Утром следующего дня я впервые за неделю проснулся дома, в своей кровати. Не надо было спешить вставать, завтракать, садиться за руль и ехать дальше. За окном стоял мороз чуть выше 30 градусов, так что в квартире тоже было прохладно, вылезать из-под одеяла не очень хотелось. Вот я, греясь под одеялом, и начал мысленно подводить итоги нашего северного путешествия.
Психологически я был выжат, как лимон. Когда долго сидишь дома и никуда не ездишь, потихоньку накапливается жажда путешествия, чем-то напоминающая голод (или, скорее, сексуальный голод). А в этот момент я ощущал полнейшую сытость (приключениями) и удовлетворённость. Ехать больше никуда не хотелось - более того, было понимание, что в ближайшее время путешествия и не захочется. Напротив, хотелось как можно больше домашнего тепла и уюта. Жаль, что жена в это время была с дочкой в Кинешме - думаю, она бы оценила то, как я радуюсь домашнему борщу, уюту, семейным ужинам, совместным вечерним просмотрам видео и прочим атрибутам тихой и спокойной семейной жизни, которую она так ценит.
В то же время я, по-прежнему не вылезая из под одеяла, стал перебирать фото из путешествия и рассылать их родным, друзьям и знакомым. Во время просмотра фото я стал мысленно заново переживать все ощущения, испытанные в течение прошедших шести дней. Снова сердце заколотилось, снова натянулись нервы - и пришло осознание, что именно за этими ощущениями я и еду чёрт знает куда. И понял я, что, несмотря ни на что, если здоровье позволит - рано или поздно снова отправлюсь в аналогичное путешествие.
Когда я наконец вылез из-под одеяла и отправился в ванную, я себя в зеркале не узнал: выглядел сильно уменьшившимся в размерах. Встал на весы и обнаружил, что за шесть дней путешествия сбросил три килограмма. Так мало я не весил со студенческих времён. Поспешил заказать большую пиццу и сходить за пивом. Начал восстанавливать утерянную массу - и за следующие дни неплохо в этом преуспел. Север как-то изменил моё отношение к пище: первое время после возвращения я каждую съеденную ложку психологически воспринимал как ещё одну порцию драгоценных калорий, которые помогут организму не замёрзнуть в мороз. Поэтому я достаточно быстро набрал утерянные три килограмма и добавил ещё два, прежде чем понял, что чревоугодие пора прекращать. Отношение к одежде тоже изменилось: если раньше я мог выскочить из помещения на мороз в распахнутом пальто, застёгиваясь на ходу - то после возвращения с Севера я стал предпочитать потратить несколько лишних секунд, но застегнуться в тепле, ещё и шарфом замотаться хорошенько. Всё для того, чтобы не терять драгоценное тепло.
Обмороженные пальцы несколько дней болели. Потом я заметил, что кожа на них огрубела так сильно, что сенсорный экран смартфона перестал воспринимать нажатия этими пальцами. Далее огрубевший верхний слой кожи слез - и пальцы вернулись к нормальной жизни. Меня весь этот процесс немного пугал, потому что я до этого никогда так сильно не обмораживался. Большой палец ноги, отбитый в Янишполе, почему-то побаливал месяца полтора или даже два, пока не прошёл.
Подводя итоги поездки, надо сказать, что мы, действительно, достаточно халатно отнеслись к снаряжению и подготовке. И нам очень повезло, что всё так благополучно сложилось, что мы вернулись домой живыми и невредимыми. Строя планы на будущее, лучше полагаться не на везение, а на свою предусмотрительность и запасливость.
Если говорить об одежде:
- пуховик с флисовой кофтой - достаточно тепло даже в 40-градусный мороз (если, конечно, не гулять по улице часами);
- тройные брюки (флисовые, на них хлопчатобумажные, сверху джинсы с начёсом) - тоже достаточно тепло;
- обувь - обязательно нужны сапоги типа "Хаски" или ещё теплее;
- рукавицы - обязательно нужны хорошие (когда-то я пожалел денег на толстые рукавицы "Тундра" из "Декатлона" с расстёгивающейся молнией и флисовыми перчатками внутри - а в морозы нужны именно такие; я насмотрелся на рукавицы жителей Вельска - они в этом плане более предусмотрительные);
- в сильные морозы обязательно нужно что-то для закрывания лица, чтобы можно было комфортно дышать.
