На конкурсе "Московская реставрация 2016" Горельеф работы Е.В. Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу - слава» (Центральный павильон ВДНХ) в разделе «Объекты монументального искусства» получил сразу 2 награды. В 2014 году он был обнаружен за фальш-стеной павильона № 1 "Центральный" на ВДНХ, где был скрыт от глаз публики около 40 лет. Скульптурная композиция состоит из 1500 персонажей, площадь горельефа 83,7 кв.м.
Напомним, горельеф "Знаменосцу мира - Советскому народу слава!" (1954) скульптора Евгения Вучетича является частью объекта культурного наследия федерального значения "Центральный павильон (Главный), 1939 г., арх. Щуко Ю.В., арх. Столяров Е.А." и представляет собой масштабную скульптурно-декоративную композицию многолюдного триумфального шествия советского народа. Наиболее известные работы Вучетича - ансамбль на Мамаевом кургане, памятник Воину-освободителю в Берлине и скульптурная композиция «Перекуем мечи на орала» у здания ООН в Нью-Йорке.
Памятник выполнен из гипса, тонированного под бронзу.
Горельеф "Советскому народу слава!" справедливо считается одним из самых интересных и характерных художественных экспонатов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Произведение, выполненное под руководством одного из самых влиятельных советских скульпторов Евгения Вучетича, для выполнения этого монументального произведения бригада из восьми скульпторов работала три года.
Авторы горельефа являются скульпторы Е.В.Вучетич, П.3.Фридман, Л.Д.Муравин, Н.П.Белугин, Д.И.Никитин, Г.Н.Постников при участии архитектора А.Ф.Великанова. У горельефа из ВДНX интересная судьба. Он был призван изобразить народ Советского Союза, восславить его.
И уже в процессе создания горельеф разделил судьбу страны и отразил исторические процессы, происходившие в тот момент. Первоначальный замысел горельефа, видимо, включал фигуру И.В.Сталина. В 1953 году вождя не стало, его фигуру решено было заменить. Но на знамени его изображение осталось.
Фото из:
http://www.liveinternet.ru/users/5347628/post328617718 Горельеф, как и многие фасады, скульптуры и живопись выставки 1954 года, уже вскоре после открытия оказался стилистически устаревшим. Настало время тотального пересмотра современной архитектурной и художественной практики, так называемая "борьба с излишествами в архитектуре", откуда появились "обдирные дома".
О веянияx времени свидетельствуют изменения в композиции рельефа. В оригинальной версии советский народ шел под знаменем, на котором были изображены профили Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Позже, в шестидесятые, в рамках борьбы с культом личности, профиль Сталина был закрашен, а еще позже остался только портрет Ленина. Вместо советского герба на руках рабочего оказался младенец - как символ грядущего коммунизма, что, видимо, было немыслимо в авторской композиции, где один ребенок на рукаx уже был.
В конце 1960-х произведение Вучетича было аккуратно закрыто как несоответствующее новым требованиям советской эстетики, а в 1990-е годы, после превращения павильона в торговую площадку, зашито листами фанеры, при этом произошли серьезные повреждения гипсовых фигур и основы горельефа.
3 фото из обзорного поста про Вучетича:
«Одинокий волк» коммунизма из «Долины смерти»
В июне 2014 года началась реконструкция Главного павильона ВДНХ, и в одном из его залов работники обнаружили скульптурное панно - горельеф "Знаменосцу мира - Советскому народу слава!". В ходе противоаварийных работ с внутренних стен здания Главного павильона были сняты фанерные щиты, горельеф был расшит и представлен публике.
Помимо собственно горельефа в павильоне много других интересных артефактов Советского времени.
Они также ожидают очереди на реставрацию. Надеюсь в скором времени мы увидим новые восстановленные шедевры монументального искусства.
Источник текста:
http://dkn.mos.ru/about/news/detail/2060502.html Другие мои посты про объекты Московского культурного наследия после реставрации:
Московская реставрация 2016
Интерьеры особняка Н.Г.Зимина в Дегтярном переулке после реставрации В часовой башне Киевского вокзала после реставрации Павильон Беларусь на ВДНХ после реставрации Московская реставрация 2015
Интерьеры особняка Коробковой после реставрации (Арх. Лев Кекушев) Екатерининская больница (МосГорДума) после реставрации Интерьеры палат 17 века в Архангельском переулке после реставрации Вид с пропилей парка Горького после реставрации Московская реставрация 2014
Внутри Дома Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве (1928-1936) арх. Ле Корбюзье Интерьеры Фонда Культуры (Усадьба Замятиных-Львовых-Третьяковых) после реставрации Все мои посты сначала выходят в моем журнале:
http://bdb-2000.livejournal.com Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций