Казаки. Танец на острие ножа

Sep 16, 2011 20:30

Оригинал взят у selenadia в Казаки. Танец на острие ножа
Calibri;mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">Казачество

http://kazaki-edinstvo.ru/2009-10-29-17-13-54/-2-2011-/175-2011-06-16-17-26-04/328-2011-06-18-12-34-04.html Недавно автор этих строк присутствовал на совещании у атамана поселка Архипо-Осиповка Краснодарского края.
Местные казаки обсуждали массу проблем, начиная о событий в Кущевской и Зеленокумске до молодежного антикавказского бунта на Манежной. После бурного обсуждения под крики «Любо!» на сцену Дома культуры вышел высокий молодой казак в черкеске, угрожающе сжимая в обеих руках матовые шашки. Казаки радостно загудели, хором запели местную шуточную песню
«Ойся ты, ойся» и шашки, словно пушинки, взметнулась в воздух, обрисовав замысловатый полукруг.…

В танце «черкес» оказался подлинным вулканом воодушевления. Шашки порхали в его руках, как ласточки, выписывая в воздухе замысловатые узоры. А потом танцор взял в руки зажженные нагайки, и в зале потух свет
В полной темноте заплясали огненные змеи… Казаки взвыли от восторга.  
Потомственный кубанский казак Михаил Слоквенко, отложив в сторону шашки:

Нас сам Наполеон боялся…

- Михаил, каково твое мнение об указах Президента в отношении казачества?** (очень подозрительно это желание пРезидента - сделать казачество той силой, на которую сможет опереться оккупационная власть.)http://news.rambler.ru/10088680/  Медведев воссоздает казачество**
- Давно пора. Теперь, наконец, станет ясно, кто казак, кто «ряженый», кто готов хоть завтра идти в пекло, а кто только на словах джигитует. Хотя у терских и кубанских давно все структурировано, теперь это получит официальное подтверждение - вот и все**
(и не менее опасно это желание казаков в очередной раз поверить власти, чтобы быть, увы вновь обманутыми ею. Не ново, казаки!)…

- Значит, казаки все-таки возрождаются? А вот СМИ все больше говорят, что золотая эра казачества миновала, обзывают казаков «ряжеными» и утверждают, что все это носит скорее декларативный характер…

- А вы скажите это нашим станичникам, которые дрались в Югославии, Чечне и Южной Осетии, и «снимите» их реакцию. Гарантирую: посмотрев им в глаза, сразу почувствуете себя как бабочка, залетевшая в морозильник.

Или поинтересуйтесь в той же Абхазии у местных жителей, как казаки брали Гагру и Сухум и по минным полям штурмовали Кодорское ущелье. Спросите у осетин, как наши хлопцы воевали под Цхинвалом, или у сербов. «Все мы помним заветы отцов: ради Родины, Бога и славы не жалеть ни себя, ни врагов» - так поется в старинной казачьей песне. И где бы ни воевали казаки, памяти предков они не посрамили. А насчет «ряженых»… В разгар перестройки казаки яростно отторгли официальную пропаганду, и свежеиспеченные идеологи, видя всю тщетность своих титанических усилий по нравственному разложению кубанцев, прозвали регион «красным поясом», а самих казаков - «ряжеными». Хотя в той же Иордании никто не рискнет назвать «ряжеными» личную охрану короля Абдаллы, набранную исключительно из черкесов. А они ведь тоже в черкесках ходят. Да, было дурацкое время, когда в реестровые казаки принимали чуть не по объявлению. Эти ребята, конечно, очень сильно испортили нам тогда обедню. Но когда настало время воевать - в той же Абхазии, Приднестровье, Грузии и Чечне, сразу стало ясно, кто - казак, а кто - по объявлению. «Ряженые» воевать не поедут, в атаку вверх по ущельям не ломанутся и под пулями пластаться не будут. А для казака это - его судьба, его выбор. Помните, еще Путин перед первой чеченской говорил, что во всей армии полка боеспособного найти не могли. А казаки - на секундочку! - дивизию выставили.

И воевали они так, что сам Кадыров просил Путина вывести из Чечни нашу дивизию…

- Есть мнение, что Гражданская война и сталинские репрессии (?! репрессии чьи?) на корню подрубили казачество в России…

- Да, в те времена над нашим краем ревела страшная катастрофа. По воспоминаниям старейшин, в двадцатых годах Кубань вышла из берегов от пролитой казачьей крови. Мы ведь активно не приняли Советскую власть. Большевики царя убили и Бога отвергли, а мы - люди служивые и глубоко православные, мы присягу давали. Ну, как можно было нам такую власть принять? Вот и поднялась Кубань, и кровью умылась.

Вообще удивительная была установка государства: наших предков сам Наполеон боялся, а Советская власть из нас врагов сделала. Другие страны - та же Англия или Франция - отменных вояк из-за рубежа импортируют - в виде наемников-гуркхов или бойцов Иностранного легиона, а большевики решили весь казачий генофонд под нож пустить.
«Казачество - единственный российский этнос, способный к самоорганизации, и посему подлежит уничтожению» - эти слова Троцкого у нас на Кубани все помнят, от мала до велика. Носители этого мессиджа старались на славу: грудных младенцев топтали конями, Георгиевских кавалеров убивали за крест на груди, а подростков - за надетую на голову папаху. Ну и мы в долгу не оставались. Наш поэт писал: «Их шашки в рубках бесновались, Никто не преклонял колен, И в плен станичников не брали - Те просто не сдавались в плен…»
Танцующий перед волками

- Михаил, кто автор этого оригинального боевого танца?

