Ветку "Рамана Махарши"можно посмотреть, в частности, здесь http://forum.arimoya.info/threads/Рамана-Махарши-Будь-тем-кто-ты-есть.1574/ Содержание: Рамана Махарши “Будь тем, кто ты есть!” Рамана Махарши ПРОБЛЕМА САМОПОСТИЖЕНИЯ Рамана Махарши Весть Истины и Прямой Путь к Себе Беседы с Шри Раманой Махарши. Том 1 Беседы с Шри Раманой Махарши. Том 2
*****
В силу особенности практики, изрядное число книг читаю одновременно. Так и оба массивные эти тома прочитаны еще не полностью. Посему окончание остатка 1-го отложим до грядущих времен. Кстати уж (раз раскрыла рот): коль замечаю, что какая-то мысль уже звучала, тут же стараюсь вспомнить, что основа воздействия Махарши - в силе его молчания, молчаливого присутствия. К которому и силюсь при чтении вернуться.
Беседы с Шри Раманой Махарши. Том 2 Цитата: «Беседы» - дневниковая запись бесед Махарши 1935-1939 годов - самое известное собрание Его устных поучений и основная настольная книга для многих Его последователей. В русском переводе публикуется впервые. Этот том - второй и заключительный - охватывает период с января 1937 года по апрель 1939 года. Живой вдохновляющий голос Учителя поможет каждому духовному искателю развеять сомнения и быть Собой - чистым Счастьем. Источник книги: http://www.ramana-maharshi.ru
Как же тогда благо может быть сделано непреходящим? Нахождением причины страдания, которое вызвано восприятием объектов. Если их нет, то случайных мыслей не будет, и поэтому страдание устраняется. "Каким образом объекты прекратят существовать?"[Spoiler (click to open)]- это уже следующий вопрос. Шрути [Писания] и Мудрецы говорят, что объекты - просто творения ума, не имеющие самостоятельного существования. Исследуйте этот вопрос и убедитесь в истинности последнего утверждения. Результатом будет вывод, что объективный мир находится в субъективном сознании. Таким образом, А т м а н - единственная реальность, которая пронизывает мир, а также окутывает его. Ввиду отсутствия двойственности, мысли не возникнут и не нарушат ваш покой. Это есть Самореализация. А т м а н вечен, и Его Реализация также вечна.
Абхьяса заключается в уходе внутрь Себя каждый раз, когда вы обеспокоены мыслью. Это не концентрация или разрушение ума, а уход внутрь Себя, в А т м а н. Дхьяна, бхакти, джапа и т. д. помогают уйти от множественности мыслей. Преобладает единственная мысль, которая тоже в конце концов растворяется в А т м а н е. ум, лишённый идей, равносилен Реализации когда одно зеркало поставлено перед другим "чистым" зеркалом, никакие отражения не возникают.
- Как мне найти "Кто я?" М. Есть ли два "я", чтобы одно могло искать другое? П. Должен ли я думать "Кто я?" М. Вы уже знаете, как бьёт ключом "я"-мысль. Прилепитесь к ней и найдите её источник [мула]. П. Могу я узнать путь к этой цели? М. Следуйте только что услышанному - и увидите. П. Я не понимаю, что надо делать. М. Если есть что-либо объективное, путь можно показать объективно. Этот путь субъективен. П. Но я не понимаю. М. Что! Вы не понимаете, что вы ЕСТЬ? П. Пожалуйста, укажите мне путь. М. Есть ли необходимость показывать дорогу в глубинах вашего собственного дома? Путь внутри вас. П. Но что Вы посоветуете мне делать? М. Почему вам следует что-либо делать и что вы должны делать? Просто оставайтесь в покое. Почему не пребывать в нём? Каждый должен выбирать практику, отвечающую степени своего развития.
П. Какова цель Само-реализации? Я спрашиваю, в чём польза Само-реализации? М. Зачем вам нужно искать Само-реализацию? Почему не остаться удовлетворённой своим нынешним состоянием? Очевидно, что вы им не удовлетворены. Эта неудовлетворённость придёт к концу, если вы осознаете Себя.