Русский Север с его морозами вскрыл недостатки и в подготовке автомобиля:
- надо было заменить тормозную жидкость и жидкость сцепления (подозреваю, что за два года эксплуатации Ховера они нахватали влаги);
- надо было продумать, чем утеплять радиатор (при 30 и даже 35 градусах мороза это не очень актуально, а вот при 40 градусах - уже необходимо);
- надо было подумать над утеплением салона (хотя бы базовым);
- надо было предусмотреть, чем подогревать двигатель перед запуском в морозы ниже 35 градусов (говорят, это можно делать обычной туристической газовой горелкой - но для этого её надо было хотя бы занести в помещение вместе с баллоном);
- надо было брать с собой зарядное устройство для аккумулятора (места занимает немного, а могло пригодиться);
- пожалуй, надо всё-таки устанавливать автономный отопитель салона (он поможет прожить подольше, если двигатель заглохнет в тайге, где редко ездят машины - да и даёт возможность просто переночевать ночь в машине).
Из прочего снаряжения, думаю, нужны:
- химические грелки "теплоид";
- зимняя палатка с печью-пошехонкой;
- охотничьи лыжи либо снегоступы (как минимум, чтобы добираться до некоторых достопримечательностей, к которым зимой тропы нет).
Впрочем, одежда-снаряжение-приспособления в путешествии менее важны, чем экипаж. В этом плане, думаю, мы с Сашей проявили себя неплохо и (в складывавшихся обстоятельствах, исходя из имеющихся ресурсов) всё сделали правильно, хотя временами и нервничали, и паниковали. Найти такого надёжного товарища для путешествия, как Саша - дорогого стоит. И Ховер тоже неплохо себя показал, хоть Саша в первый день (ещё на трассе М-10) и сказал с некоторым недоверием: "Неизвестно, как китайчонок себя поведёт в сильные морозы".
После возвращения я услышал от одного джипера жуткую историю о двух экипажах очень серьёзно подготовленных внедорожников (Patrol и Defender на 38-дюймовых зимних колёсах), ехавших несколько лет назад тоже под Новый год по тому же маршруту, только в обратном направлении. После Онеги они (видимо, поневоле) выехали на лёд Белого моря, лёд под ними проломился - и обе машины утонули. Экипажи выбрались, но в процессе вымокли в воде, а там ещё и волки откуда-то появились, которые их едва не съели... Кончилось всё относительно благополучно, все люди остались живы и относительно невредимы, были эвакуированы местным Трэколом. Внедорожники потом тоже достали, но восстановлению те уже не подлежали.
Я ещё до путешествия сообразил, что никакой официальной информации о "ничейной" дороге и о зимнике я не найду, поэтому интересоваться об этом нужно у людей, которые в тех краях живут. Нашёл во фконтакте сообщество, посвящённое Малошуйке, и задал вопрос там. Мне никто не ответил. Приехав в Москву, я написал в этом же сообществе об актуальном состоянии дорог (поскольку оно не только меня интересовало). Администраторы сообщества вышли на мою страницу, нашли запись на стене со ссылкой на рассказ о проезде Малошуйки и репостнули на свою стену с юмористическими комментариями:
https://vk.com/wall-2343621_10348 В том же сообществе на мой рассказ наткнулась мужественная женщина из Мурманска
olga_robrimova, планировавшая проехать по тому же маршруту с супругом и шестерыми детьми, а также с друзьями. Стала расспрашивать меня о маршруте, заодно разговорились о прошлых путешествиях её с семейством. У них, конечно, потрясающий опыт: пол-России объездили на УАЗовской "буханке" - и это вместе с таким количеством детей. На Новый год они ездили с друзьями в Мезень, где мороз доходил до 50 градусов ниже нуля, в салоне был иней и минусовая температура, замёрзли все продукты и даже алкогольные напитки.
Уже в конце февраля прочитал о зимнике от Нименьги до Ворзогор, что во время оттепели и снегопадов семья на Mitsubishi L200 не могла пробиться из Малошуйки в Северодвинск. Они кое-как добрались до Нименьги, а дальше дорога была занесена. Пришлось вернуться в Малошуйку. Потом какой-то энтузиаст из Ворзогор на своём транспорте всё-таки почистил зимник, и семейство на L200 всё-таки доехало до Северодвинска. Но писали, что даже на почищенном зимнике пару раз едва не застряли. Так что не всегда на этой дороге так хорошо. Можно сказать, нам повезло.
