Не ожидал, но из буквально одного предложения и образа выплыл еще и вот такой кусок. Я думал, что после предыдущего сразу приступлю к финальной части сказания, а вот поди ж ты - надо было обязательно записать и вот этот. Относительно предыдущего он пришел в руки достаточно легко. Думаю, что третья часть будет еще легче записываться, тем более, что я ее почти всю уже знаю. "Почти всю"... А вспоминать-то ее пришлось еще с весны 2006-го, а первый раз она мелькнула еще осенью 2005-го. Радует, что стало легче получаться.
Да, в качестве предупреждения - текст большой. Особенно по меркам "журнала".
Начало, по сути, вот здесь:
легенда-1,
легенда-2.
* * *
Легенда-3
Давным-давно, так давно, что костяной иглой можно было бы в Железной Горе сквозной проход для целого стойбища со всеми хэрри сделать, жил на берегу Залива великий шаман. Старики говорят, это самый великий шаман был, ни до, ни после него равных ему по силе не было.
Никто уже не помнит, как его звали. Дела его помнят, а имя - забыли. Старики говорят, так часто бывает. Про то, что людям духи дали, про это помнят - как забудешь? Духи гневаться будут, или обидятся, обратно подарок отобрать могут. Или испортят его. А что-то люди сами придумали, а кто придумал, разве сейчас вспомнишь?
Вот нож - его людям Донг-гна* подарил. Первый нож без рукояти был, без ножен был, его голой рукой держать надо было. Первые люди нож взяли - ай-я!** - обрадовались. Сначала ножом дерево резали: хорошо режет, тонкая стружка на землю ложится, словно дымок от трубки не к небу, а к земле летит. Потом ножом кожу резали: хорошо режет, нож собой - как нос лодки воду - кожу раздвигает. Потом мясо резали: хорошо режет, через ломтик мяса на солнце смотреть можно, солнце сквозь него просвечивает! Радовались люди. Потом думать стали - в голой руке нож долго трудно держать, пальцы устают, кожу на пальцах все время режешь. Когда нож не нужен - куда его девать? На землю положишь - потерять можно. За пазуху положишь - себя порезать можно. Что делать? Взяли люди нож, к Донг-гна пошли. Пришли, сказали: спасибо тебе, хорошую нам вещь подарил, научи теперь, как нам нож хранить, как в руке держать, очень неудобно сейчас. Донг-гна на них рукой махнул, говорить не стал, другими делами занят был. Ответил только: некогда мне, я вам нож дал, сами им и пользуйтесь. Ушли люди ни с чем, думать стали. Долго думали, хотели уже нож под камень положить, когда кто-то сказал: нож с одной стороны кожей обернуть надо, он тогда пальцы резать не будет. Так и сделали. Потом рукоять для ножа из дерева делать стали, из кости делать стали, ножны тоже придумали. А кто это придумал, говорят старики, разве упомнишь?
Так и имя шамана забылось. Старики говорят, когда еще Великий Зверь не пришел, было несколько других шаманов, что имя его знали. Но вслух его говорить боялись - много силы в том имени было, не всякий, кто его вслух произносил, мог с той силой справиться. А после возвращения Великого Зверя и вовсе забыли. Но про это - другая история...
...тот шаман великой силой обладал, старики говорят. Дом его в камне был, камень неподалеку от Края Залива стоял. Когда Большой Шторм шел, все, кто мог, от берега уходили - зверь уходил, люди уходили, птицы улетали, все шторма боялись. Даже рыба далеко от берега плыла. Никого на берегу Залива не оставалось. Только шаман оставался, людям вслед смотрел, зверям рукой махал, берегом Залива шел, на рыб смотрел, смеялся, песни пел - Шторм ждал. Когда волны камень, где его дом был, лизать начинали, он в камень уходил, конца Шторма ждал. Так старики говорят.
Еще старики говорят, у шамана не только силы много было, много разных вещей еще было. Разные вещи были: что-то шаману духи подарили, что-то он сам сделал, что-то нашел, когда по мирам ходил. Много ценных вещей у него было, большое богатство было. Еще говорят, никто не знал, сколько у него хэрри было, за его хэрри белые волки - орры - следили. Сами их пасти гоняли, сами к шаману приводили. Люди знали только, что очень много хэрри у шамана было.
Однажды, старики говорят, два самых больших племени в тундре собрались, их старейшины между собой говорить стали. Мы, говорили, два самых сильных племени, нас все боятся, а мы никого не боимся, больше всех рыбы ловим, больше всех зверя бьем, из рогов наших хэрри можно гору сложить, с вершины той горы, если подпрыгнуть, неба коснуться рукой можно будет. Если, говорили, мы самые сильные, давайте на этого шамана войной пойдем - тогда никого сильнее нас в мире больше не будет. Все его богатство нам достанется, вся его сила нашим шаманам перейдет, наши два племени всем миром править будут. Так старейшины племен решили, собрали войско, на шамана войной пошли.