М. Вы находитесь в мире? Или мир находится в вас? П. Я не понимаю. Мир определённо вокруг меня. М. Вы говорите о мире и происходящем в нём. Всё это лишь ваши представления, находящиеся в уме. Ум - внутри вас. И поэтому этот мир тоже внутри вас. П. Я Вас не понимаю. Даже если я не думаю о мире, он всё ещё здесь. М. Вы хотите сказать, что мир отделён от ума и может существовать в его отсутствие? П. Да. М. Существует ли мир во время вашего глубокого сна? П. Да, он существует. М. Вы видите его во сне без сновидений? П. Нет. Я не вижу. Но другие, те, кто бодрствуют, видят его. М. Вы сознаёте это в глубоком сне? Или узнаёте от других сейчас, при пробуждении? П. В своём состоянии бодрствования. М. Поэтому вы и говорите о бодрствующем состоянии, а не о переживании глубокого сна. Существование мира в вашем бодрствующем состоянии и в сновидении признаётся, потому что они - продукты ума. В глубоком сне ум втянут вовнутрь и мир пребывает в состоянии семени. Он проявляется снова, когда вы просыпаетесь. Эго вырастает, отождествляет себя с телом и видит мир. Поэтому мир - творение ума.
П. Как это может быть? М. Разве вы не создаёте некий мир в своём сновидении? Бодрствующее состояние тоже есть длительное сновидение. Позади переживаний при бодрствовании и в сновидении должен быть некий наблюдатель. Кто он? Разве это тело? П. Оно не может им быть. М. Это ум? П. Должно быть так. М. Но вы существуете и в отсутствие ума. П. Как? М. В глубоком сне. П. Не знаю, существую ли я тогда. М. Если вас в нём не было, то как вы вспоминаете вчерашние переживания? Возможно ли, чтобы имелся разрыв непрерывности "Я" во время сна? П. Это может быть. М. Если этот довод не ясен, то вот другое объяснение. Вы принимаете: "Я выспалась хорошо", "Я чувствую себя освежённой после глубокого сна". Поэтому глубокий сон был вашим переживанием. Тот, кто его пережил, сейчас отождествляет себя с "Я" в говорящем. Следовательно, это "Я" должно было быть также и в глубоком сне. П. Да. М. Итак, "Я" было в глубоком сне; если мир тогда был здесь, говорил ли он, что существует? П. Нет. Но мир говорит мне о своем существовании сейчас. Даже если я отрицаю его существование, я могу ударить себя камнем и поранить ногу. Повреждение доказывает существование камня, а поэтому и мира. М. Именно так. Камень ранит ногу. Разве нога говорит, что камень здесь есть? П. Нет. "Я" говорит это. М. Кто это "Я"? Оно не может быть ни телом, ни умом, как мы уже видели. Это "Я" является тем, кто переживает состояние бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений. Три состояния являются изменениями, которые не затрагивают его (истинное "Я", Я). Их переживания подобны картинам, проходящим по экрану в кинотеатре. Появление и исчезновение картин не затрагивает экран. Поэтому и три состояния сменяют друг друга, оставляя А т м а н, Я, незатронутым. Бодрствующее состояние и состояние сна со сновидениями являются творениями ума. Поэтому А т м а н, Я, пронизывает всё. Познать, что Я остаётся счастливым в Своём совершенстве и есть Самореализация. Её польза состоит в осознании Совершенства и, таким образом, Счастья. М. А т м а н, как объяснили вам, пронизывает вселенную, а также и превосходит её. Мир не может оставаться отдельным от А т м а н а. Если осознание такого Я будет названо эгоизмом, то такой эгоизм должен покрывать также и этот мир. Здесь нет ничего недостойного.