А в целом - хочется вспомнить ещё одну фразу, произнесённую Сашей в первый день путешествия, ещё где-то в Тверской области: "Хорошо, что мы доросли до того, что теперь можем сесть в машину и отправиться в такое путешествие". Для меня в этот раз некоторой новизной было именно многодневное путешествие - т.е. непрерывное нахождение в пути более трёх дней (потому что именно к вечеру третьего дня непрерывной дороги настраиваешься на какой-то особенный лад). Не очень правильно то, что путешествие получилось немного "галопом по Европам": дней было мало, проехать необходимо было много - так что времени не хватало ни на то, чтобы осмотреть все достопримечательности по пути, ни на то, чтобы всецело и полностью проникнуться атмосферой зимней дороги, тайги и Севера. Если говорить о следующем путешествии - хочется, чтобы оно было более неторопливым и более автономным (с ночёвками не в гостиницах, а на природе), чтобы было время по вечерам посидеть у костра (либо полежать в палатке перед сном) и не спеша подумать о жизни, пропустить через себя окружающую атмосферу.
Мама мне рассказывала, что одна из её подруг, узнав о моём путешествии, заключила: "Ну, неплохо - на Севере-то денег заработает, домой привезёт, в семью". Другая сказала: "Наверно, на рыбалку поехал, рыбы привезёт". Сложно понять людям, что поехали мы не за деньгами, не за рыбой и не за прочими материальными ценностями. Но я-то точно знаю, зачем я ездил. Путешествие дало мне такой заряд жизненной силы и положительных эмоций, что я до сих пор, спустя два месяца, иногда ловлю себя на мысли, что иду по улице и просто улыбаюсь, как дурак. Такое гармоничное состояние внутреннего мира - дорогого стоит. Ради него стоит и по снежной колее через тайгу пробираться, и солёные поморские реки по льду пересекать, и в 44 градуса ниже нуля двигатель заводить.
P.S. Уже после возвращения я прочитал отчёт об осеннем путешествии в эти же самые края:
http://travel.drom.ru/40667/ Интересно было посмотреть фото мест, по которым мы проехали в лютый мороз, сделанные в тёплое время года. Интересно было почитать и о тех местах, куда мы не заехали. Но, помимо собственно путешествия, интересен и сам рассказ о нём. Автор пишет очень литературно, при этом удивительно точно описывает некоторые эмоции, которые и мне тоже знакомы. Вот, например:
Очередной день путешествия начался с внутренних волнений. Это было нечто сродни утреннего трепета в день экзамена или ощущения перед прыжком в порог, или ожидания первого свидания.
Такие чувства были неспроста - впереди меня ждал самый непонятный участок пути. В инете про него был минимум информации, и я даже не представлял, что может ждать меня на дороге к Ветреному Поясу и каким будет перевал через него. Начиналась по сути первая часть terra incognita моего путешествия.
Именно это я испытываю каждый раз перед неизвестным участком пути, когда не знаю - проеду ли, застряну ли, придётся ли развернуться. И вот ещё очень хорошо написано об эмоциях, ощущаемых в глуши, вдали от людей и от цивилизации:
И в эти моменты под шум тайги меня настигало давно неиспытываемое чувство.
Бывало, во время моих ранних путешествий, в какой-то момент я вдруг начинал осознавать, что я один на десятки километров, никто не знает кто ты, откуда и куда идешь. Ты никому и ничем не обязан. Все, что было - осталось в прошлом и вполне возможно уже пересечена где-то невидимая, неосязаемая линия, разделяющая миры. И может быть, ты уже в другом времени, в другом пространстве. И нет ответов на надуманные вопросы. Здесь нет таких вопросов. Разум не терзают обычные сомнения, душу не тревожат колебания. Нет груза обязательств, гнета традиций, бремени ответственности. Скинуто опостылевшее ярмо установившегося порядка жизнетечения, разрушена клеть жестких норм и условностей твоего окружения. Ты перестаешь быть заложником большинства и зависеть от рамок современного общества потребителей. И ты - Личность, а не один из винтиков в машине жизни! Всё в твоих руках, весь окружающий тебя мир. И от осознания этого даже дышать становилось легче. Ну чем это не свобода?
Следующая глава Предыдущая глава