь меня - не справиться со слепым нищим!
Бродяга меж тем успел сделать несколько шагов вперед.
- Позволь мне пройти, - он опустил посох, держа его параллельно земле.
- Я убью тебя... - прошипел его противник. - Еще никто не сумел оскорбить меня и остаться в живых. Господин простит меня, если будет ужинать сегодня один.
- Я буду защищаться, - Человек в повязке облизал губы. -И если ты не оставишь мне выбора...
- Тогда защищайся, - зло усмехнулся воин и взмахнул мечом...
...два-три вздоха, не больше, успели сделать невольные зрители этой схватки, когда все было кончено. После нескольких прямых выпадов, отбитых бродягой, воин решил закончить дело одним ударом. Он был уверен в своих силах. Не знавший равных в родном племени, прошедший через десятки схваток, он не сомневался в своем превосходстве над нынешним противником. Перехватив меч обеими руками, он широко размахнулся и обрушил его на голову странника.
Удар был силен, очень силен. Но бродяга успел принять его на посох, который он поднял над головой, держа широко расставленными руками. И как показалось вождю, только чудо не позволило посоху разлететься в щепки, а его владельцу не рухнуть на песок с рассеченной головой. Он только прогнулся назад, отступив не больше, чем на полшага.
Какое-то мгновение противники находились в неподвижности. А затем правая рука слепца согнулась в локте, и он сам начал клониться вправо. Меч скользнул по дереву и вонзился в песок, а его хозяин потерял равновесие.
Одновременно с этим, бродяга успел повернуться кругом, оказавшись снова лицом к лицу со своим противником. Его левая ладонь, скользнув вслед за мечом по поверхности посоха, уперлась в правую, и сейчас он держал свое оружие точно так же, как воин держал свой меч.
А затем посох, завершая свое движение, врезался в голову воина, превратив ее в разлетевшийся брызгами кровавый шар.
- Я выполнил условия, вождь... - Странник не спрашивал, он просто сообщал.
Потом присел на корточки и, набрав горсть песка, стал оттирать с посоха следы крови.
- ...я продолжаю свой путь, вождь... - песок шуршал по дереву. - Его смерть на твоей совести...
Вождь и его люди молчали. Ноги лежащего на песке тела еще подрагивали.
- Похорони его с почестью, он был тебе предан...
Странник закончил чистить свой посох и встал, по-прежнему не поворачиваясь к стоящим за его спиной.
- Я надеюсь, наши пути больше не пересекутся. - Он положил посох на плечо. - А ты сдержишь данное тобой слово. Прощай...
...поднявшийся ветер бросил горсть песчинок в лицо вождю.