Шаман когда про это узнал, старики говорят, только головой качал, делать ничего не стал, костер у камня, где его дом был, разжег, шкуры постелил, сел мясо жарить. Три дня у камня сидел, ждал, мясо ел, кости на землю бросал, длинные песни пел. Когда войско увидел, встал, костер потушил, губы вытер, кости шкурами накрыл, стал ждать, когда ближе подойдут.
Когда войско на полет стрелы подошло, шаман рукой им махнул, громко крикнул, спросил, зачем пришли? Старики говорят, старейшины с ним говорить не стали, велели самым сильным воинам в него из луков стрелять. Те луки натянули, выстрелили.
Шаман смотрел, как стрелы летят, смеялся громко. Первую стрелу рукой поймал, зубами перекусил, на землю бросил. Потом в сторону отошел, остальные стрелы мимо пролетели.
Тогда старейшины племен всем воинам, у кого луки были, велели в шамана стрелять - у шамана две руки, всех стрел ему не поймать, сказали, у наших воинов у всех луки есть, от всех стрел шаману, сказали, не увернуться. Много, старики говорят, тогда сразу стрел воины пустили - все, у кого лук был, все сразу стрелять стали, каждому хотелось первым в шамана попасть.
Шаман смотрел, как стрелы к нему летят, снова смеялся. Когда стрелы совсем близко были, он за камень зашел, в него ни одна стрела не попала, все о камень разбились.
Когда стрелы лететь перестали, шаман снова из-за камня вышел, снова спросил, зачем пришли? Войско уже на бросок копья подойти успело. Старейшины приказали самым метким воинам в шамана копья бросать. Самые сильные воины вперед побежали, копья метнули.
Шаман смотрел, как копья летят, в ладоши хлопал. Первое копье руками поймал, о колено сломал, на землю бросил. Потом в сторону отошел, остальные копья мимо него пролетели.
Тогда старейшины племен всем воинам, у кого копья были, велели их в шамана метать - у шамана две руки, сказали, всех копий ему не поймать, у наших воинов много копий есть, даже по два копья есть, если все сразу бросить, шаману от них не увернуться. Старики говорят, все, у кого в войске копья были, все их в шамана бросать стали, каждому хотелось первым в него попасть.
Шаман смотрел, как копья летят, снова в ладоши хлопал. Когда копья совсем близко были, он за камень зашел, снова в него никто попасть не смог, а копья, что в камень попали, все в щепки разбились.
Когда копья лететь перестали, старики говорят, шаман снова из-за камня вышел, снова спросил, зачем к нему пришли? Войско тогда уже совсем близко подошло. Старейшины племен снова ничего шаману не сказали, они своим воинам приказали шамана мечами рубить. Все, у кого в руках меч был, все на шамана бросились, каждому хотелось первым его мечом ударить и первым богатырем стать.
Шаман смотрел, как к нему с мечами бегут, улыбался только. Когда к нему совсем близко подбежали, он в камень ушел, где у него дом был. Воины камень обступили, долго по камею мечами били, клинки у кого затупились, у кого сломались, а камень как стоял, так и стоит.
Стало тогда войско вокруг камня стойбищем. Камень нартами окружили, стражу выставили, костры жечь стали. Старейшины своих шаманов позвали, стали спрашивать, как в камень войти можно, как шамана убить? Те им ответили, что с духами говорить надо, у духов совета просить.
Старики говорят, они долго потом с духами говорили, три раза луна успела на небо зайти, три раза солнце с неба уходило, а духи им так ничего сказать не смогли. Когда солнце после третьей луны на небо взошло, старейшины к своим шаманам пришли, спросили, что ваши духи вам сказали? Как шамана заставить из камня выйти? Как его убить?
Долго их шаманы молчали, думали, что сказать? Наконец решили. Надо, сказали, камень на землю уронить - не может человек в опрокинутом доме жить, если мы камень уроним, его дом разрушим, он сам из камня выйдет, тут мы его и убьем.
Старейшины воинов созвали, велели им камень повалить. Воины на камень веревки набросили, стали веревки тянуть - не падает камень. Смотреть стали, в чем дело? А камень глубоко в землю врос, просто так не повалишь. Стали тогда вокруг камня землю копать, чтобы камень упал. А когда копать стали, шкуры, что шаман оставил, чтобы не мешали, решили подальше от камня бросить. Только шкуры тронули, старики говорят, кости, что под ними были, ожили. Ожили, и в костяных зверей превратились - ни мяса на них нет, ни шкуры на них нет, только кости одни. Бросились костяные звери на людей, стали их убивать.
