и немного поехидничаем 6-).
После сопоставления археологических находок и их датировок с современными
исследованиями генетики населения Кировской области лично у меня сложилось впечатление, что колонизация Вятской земли русскими шла двумя путями:
- с юга - носителями в основном славянских генов. Преуспели они в этом немного, поскольку им приходилось пробиваться через земли очень воинственных и враждебных черемисов-марийцев.
- с севера - носителями в основном норманнских генов. И вот они преуспели значительно больше, поскольку до сих пор население восточной части Кировской области по генетике имеет больше общего со шведами и финнами, чем с жителями центральной России (об этом - см. тыц!).
Позволю себе немного остановиться на первом варианте. Его приверженцем был вятский историк А.И. Вештомов. В своём труде “История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781 год через 600 лет” он, в общем-то излагает версию, почти полностью повторяющуюся в совершенно нелетописной “Повести о стране Вятской” и весьма сомнительном “Сказании о вятчанах”, исключая сведения о распутности новгородских жён и последующем их бегстве из Новгорода. Схема этого пути такая:
- По Волге новгородцы спустились вниз до камского устья и там устроили себе, как пишет Вештомов, временное селение.
- Часть поселенцев, желая разведать места вверх по Каме и Вятке, в насадах (плоскодонных судах) пошли вверх по Каме и проскочили по ошибке устье Вятки (???), затем поднялись до Чусовских мест (окрестностей устья реки Чусовая) и поняли, что что-то не так.
- Переправившись на правый берег Камы, поселенцы сушей пошли искать Вятку (???), но нашли верховья Чепцы и на плотах отправились вниз по реке.
- Дойдя до устья Чепцы и войдя в Вятку, они немного ещё спустились вниз и повстречали, как пишут разные источники, “Болванский городок”, населённый вотяками-удмуртами. Разбив вотяков, они обустроились в городке, переименовав его в Никулицын (кое-где писано: "по речке Никульчинке").
- Увидев, что это хорошо, поселенцы как-то (Вештомов не упоминает, как) известили о том оставшихся во временном поселении на Каме.
- Оставшиеся на Каме новгородцы на судах поднялись вверх по Каме, а затем - по Вятке. Встретивши черемисский город Кокшаров (он же - Кошкаров, ныне - Котельнич), новгородцы чудесным образом разбили черемисов и остались там жить.
- Снесясь с никульчинскими жителями, они совместно обследовали Вятку и решили основать город пониже Никулицына и назвали город Хлыновом “по реке Хлыновице”.
Теперь самое время критически эти этапы похода рассмотреть.
- Надо сказать, что грабить и жечь город Болгар - столицу Волжской Булгарии - и до 1174 года, и после у русских князей было чуть ли не в обычае: Лаврентьевская летопись упоминает такие походы в 1120, 1164, 1184, 1186, 1220 годах - вплоть до нашествия монголо-татар. И это - только крупные княжеские походы, достойные упоминаний в летописях. Так что кто именно пожаловал в Булгарию, местные жители отлично знали и, естественно, уведомили своё вышестоящее начальство, поскольку верить пришлым - “да мы вас не тронем, мы так, месяцок-другой тут перекантуемся и дальше пойдём” - не было ну никакой возможности. Потому даже Вештомов недоумевал, КАК болгары позволили новгородцам построить своё селение совсем рядом с булгарской столицей и терпеть их до тех пор, пока разведочная партия не возмёт Никулицын и не пришлёт гонцов к оставшейся части. А это по тем временам - очень, очень, очень немалое время, которого за глаза бы хватило болгарам, чтобы разведать обстановку, собрать соответствующее войско, раскатать оборзевших новгородцев по лесам-оврагам и забыть о них. Полагаю, ни у кого не будет сколь-нибудь убедительного объяснения, ради чего их можно было терпеть неопределённое время. Как позволили - да никак!