П. Разве осознавший Себя не продолжает жить совсем как обычное невежественное существо? М. Да, с той лишь разницей, что осознавший человек не воспринимает мир отдельным от Себя, он обладает истинным знанием и сокровенным счастьем совершенного существования, тогда как другой человек воспринимает мир отдельным, чувствует несовершенство и несчастен. Другие их физические действия подобны. Мысль о том, что Я есть тело или ум настолько глубока, что нельзя покончить с ней, даже если имеется убеждение в обратном. Человек видит сон и знает, что тот будет нереальным при пробуждении. Переживания бодрствующего состояния нереальны в других состояниях. Поэтому каждое состояние противоречит другим. Все они, следовательно, - лишь изменения, имеющие место в том, кто видит, или феномены, появляющиеся в А т м а н е, который непрерывен и не затрагивается ими. Как состояния бодрствования, сновидений и глубокого сна (без сновидений) являются феноменами, так и рождение, рост и смерть - феномены в А т м а н е, который продолжает быть непрерывным и ничем не затронутым. Рождение и смерть суть только идеи. Они принадлежат телу или уму. А т м а н, Я, существует до рождения этого тела и останется после смерти этого тела. То же происходит и с рядом тел в последовательных воплощениях. А т м а н бессмертен. Феномены изменчивы и кажутся смертными. Страх смерти относится к телу. Он - не истина А т м а н а. Такой страх существует из-за неведения. Реализация означает истинное знание Совершенства и Бессмертия А т м а н а, Я. Смертность есть лишь идея и причина несчастья. Вы избавитесь от неё, осознав Бессмертную природу А т м а н а, Себя.
М. Согласие состоит в осознании его неотделённости от А т м а н а. М. Переживания бодрствования схожи (со сновидениями). П. Человек живет пятьдесят лет и находит непрерывность в бодрствующем состоянии, которая отсутствует в сновидениях. М. Вы идёте спать и видите сон, в котором переживаете пятьдесят лет за короткий промежуток сна, скажем, за пять минут. При этом также есть некая непрерывность в этом сне. Так что реально сейчас? Период, покрывающий пятьдесят лет вашего бодрствующего состояния или короткая, в пять минут, длительность вашего сновидения? Стандарты времени отличны в этих двух состояниях. И это - всё. Других отличий между этими переживаниями нет. М. Дух отличается от материи и полон жизни. Тело оживляется им. П. Осознавшее Себя существо тогда является духом и не сознаёт этот мир. М. Оно видит мир, но не как отделённый от Себя, А т м а н а. если удалиться внутрь Себя, то наступит конец страданиям. Страдания чувствуются до тех пор, пока есть объект, отличный от себя. Но когда Я обнаружено как неразделённое целое, кто и что будет чувствовать? Осознавший ум есть Святой Дух, а другой ум есть жилище дьявола. Ибо осознавшее Себя существо есть Царство Божие. "Царство Божие внутри вас". Это Царство присутствует здесь и сейчас.
Только начинающему даётся совет удерживать и исследовать ум. Но, в конце концов, что такое ум? Лишь проекция А т м а н а. Ищите, для кого он появляется и откуда возникает. Тогда обнаружите, что коренная причина - "я"-мысль. Идите глубже, и "я"-мысль исчезнет, оставляя одно бесконечно распростёртое сознание Я. Иначе это называется Хиранъягарбха. Когда оно накладывает на себя ограничения, оно проявляется как индивидуумы.
речь идёт о Реализации - Осознании Себя, Я. Вы не можете пребывать без Я. Это Я всегда осуществлено, но только вы не признаёте этот факт. Реализация сейчас закрыта нынешней идеей мира, который вы видите вокруг себя, и мысль, связанная с ним, затемняет вашу настоящую природу. Нужно только преодолеть это неведение, и тогда Я откроется. Никакого специального усилия не требуется, чтобы осознать Себя. Все усилия направляются на устранение того, что сейчас закрывает Истину. Женщина носила ожерелье на шее. Она забыла про него, решила, что потеряла и начала искать его здесь, там и повсюду. Не найдя его, она стала спрашивать друзей, не видели ли они его где-нибудь, пока один добрый друг не указал на её шею и сказал, что там можно почувствовать ожерелье. Женщина последовала такому совету и была счастлива, что ожерелье нашлось. Затем она встречает других своих друзей, и они спрашивают её, не нашлось ли потерянное. Женщина говорит им "да", как если бы ожерелье было утрачено и потом найдено. Её счастье от повторного обнаружения его на своей шее таково, как если бы некая утраченная собственность оказалась найденной. Фактически она не теряла ожерелье и не находила его. И всё-таки была несчастной, а сейчас она счастлива. Точно так же и с Осознанием Себя. Истинное Я всегда реализовано. Но эта Реализация сейчас закрыта. Когда покрывало удалено, человек чувствует себя счастливым, вновь открывая всегда существующее Я. Всегда присутствующая Реализация выглядит как некая новая Реализация. Далее, что же следует делать, чтобы преодолеть нынешнее неведение? Стремитесь иметь истинное знание. По мере того как это рвение возрастает, ложное знание уменьшается в силе, пока, в конце концов, не исчезнет.
