За 30 апрельских дней, я проехал, прошел и пролетел по трассам Евразии, более 25000 километров, и побывал в Кыргызстане, Казахстане (проездом), Монголии и на Сахалине. Апрель - очень даже неплохой месяц для путешествий: еще нет изнуряющей жары, а природа начинает просыпаться после зимней спячки, еще нет пиковых цен на транспорт, и он отнюдь не переполнен. Я совершил поездку по таким регионам, что мне в течении почти всего месяца не пришлось снимать теплую куртку, и нужно было носить ее на себе, дабы не мерзнуть, что являлось дополнительным плюсом. Холод и сугробы в Караганды, сменились на следующий день летним зноем в Таразе, а потом, после посещения жаркого Кыргызстана, я снова направился в северном направлении, где теплая экипировка весьма пригодилась, так что по климатическим условиям, и по удобству экипировки, поездку можно назвать, почти идеальной.
Во время путешествия, использованы все виды общественного транспорта. Не все шло точно по плану, были и сбои, причем достаточно неприятные, но нить маршрута, в целом выдержана, и мне есть чем поделиться с адептами дальних странствий.
Утром, 3 апреля, я покинул родную квартиру, сел в троллейбус, в "четверку", и доехал до станции Верхняя Терраса. Троллейбус пошел дальше, на мой завод, где в данный момент, трудились мои коллеги. А у меня - отпуск!!!
Ожидаю своего поезда №392 Москва-Челябинск, заодно распечатываю себе пару билетов. Я собирался ехать до Клявлино, но перед отъездом узнал, что именно с этого дня, отменится автобус Клявлино-Похвистнево. Пришлось перекраивать начало маршрута, я решил ехать через Нурлат-Чистополь-Салават, пришлось сдать билет Похвистнево-Златоуст, и купить новый: Златоуст-Петропавловск, - успел урвать последнюю нижнюю полку. А отмена автобуса отменилась, судя по сведения Яндекса, он продолжает ходить.
На кассе объявление - теперь она не круглосуточная, оптимизация ОАО РЖД добралась и до этого вокзала, расположенном в огромном районе Ульяновска. И даже нет билетного терминала, и не предвидится, на мой запрос по этой теме, РЖД в своем ответе разразилось словесным поносом ни о чем. Поезд пришел, проводник моего вагона - молодой казахский парень, как и в других вагонах. Не то гастарбайтеры, ни то жители Челябинска. Парень, впрочем, аккуратный, вежливый. Я через четыре часа выхожу в Нурлате, бегом на автовокзал, и через 12 минут, уезжаю на микроавтобусе Самара-Казань, до Чистополя. Тут довольно холодный ветер, я в зале ожидания жду автобуса Казань-Кумертау. Автобус - пыльный "Нефаз", проехал восточный Татарстан, и резво мчался в ночи. Народу мало, несмотря на пятницу. После Белебея вообще разогнались до неприличной скорости, в результате в Салават прибыли, на полтора часа раньше - еще не было четырех часов. автовокзал, конечно, закрыт, а на жд вокзал, должен был прибыть редкий в этих краях зверь - пассажирский поезд. Из Ташкента. Небольшая кучка узбеков встречала своих соплеменников, я же прикинулся ожидающим обратного поезда, из Уфы, и охранник разрешил мне немного посидеть в зале.
Чуть-чуть погулял в районе пустынной еще, центральной площади, а там и автовокзал открылся. Досыпал я в автобусе до Уфы, там позавтракал, и приобрел билет на челябинский автобус до поворота на Златоуст. Больше часа выбирались из Уфы, потом плелись по трассе М5. В Златоуст не заезжали, мне пришлось от трассы, ехать до трамвайной остановки, на попутке. Неторопливо объехал трамвайную сеть Златоуста, что уже однажды делал, потом скрылся от ветра в вокзале.
Ехал я на трансказахском поезде, до Петропавловска. Наконец-то, в этих поездах, прямо на ходу, ввели проверку документов пассажиров, выходящих в Петропавловске. Однако интересно, если транзитный пассажир, выйдет в Петропавловске "покурить" и отстанет от поезда, какие к нему будут применены санкции за нелегальный переход границы? На осмотр Петропавловска, ушло часа четыре, оттуда еду в скоростном казахско-испанском поезде "Тальго", до Кокшетау, то-то удивилась кассир, когда я попросил такой билет. Билет примечательный - напечатан на бланке РЖД, но его стоимость указана в тенге. Билеты же КТЖ, в кассе вокзала не продавались, поэтому пришлось покупать билет от Кокшетау до Караганды в одном из павильонов, на привокзальной площади, с наценкой в 400 тенге. На этот поезд были в продаже только места в общий вагон.
