Коллеги гражданки и товарищи граждане, я цитирую полностью одно из стихотворений Валерия Брюсова - и задаю вопрос. Не "на внимательность", не "на находчивость", не "на эрудицию", а исключительно и только "просто так". ( . . . )
И снова Вы заинтриговали. Мне этот жрец *герой лирического стихотворения* очень не нравится. Сам себя нахваливает, как на продажу. Но, наверное, это комплекс вины так проявляется. Я думаю, стих о том, что люди, такие морально-стерильные, руководствуются заученными правилами. Не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не укради, не пожелай осла ближнего... А когда сталкиваются с чем-то, где надо включить не табло с правилами, а мозги и совесть, там они беспомощны.
Добродетели, которые жрец в стихотворении перечисляет, относятся не столько к древнеегипетским религиозным канонам, сколько к нам прекрасно знакомым иудео-христианским. А самоубийство в иудео-христианстве есть один из страшнейших грехов. Так что это взгляд очень со-временный Брюсову. И вообще тема его занимала, можно сказать, постоянно. И по стихам и прозе это прослеживается, да и история с поэтессой надеждой Львовой какая-то неясная.
Так что на дне сознания поэта - зачарованность суицидом, а поверх нее - нормальное человеческое и человечное отторжение суицида.
Рефлектирующие умники, к коим и мы в той или иной степени относимся, со своей рефлексией надо-ненадо, можно-неможно. Иногда сие становится злом для окружающего мира и в итоге для причиной еще более тягостных сомнений.
Допустим, персонаж стихотворения говорит правду о себе, любимом. В психологии известно такое состояние волевого паралича, когда и мозг как будто работает, а намерение в действие не переходит. "Хотел я крикнуть, но не мог". Вот он и виноватит себя, и скорей всего, так и будет с этим жить. Это ничем не искупить, никакими обетами и щедрым подаянием, и не исправить. В целом, обычная драматическая ситуация, имеющая место в любом абсолютно обществе и в любую эпоху.
Comments 47
Мне этот жрец *герой лирического стихотворения* очень не нравится. Сам себя нахваливает, как на продажу. Но, наверное, это комплекс вины так проявляется.
Я думаю, стих о том, что люди, такие морально-стерильные, руководствуются заученными правилами. Не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не укради, не пожелай осла ближнего... А когда сталкиваются с чем-то, где надо включить не табло с правилами, а мозги и совесть, там они беспомощны.
Reply
Радикальный у Вас подход, Бель! И тоже - не поспоришь.
Reply
Reply
Фта (Пта, Птах). Академическое.
Знал ли В.Я.Брюсов такие подробности теологические, или нет, но, выходит, культ Фта в некотором роде неживой, культ смерти.
А это жрец Исиды.
Добродетели, которые жрец в стихотворении перечисляет, относятся не столько к древнеегипетским религиозным канонам, сколько к нам прекрасно знакомым иудео-христианским. А самоубийство в иудео-христианстве есть один из страшнейших грехов. Так что это взгляд очень со-временный Брюсову. И вообще тема его занимала, можно сказать, постоянно. И по стихам и прозе это прослеживается, да и история с поэтессой надеждой Львовой какая-то неясная.
Так что на дне сознания поэта - зачарованность суицидом, а поверх нее - нормальное человеческое и человечное отторжение суицида.
Reply
Reply
Рефлектирующие умники, к коим и мы в той или иной степени относимся, со своей рефлексией надо-ненадо, можно-неможно. Иногда сие становится злом для окружающего мира и в итоге для причиной еще более тягостных сомнений.
Reply
Как это?.. "Не думать надо, а трясти!" ;) Порой и в самом деле.
Reply
Reply
В психологии известно такое состояние волевого паралича, когда и мозг как будто работает, а намерение в действие не переходит. "Хотел я крикнуть, но не мог". Вот он и виноватит себя, и скорей всего, так и будет с этим жить. Это ничем не искупить, никакими обетами и щедрым подаянием, и не исправить. В целом, обычная драматическая ситуация, имеющая место в любом абсолютно обществе и в любую эпоху.
Reply
Вы словно сомневаетесь, говорит ли персонаж правду?..
Reply
Норадреналиновая реакция?
Reply
Reply
По просьбам коллег, продлеваю до вторника )
Reply
Leave a comment