Сознание, которое воспринимает глубокий сон как некое состояние, сейчас видит мир также и в бодрствующем состоянии. Отрицание мира есть состояние глубокого сна. Мир может появляться или исчезать, иначе говоря, человек может бодрствовать или крепко спать, но сознательное вос-приятие не затронуто. Оно есть непрерывное целое, над которым проходят три состояния - бодрствования, сновидений и глубокого сна. Будьте тем сознательным восприятием, сознаванием, прямо сейчас. Это Я, А т м а н, т. е. это Осознание, Реализация, в которой есть Покой, есть Счастье.
П. Страстные увлечения влияют на Реализацию? М. Попытка очищать себя будет самопроизвольной. П. Разве нет необходимости смыть все нечистоты перед Реализацией? М. Джняна смоет их полностью.
П. Индивидуальность является безначальной [анади]? М. Исследуйте и посмотрите, существует ли вообще какая-либо индивидуальность. Задайте этот вопрос после разрешения этой проблемы. "В неведении я принимал эго за себя самого; однако, при правильном знании, эго нигде нет, и только ты остаёшься как А т м а н". То, что присуще состоянию Осознания Себя, является дисциплиной, предшествующей его достижению. Мысль "Я-есть-тело" угаснет только при Самореализации. С её угасанием васины угаснут тоже и все добродетели останутся навсегда.
- При движении тела ум тоже начал блуждать. М. Если ум сохраняется неподвижным, то пусть тело изменяется, как ему угодно. П. И это не помеха для начинающего? М. Несмотря на помехи, попытки должны предприниматься. П. Конечно. Но они будут кратковременны. М. Идея "кратковременности" - одна среди многих других идей. Пока мысли остаются, эта идея также будет возвращаться. Сосредоточение - наша собственная природа (т. е. БЫТИЕ). Сейчас для этого требуется усилие; но оно прекращается после Осознания Себя. П. Говорят, что Я - это интервал между двумя мыслями. М. Они тоже вызываются активностью ума.
П. Как удержать эту мысль? М. Изгнанием других мыслей, которые противостоят этой.
Шри Бхагаван улыбнулся и прервал собеседника: При таком подходе огонь можно тушить, заливая спирт в пламя. Чем больше желания исполняются, тем глубже разрастаются скрытые склонности [самскары]. Они должны ослабеть, прежде чем перестанут утверждать себя. Эту слабость самскар можно выработать самоограничением, а не глубоким погружением в желания. П. Как их можно ослабить? М. Знанием. Вы знаете, что не являетесь умом. Желания находятся в уме. Это знание помогает сдерживать их. П. Но в нашей практической жизни они не сдерживаются. М. Каждый раз, когда вы стараетесь удовлетворить некое желание, приходит знание, что лучше воздержаться от этого. Повторяющиеся напоминания такого рода со временем ослабят желания.
П. Ум нельзя остановить, потому что это он создаёт все те состояния. Он известен только своими действиями, а не в своей истинной природе. М. Именно так. Вы видите цвета спектра. Вместе они образуют белый свет. Но семь цветов видимы через призму. Подобно этому единое Я раскрывает Себя в столь многих аспектах - уме, мире, теле и т. д. Я видится как ум, тело или мир. Другими словами, Оно становится тем, чем вы Его воспринимаете.
"Непривязанность внутри и видимость привязанности вовне"
П. Как покончить с авидьей? М. "Йя на видъяте со авидья" (Что не существует, есть авидья). Поэтому она сама по себе - миф. Если бы она в действительности существовала, то как могла бы погибнуть? Её бытие ложно, и поэтому она исчезает. П. Хотя я понимаю это интеллектуально, но не могу осознать Себя. М. Почему эта мысль должна беспокоить ваше нынешнее состояние осознания? П. А т м а н - Един, но я всё-таки не могу освободиться от теперешнего беспокойства. М. Кто говорит это? Говорит ли Я, которое только и существует? Вопрос противоречит сам себе. П. Милость необходима для Реализации. М. Так как вы, будучи человеком, сейчас понимаете, что есть некая Высшая сила, направляющая вас, то это происходит благодаря Милости. Милость внутри Вас. Ишваро гураратмети (Ишвара, Гуру и А т м а н - синонимы).
