Очень часто у тех, кто знакомится с событиями, которые происходили в годы второй мировой войны, возникает вопрос: "Почему на западном фронте все было не так, как у нас, на восточном?" Например вот Борис Акунин удивляется:
"Все-таки у них там была какая-то другая война. Совсем не похожая на ту, про которую мы читали в наших книгах или про которую рассказывал мне отец."У Литтелла есть ответ:
"Йекельн говорил четко. Наша цель - выявить и уничтожить любой элемент, представляющий угрозу германским войскам. Большевик, народный комиссар, еврей и цыган может в любой момент взорвать наши казармы, убить наших людей, пустить под откос наши поезда или передать врагу жизненно важные секретные сведения. Наш долг - не дожидаться, пока он начнет действовать, и после этого наказать его, а помешать ему действовать. Учитывая, как быстро продвигается вперед наша армия, у нас не остается времени создавать лагеря для содержания подозреваемых: любого из них надо сразу расстрелять. Он обратился к находившимся среди нас юристам и напомнил, что СССР отказался подписывать Гаагские соглашения. Таким образом, международное право, регулирующее наши действия на Западе, здесь теряет силу. Конечно, всех ошибок не избежать, конечно, не обойдется без невинных жертв, но, увы, это война; при бомбардировке города мирные жители тоже ведь погибают. Время от времени нам будет тяжело, кое-что будет причинять страдания нам, немцам, с нашей врожденной чувствительностью и человечностью, он прекрасно это понимает; но мы должны превозмочь самих себя; и ему остается лишь передать нам слова фюрера, которые он слышал непосредственно из его уст: офицеры должны пожертвовать для Германии своими сомнениями. Спасибо, и Heil Hitler!"
И понеслось: все против всех. Изображая ужасы войны, Литтелл явно использовал картины, подсмотренные в книге
Кормака Маккарти "Кровавый меридиан".
Тяжкое чтиво. Во всех смыслах. Не хватает мне аналогичной нашей книги о нашей войне. Чтоб все было выписано с той же скурпулезной точностью, без пафоса, без идеологии. И жизнь наших верхних чинов, и наших солдат, и как воруют, и как умирают. Пусть будут и ужасы. Само собой, кому-то придеся тронуться мозгами. Мифология, музыка, сны - безусловно - пусть будет что перетирать книжным критикам. Чуть-чуть философии, рассуждений на модные нынче темы - для интеллектуалов. Вот только не нужны куски из диссертаций на темы типа "Языки Кавказа" или "Являются ли кавказские евреи настоящими евреями". И поменьше глубоко послевоенных извращений.
А прочесть книгу надо, чтобы потом встать под душ, отмыться от всей грязи и постараться в такое не вляпываться.