- Не менее сомнителен и второй этап похода. Дескать, новгородцам кто-то рассказал, что в верховьях Вятки места - просто загляденье! А кто рассказал: вотяки - приходите, гости дорогие, забирайте наши земли, у самих нас толку нет, так приходите и володейте нами? Стоп, это, похоже, из другой оперы! Черемисы - не хуже болгар знавшие цену русским князьям? Далее: про… фукать устье Вятки - это большого умения нужно быть. Коль уж шли целенаправленно на Вятку. Писано, что перепутали, и “попали не туда” 4-) - следопыты-зоркие глаза, блин. Да и сами средства передвижения по реке - насады, парусно-гребные, но плоскодонные суда… Я лично не знаю водный характер Камы, пройти вверх по этой реке на таких судах несколько сот километров - это возможно? И как “зоркие глаза” заметили, что “или что-то случилось, или одно из двух”, и пора выбираться на берег, это - Чусовские места, а не Вятка???
- Едем дале - видим лес. Хорошо, сообразили, что не Вятка. Вполне верю, что, поскольку про...фуканное несколько сот вёрст назад устье большой реки было слева, переправляться нужно на правый берег. Но… чёрт возьми!.. КАК??? Как они нашли через не один десяток вёрст среди лесов исток Чепцы и решили, что эта река непременно приведёт их именно в верховья Вятки, а не выкинет, наконец, куда-нибудь в северное море???
- Срубили плоты - пошли вниз по реке. Добрались до Вятки - "о! так вот же она, Вятка!" - ??? На плотах пошли дальше вниз уже по обретённой Вятке до... Вот тут - верю: взятие городка - в последствии Никулицына - более чем правдоподобно. В конце концов, грабить и убивать гражданское население новгородцы были большие мастера. Опущу такую несуразицу, как название городка - Болванский. Я - никакой знаток древне-удмуртского, может, название “Болванский” - это как раз на нём.
- Но… чёрт возьми!.. КАК??? Ой, я, кажется, повторяюсь. Но, всё же, как никулицинские захватчики известили оставшихся в Булгарии о найденном месте? Гонцы спустились вниз по Вятке до временного поселения? Тогда они должны были точно знать, что эта река точно Вятка и впадает в Каму. И с ними должен был быть либо вотяцкий, либо черемисский изгой-проводник, который уже ходил в тех местах по этой реке, который и про...фукал устье Вятки и которого новгородцы за это почему-то не убили. И они должны были водой пробраться - ладно, мимо вотяков - мимо черемисов, которые убивали всех русских, кого могли, из вполне мотивированного к оным отношения. К тому же, они должны были пройти мимо черемисского Кокшарова, который в последствии новгородцы всё же, по сказанию, разграбят! И второй, не менее успешный путь: построить суда - уже не плоскодонные, подняться по Чепце вверх, как только можно, найти волок в Каму - а он есть: см. пост о волоках и спуститься вниз по Каме до селения оставшихся. Вариант с тасканием лодок полутораста вёрст до чусовских мест... Проще позвать на подмогу пришельцев с Тау Кита.
- Я несколько знаком с водным характером Вятки. Более того, я целенаправленно поговорил с несколькими людьми, имеющими опыт хождения на различных плавсредствах по Вятке. Один товарищ, ходивший на байдарке, на мой вопрос, насколько возможно длительно грести против течения Вятки, был краток: “Это - п***ц!” Предыдущие товарищи по сути были с ним вполне солидарны. Так что если новгородцы и поднимались от своего “временного селения” на Каме вверх по Вятке на своих плоскодонных насадах (предназначенных, в общем-то, для плавания вниз по рекам), то очень, очень, очень, очень, очень неспешно и в основном - в удачные ветреные дни. А в этом случае говорить, что кокшаровские черемисы не знали, кто идёт вверх по их реке, и сколько их, а потому сбежали или сдались захватчикам… Ну да - чудо. Какое уже по счёту?
- Завершение этой истории, на фоне предыдущих эпизодов, не вызывает у меня особых сомнений за исключением анекдотического пассажа с птичьим криком “хлы-хлы”. Равно как и вариант с названием города “по речке Хлыновице”. Видимо, “Хлыновица” - ещё одно слово на древне-удмуртском. Или, всё-таки, птица? 6-)
Что хотите делайте, но, в силу вышеизложенного, “южная” версия возникновения Вятки кажется мне… малоубедительной. Я тоже как-то пытался грести на пвхшке против течения Вятки. Впрочем, вполне допускаю, что возможные новые археологические находки предоставят новые свидетельства в пользу этого варианта. А пока...