Самадхи присутствует даже в практической жизни. Наша деятельность не обладает существованием отдельно от самадхи. Экран находится здесь, когда картины движутся по нему, а также и тогда, когда они не проецируются. Подобно этому, А т м а н, Я, всегда тут, в деятельности или в Покое [шанти].
Джняни, пребывающий в состоянии джняны, не видит ничего отдельным от Себя, А т м а н а, который сияет повсюду и является только чистой джняной. Поэтому, на его взгляд, никакой аджняны нет. Истинное состояние - недвойственное Я. Оно вечно и пребывает независимо от того, сознаётся Оно или нет. П. Некто другой указывает на Я. М. Этот некто не является внешним. Вы ошибочно принимаете тело за Гуру, но сам Гуру так не думает. Он - бесформенное Я. Оно внутри вас.
500. П. Когда все мысли изгнаны и ум спокоен или вступает в состояние небытия, или пустоты, то какое усилие требуется со стороны "искателя", чтобы иметь прямое переживание [пратьяк-шабхава] "видения" Себя (т. е. видения манго как манго)?
М. Кто видит небытие, или пустоту? Что такое пратьякша? Вы называете восприятие манго пратьякшей? Оно включает игру кармы, карты и карьи (действия, делающего и делаемого). Поэтому оно относительно и не абсолютно. Поскольку сейчас вы видите предмет, вы говорите, что здесь ничего нет (когда больше его не видите). И то и другое - деятельность ума. То, что лежит позади обоих этих утверждений - пратьякша. Есть индрия пратьякша (непосредственно воспринимаемая чувствами), манаса пратьякша (непосредственно воспринимаемая умом) и сакшат пратьякша (осознанная как само Бытие). Только последнее есть действительно прямое и истинное переживание, другие же относительны и неистинны.
П. Если никакое усилие не требуется, то можно ли постоянно сохраняемое состояние пустоты ума назвать состоянием Реализации? М. Усилие необходимо до тех пор, пока существует ум. П. Есть ли в состоянии Реализации что-либо подобное прямому переживанию [пратьякшабхава], или Реализация лишь чувствуется или переживается как само Бытие, или стхити, души? М. Пратъякша - само бытие, а не чувство или тому подобное.
Исследуйте, являетесь ли вы искателем. А т м а н, Я, часто ошибочно принимается за познающего. Разве нет Я в неведении, т. е. в глубоком сне? Следовательно, Я - за пределами познающего и знания. Эти сомнения лежат в сфере ума. С этой точки зрения совет состоит в том, чтобы держать ум чистым, а когда раджас и тамас устранены, тогда существует только саттвигеский ум. Таким образом, "я" (эго) исчезает в саттве Джняна гакшус [очи мудрости] не означает орган восприятия, как другие органы чувств. Джнянамева гакшу1. Только джняна - (истинный) глаз". Пока есть субъект и объект - это только относительное знание. Джняна лежит выше относительного знания. Она абсолютна.
А т м а н - источник субъекта и объекта. Сейчас преобладает неведение, и субъект принят в качестве источника. Поэтому субъект, или познающий, не может быть окончательной Реальностью. Реальность лежит за субъектом и объектом. Когда Я осознано, места для сомнений не будет. "Разрубается узел Сердца, рассеиваются все сомнения2". Именно это называется пратъякшей (прямым переживанием),. Только разрушение неведения [авидъя наша} - Самореализация. "Самореализация" есть лишь термин для употребления в миру [оупагарика]. "Самореализация" - лишь более мягкое выражение (эвфемизм) для того, что именуют "разрушение неведения".