- Деды наши. Казачий боевой пляс родился в боях. И поэтому повторяет все движения шашкой и кинжалом в реальной схватке.
У казака считалось высшей доблестью исполнить его на глазах у противника под свист пуль. Пусть враг знает, как он презирает опасность, пусть покой и сон потеряет. Даже если при этом пуля снайпера расчешет танцору волосы на прямой пробор, это только добавит ему куража.

- Он чувствует, что за спиной у него - родина и рота, сотня сорвиголов - таких же, как он сам. Как гутарят в станицах старейшины, после хорошего танца у казака «душа подрывается». Еще этим танцем казаки себя «на бой разгоняют».
Ребята рассказывали, что во время войны в Чечне многие солдаты и даже офицеры - этнические казаки
(в основном терцы, конечно) - перед боем исполняли боевой пляс перед строем, чтобы завести, правильно «накрутить» личный состав. Я же только придумал свою постановку этого танца. Вроде получилось…
«Нохча ву?» - «Казак ву!»
- Лезгинку в мире могут танцевать миллионы людей. Шашкой виртуозно владеют тысячи.
Боевой танец с шашками - так называемый казачий пляс - могут продемонстрировать единицы.
Совместить же лезгинку с казачьим плясом не пробовал никто. Вот я и решил попробовать. Я ведь казак, для меня шашка - мать родная. У нас говорят: мать казаку жизнь дает, а шашка продлевает. И когда она с шелестом и шипом выскальзывает из ножен, у меня в жилах кровь горит. Голос предков, наверное…
- Этот танец иногда производит неизгладимое впечатление на легко возбудимое воображение горцев, и их захлестывают эмоции. Иногда они даже выбегали на сцену и поддерживали меня в танце. Как-то после одного из выступлений ко мне подошел один убеленный сединами чеченец, руку стал жать: «Нохча ву?» (Ты чеченец?) «Казак ву!» - отвечаю. «Слушай, я тебе за танец машину подарю!» Я отказался - в жесткой форме.

- Пусть нохча знает, что казаку от него ничего не надо. Что надо будет - сам возьмет.

Я взял кинжал в руки, и они сами по себе пришли в некое упорядоченное движение. Наверное, сказалась генетическая память, казачий генный код. Так же, как я сел в первый раз на коня и поскакал. И ноги сами нашли стремя, а руки - поводья. Ну а в остальном полагаюсь на свою импровизацию и интуицию.

- А нагайка зачем? Тоже боевое оружие. Очень опасное, между прочим. В миру казаки с ними на волков охотились, разбивая им на всем скаку головы вшитой в кончик плетки пулей. /Здесь герой и автор путают и смешивают два разных оружия - нагайку и волчатку. Волчатка - жесткий кнут с вшитой пулькой, применялся на охоте. А нагайка - мягкая кожаная плеть, применяемая для посыл коня и для наказаний. Не будете же вы пороть провинившегося плетью с вшитой пулькой - покалечить можно - прим. злой хорунжий/ А на войне доставали неприятеля через бруствер или какое-либо другое препятствие. Одним ударом нагайки можно было, например, искалечить неприятеля, который прячется за углом дома, беззвучно снять часового или заарканить, слегка придушить и подтянуть к себе языка.

- А почему этот пляс придумали именно казаки?

- У них особая ментальность. Исторически казачество складывалось как живой, опасный и деятельный мир сильных людей. Энергия и фатализм, страсть и упорство - вот составляющие их природного характера. Они - люди пограничные, служивые, живущие рядом с кавказцами в условиях постоянного стресса. И психологически всегда готовы к тому, что завтра придется расстаться с жизнью. А на войне им зачастую приходится мечтать об одном: чтоб жизнь предоставила-таки возможность с достоинством и честью потерять ее. Непростая планида, между прочим. Поэтому и веселятся, и танцуют казаки по-особому - как в последний день перед боем.
- Я думаю о своих братьях, сгинувших в кровавом молохе войн. А они, я надеюсь, в эти мгновения смотрят на меня сверху.
Память - она тоже имеет свою эмоцию, причем сильную, и именно ее я стараюсь поймать и отразить на сцене. «Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие - как часовые…» - так кажется, писал поэт. Это и про нас тоже.
«Потеряем казачество - потеряем Россию…»

- Практика показывает, что мучительные поиски самоидентификации все равно заканчиваются тем, что ты обращаешься к заветам своих предков. Если, конечно, не сгинешь в процессе этих поисков от какой-нибудь наркоты, диссидентства и прочего дурмана.
Так стоит ли огород городить? У нас на Кубани говорят: «Потеряем казачество - потеряем Россию». Наверное, именно поэтому сейчас в каждой станице, в каждом городе создаются военно-патриотические клубы. Толчок к этому дали наши старейшины, которые заявили: «Либо наших детей заберем мы сами - под свое крыло, либо их заберет «церковь сатаны»…

- Так у нас на Кубани телевизор теперь называют. У нас в Архипо-Осиповке в семнадцатой школе такой клуб был создан одним из первых. Им и сейчас руководит Игорь Витальевич Шинкоренко. Активно готовит казачью молодежь к жизни и службе Юрий Иванович Буряков.

В любом случае, несмотря на все ужасы и катастрофы, бурный ренессанс казачества налицо, и теперь уже ничто не вышибет нас из седла… Потому и танцуем!
Игорь МОИСЕЕВ
http://kazaki-edinstvo.ru/2009-10-2...8-12-34-04.html Перейти на страницу сообщения
Previous post Next post
Up