Как со зверем бороться, если у зверя, кроме костей, ничего нет? Стрела через него насквозь проходит, копье по костям скользит, ранить не может. Только мечом отбиваться можно - если мечом много костей у костяного зверя разрубить, зверь умирает.
Старики говорят, пока все воины за мечи взялись, звери многих убить успели. Когда последнего костяного зверя убили, солнце уже с неба уходить стало - ночь наступила. Камень так повалить и не смогли, костры вокруг него разожгли, утра ждать стали.
Утром воины снова вокруг камня землю копать стали. Долго копали, три раза солнце с неба уходило, три раза луна на небо взошла, только тогда старейшины решили, что камень повалить можно. Утра ждать не стали, приказали воинам веревки на камень бросать. Снова камень веревками опутали, тянуть веревки стали. Долго тянули, старики говорят, уже ночь заканчиваться стала, когда камень наклонился.
Ай-я - обрадовались все - сейчас камень упадет, дом шамана упадет, как ему в упавшем доме жить? Значит, он наружу выйдет, тут мы его и убьем! Натянули веревки сильнее, камень наклонился, а потом совсем из земли выскочил, так старики рассказывают.
Выскочил камень из земли, старики рассказывают, и стал по земле кататься, людей давить. Веревки людей держат, убежать не дают, в ногах у них путаются, под камень затягивают. Много людей камень раздавил, еще больше покалечил. Старики говорят, это шаману ночные духи помогали, они и камень из земли вынули, они его и по земле катали. Что в камне с домом шамана было, никто не знает. Только рассказывают, что пока камень по земле катался, многие слышали, как шаман внутри камня смеялся, громко смеялся, раз его снаружи слышали. Еще, говорят, и духи смеялись - духов не видно было, только смех веселый был - духи, когда камнем людей давили, радовались, весело им было, старики говорят. Только утром, когда совсем солнце над сопками взошло, только тогда камень на свое место вернулся, снова в землю врос, словно и не падал никогда.
Стали старейшины племен думать, что дальше делать - очень много людей костяные звери загрызли, очень много людей камень раздавил. Думали, ничего решить не смогли, своих шаманов позвали. Стали у них спрашивать, что еще сделать можно, как шамана убить?
Долго те думали, костры жгли, жертвы своим духам приносили, с духами своими советовались. Когда солнце в землю уходить стало, пришли шаманы к старейшинам. Пришли, сказали, что духи такой им совет дали: надо камень, сказали, сначала огнем нагреть - если долго греть, то и дом шамана в камне сгореть может, и сам шаман от жары и дыма задохнется, а если, сказали, он наружу из камня выйдет, пусть тут воины его и убьют. И еще сказали. Если, сказали, шаман из камня выходить не станет, тогда камень холодной водой облить надо будет. Даже камень, сказали, такого не выдержит - если его долго греть, а потом холодной водой облить, даже камень трещину даст. Только много костров разводить надо, сказали, и много холодной воды приготовить надо, чтобы камень облить.
Так и сделали. Старики рассказывают, старейшины воинов на берег послали, в сопки послали - собирать все, что гореть может, из чего костры сложить можно будет. Другим сказали, чтобы от берега залива к камню ход для воды прорыли, чтобы вода к самому камню подошла. Так и сделали. Три дня костры готовили, три дня землю рыли, после третьего дня, ночью, старики рассказывают, наконец все приготовили - вокруг камня костры сложили, воду к самому камню подвели, только шкуры морского зверя воде к камню течь не дают. Шаманы племен еще раз со своими духами говорить стали, долго говорили, звезды на небо придти успели. Когда договорили, к старейшинам пошли, сказали, что духи им передали, что костры зажигать можно. Воины костры зажгли, ждать стали.
Старики рассказывают, три ночи и три дня костры горели, камень нагревали. Еще старики говорят, слышно было, как шаман в камне песни поет, те кто слышал это, рассказывают старики, сильно боялись...
Когда после третьего дня ночь настала, старейшины снова шаманов своих позвали, спрашивать стали, сколько еще ждать нужно? Шаманы снова жертвы принесли, с духами говорить стали. Долго говорили, костры жгли, кровью огонь кормили, потом к старейшинам пришли, сказали, что если шаман из камня до утра не выйдет, утром нужно камень холодной водой облить, тогда камень расколется, тогда и дом шамана разрушится, тогда и самого шамана убить можно будет***.
Старики рассказывают, когда утром солнце взошло, старейшины всех воинов вокруг камня собрали, велели камень холодной водой поливать. А когда последний костер потух, по горячему камню трещины от воды пошли. Когда увидели это люди, радоваться стали - ай-я! - сейчас камень расколется, шаман наружу выйдет, тут мы его и убьем. Все его богатства наши будут, самыми сильными мы станем, только мы в мире править будет, никого сильнее нас нет.