501 - Как я получил это тело? М. Вы говорите "Я" и "тело". Между ними двумя имеется определённая связь. Поэтому вы не являетесь телом. Вопрос не в теле, потому что оно само по себе инертно, бессознательно. Есть период, когда вы не сознаёте тело - именно в глубоком сне. Тогда этот вопрос не поднимается. Тем не менее вы в глубоком сне существуете. Для кого же он возникает сейчас? П. Для эго. М. Да. Тело и эго поднимаются вместе и убывают вместе. Есть случай, когда вы не связаны с эго - в глубоком сне. Сейчас (при бодрствовании) вы связаны с эго. Какое из этих двух состояний является вашим истинным состоянием? Вы присутствуете во сне без сновидений, и тот же самый "вы" присутствует сейчас. Почему сомнение возникает теперь, а не тогда? Вы правильно говорите, что вопрос возник для эго. Вы - не эго. Эго - промежуточное звено между Я и телом. Вы - Я, А т м а н. Найдите источник эго и посмотрите, сохранится ли тогда сомнение. Прямой атакующий ответ не должен зависеть от невидимых гипотез (теории кармы), и он состоит в том, чтобы спросить: "Чья это карма? Чьё тело?" Поэтому я и отвечаю таким образом. Такой подход более полезен.
Желание постоянства счастья и покоя говорит о существовании такого постоянства в его собственной природе. Поэтому он старается найти и вновь обрести свою собственную природу, т. е. своё Я. Если Оно найдено, то всё найдено. Такой внутренний поиск - это путь, который должен использовать человеческий интеллект. После продолжительной практики интеллект сам осознаёт, что его деятельность возможна благодаря некоторой Высшей Силе, которую он не может достичь. Поэтому на определенной стадии он прекращает действовать, и тогда Высшая Сила остаётся полностью одна. Это - Реализация, это - завершение, это - цель. Таким образом, очевидно, что целью интеллекта является осознание своей зависимости от Высшей Силы и своей неспособности достичь её. Поэтому он должен уничтожить себя раньше, чем цель будет достигнута.
Пока объект отделен от субъекта (т. е. пока существует двойственность), есть место для камы (желания). Если нет объекта, то не может быть и желания. Состояние отсутствия желания есть мокша, Освобождение. В глубоком сне нет двойственности, а также нет и желания. В то же время в бодрствующем состоянии есть и двойственность и желание. Благодаря двойственности возникает желание приобретения объекта. Именно стремящийся вовне ум является основанием двойственности и желания. Если известно, что Блаженство - это не что иное, как Я, то ум обращается вовнутрь. Если А т м а н достигнут, то все желания уже исполнены. Это исполнение желаний. Это - мокша, Освобождение.
М. То, что требуется для достижения высочайшей цели, - это утрата индивидуальности. Интеллект сосуществует с индивидуальностью. Утрата индивидуальности может быть достигнута лишь после исчезновения интеллекта [буддхи], хорошего или плохого. М. Истинная сила увеличивается, когда человек держится правильного направления, не сворачивая с него. М. В ходе своей работы человек обязан отдать себя Высшей Силе, чья Мощь должна удерживаться в уме и никогда не выходить из поля зрения. Ему не следует даже заботиться о результате своих действий. Только в этом случае карма становится неэгоистичной. М. Если работник отдал себя Богу или Гуру, то Сила, которой он покорился, поведёт его правильным курсом. Сомнение возникнет только, если он не будет слушаться Учителя во всех деталях.
Учитель не вне вас. Он - внутри, являясь фактически А т м а н о м. Осознайте эту истину. Ищите внутри себя и найдите Его там. Тогда вы будете в постоянном единении с Ним. Послание всегда тут; оно никогда не молчит; оно никогда не может оставить вас, и вы никогда не можете удалиться от Учителя. Учитель - А т м а н. Обратите ум вовнутрь и вы найдёте объекты внутри ( в сознании). Вы осознаете также, что Учитель есть ваше сокровенное Я и, кроме Него, нет ничего. Отождествляя себя с телом, вы думаете, что объекты находятся вне вас. Но разве вы - тело? Вы - не тело. Вы - А т м а н, Я. Там пребывают все объекты и вселенная в целом. Ничто не может избежать А т м а н а. Как вы можете удалиться от Учителя, который есть само ваше Я? Пусть даже ваше тело перемещается с места на место, но разве оно когда-либо удаляется от вашего Я? Подобно этому, вы никогда не сможете быть без Учителя. М. Учитель есть Я, а поэтому Милость неотделима от Я. М. Есть ли хоть одно мгновение, когда вы не осознаёте Себя? Можете ли вы когда-нибудь быть отдельным от Себя? Вы всегда - ТО.