Только это сказали, трещины по камню еще сильнее пошли. Воины оружие схватили, воду лить перестали, камень со всех сторон обступили - ждут. Тут, говорят старики, поверхность камня и треснула. Словно гром ударил, старики рассказывают, только молнии не было. Вместо молнии куски камня во все стороны полетели - как стрелы. Всех, кто вокруг камня стоял, всех куски камня побили - кого насквозь проткнуло, кого пополам разрубило, кому голову отсекло, кому руки-ноги каменные стрелы отрезали - только старейшины и шаманы живыми, да целыми остались. Старики говорят, они сзади своих воинов стояли, ждали, когда шаман выйдет, когда его убивать начнут.
Старики говорят, так много крови вокруг камня было, что даже берег размыло, когда кровь в Залив потекла, как река текла, говорят, все, кто ранен был и встать не смог, все так в крови.и утонули. Старейшины посреди этого потока стояли, ждали, когда кровь схлынет, нескольких из них кровь к Заливу смыла, они так в Заливе и сгинули, тогда много больших рыб к берегу пришло, возле берега плавали, кровь на вкус пробовали, когда еще столько крови будет?..
Когда кровь в Залив да в землю ушла, только тогда шаман из камня наружу вышел. Когда он наружу вышел, старики рассказывают, старейшины и другие шаманы, что живы остались, на колени перед ним упали, пощады просить стали. Те из воинов, что еще живы были, к шаману по земле ползли, говорили, не убивай нас, мы твоими рабами будем.
Шаман перед ними стоял, слушал, ничего не говорил. Когда все замолчали, он головой покачал, сказал только, вы когда сюда шли, меня не спрашивали, я три раза вас спрашивал, вы ничего не ответили, я три раза от вас уходил, никого не трогал, вы три раза тогда сами уйти могли, так чего вы сейчас от меня хотите? Еще сказал, если сможете все тела с собой забрать, чтобы они перед моим домом не лежали, тогда я орров звать не буду, тогда ночью я эгги**** звать не буду, тогда я ончьи***** попрошу ночью сюда не ходить, что ответите?
Ничего ему сказать не смогли, воины, что еще живы были, на своих старейшин смотрели, старейшины на шаманов своих смотрели. Их шаманы на земле лежали, духов своих звали, так старики рассказывают. Шаман на них смотрел, потом громко смеялся, говорил, ваши духи сюда не придут, они меня боятся, я даже своих духов звать не буду, меня одного хватит. Потом рукой махнул, к в камень ушел, ничего больше не сказал.
Старики говорят, никто не знает, что с теми, кто жив остался, было. Шаман, говорят, орров позвал, чтобы они трупы убрали, а как орры трупы убирают, вы и сами знаете. А ночью и эгги, и ончьи приходили оррам помочь, а они не только мертвых, они и живых есть могут...
Долго потом, старики рассказывают, в том месте трава с красными корнями росла, а в заливе много рыбы с красной чешуей ловили, несколько лет ловили, да и сейчас иногда и трава с красным корнем попадется, и рыбу с красной чешуей иногда ловят. А камни в тех местах так красными и остались, их до сих пор там видеть можно. Раньше их еще лучше видно было, старики говорят. На эти красные камни Древний Зверь через море и шел. Это в тот год было, когда шаман пошел себе новую женщину выбирать, тогда и Древний Зверь в мир пришел. Вот так, старики говорят, получилось...
____________
* Донг-гна - один из Высших духов, правящих миром. Одна из основных его функций - дух-покровитель охоты. Может использовать в качестве ездовых животных как хэрри, так и орров (они же белые или снежные волки). Дал людям множество знаний и умений, подарил многочисленные инструменты и навыки их изготовления. Отличается особенностью давать не законченный предмет, а по сути заготовку, которую еще необходимо доделывать, причем и сам он зачастую не знает, как именно. В числе прочего, обладает веселым нравом, иногда - своеобразным юмором.
** Ай-я - возглас, обозначающий в зависимости от контекста, радостное изумление, восторг, просто удивление.
*** По одному из поверий, если разрушить основное жилище шамана, бОльшая часть его силы исчезнет вместе с разрушенным домом. Именно в этот момент он является наименее защищенным как от магического вмешательства, так и от обыкновенного оружия.
*** Эгги - мелкие тундровые хищники семейства псовых, падальщики.
**** Ончьи - духи, обитающие в тундре, пожирают плоть мертвых.
Продолжения.
Легенда-4 (начало),
легенда-4 (окончание)