Петропавловск
Кокшетау, вокзал. Скоростной "Тальго"
И на прогулку по Кокшетау, вполне хватило трех часов. Отсюда я еду на поезде Костанай-Караганды, стоянка у него, в Кокшетау - 41 минута. Показался электровоз, мой общий вагон, шел первый, за ним. Оттуда вышло, человек 70, высадка продолжалась минут 10. Когда я наконец-то зашел в вагон, там оказалось еще человек 30, и вместе со мной зашло столько-же. т е вагон уже не был переполнен. Места у окна однако не нашлось, так что голову приклонить было некуда. Хорошо хоть на станции Курорт Боровое, освободилась верхняя полка, куда я и перешел. И после Астаны, вопреки ожиданиям, вагон не слишком опустел.
В Караганды настоящая зима. Люди в теплых одеждах, на тротуарах - ледяная корка. Но сам город, произвел хорошее первое впечатление, так что надо посетить его еще, хотя впечатление это, подпорчено совсем недавним закрытием, последней троллейбусной линии. Нет больше в Караганды электротранспорта! В обед я уезжаю скорым поездом Астана-Сарыагаш, в прицепном карагандинском вагоне. Несмотря на довольно много свободных мест, место надо мной, досталось даме из Шымкента, она безуспешно пыталась уговорить меня поменять мою нижнюю полку, ей было вежливо отказано. Проводник, пожилой русский мужчина, попытался стрясти со всех по 25 тенге на чай. Можно было купить, цены не такие обдирные, как в моей стране, но тон его уж очень был приказной. Мои соседи по вагону, последовали моему примеру, брать чай не стали.
Не совсем понятен смысл этого поезда, почему он идет только до Сары-Агаша, последней станции перед Ташкентом, непонятно, почему не до Ташкента. Хотя, им вовсю пользуются и тем, кому надо в Тараз и Шымкент. Разогнались очень хорошо, остановок мало, железнодорожные пути, здесь на всем протяжении огорожены - типа скоростная магистраль! Буквально через полчаса, после выезда из Караганды, снежная пелена исчезла, в поселках стали появляться проталины и весенние ручьи, еще часа через два, стала появляться робкая зелень. Потом еще час ехали вдоль берега Балхаша, в вагоне появились торговцы рыбой.
Глубокой ночью, выхожу на станции Джамбул (Жамбыл, Тараз). Таксисты особо не доставали, да мне и надо только купить билет, и завалиться поспать с комнате отдыха. Сказано - сделано, правда при покупке билета, кассирша обсчитала меня, взяла 700 тенге, вместо 655, но зато в КДО, я заплатил за 2 часа, а проспал три, администраторше было лень меня будить, час пребывания стоит 300 тенге. Наутро у меня была пара часов до поезда, чтобы немного пройтись по городу Таразу, где даже имеется троллейбус. Итак, на автовокзал я не попал - он очень далеко - на окраине, троллейбус не заценил - не видел ни одного, прошел до центральной площади и вернулся к вокзалу на автобусике. Есть на привокзальной площади загон, с громким названием "Автобекет" - оттуда идут ночные автобусы в Алматы, но ни расписания, ни диспетчера там нет, и вообще было пустынно. Поток поездов на трансказахской железной дороге, очень значительный, пассажирские идут один за другим. Как разительно отличается ситуация от России, в лучшую сторону! Пришел мой поезд Уральск-Алматы, с зек-вагоном в хвосте, за время двадцатиминутной стоянки, оттуда осуществлялась выгрузка. Мой вагон хоть и отКВРенный, но грязноват, после предыдущих свиней-пассажиров. Но ехать мне недалеко - до Луговой.
Вокзал Луговая
В Луговой у меня двухчасовая пересадка на поезд, который увезет меня в Кыргызстан. Стал капать мелкий дождь, однако я успел пройти до противоположной окраины села, где проходит трасса Алматы-Актобе, посетить забегаловку, пообедать в ней лагманом. В Луговой даже есть интернет-клуб. Администратором является мальчик, лет восьми, не говорящий по-русски, посетители - его же сверстники. Но написал мне, что за полчаса интернета, с меня 50 тенге, усадил за комп, и потерял ко мне интерес. Я просмотрел почту, социальные сети, наличие мест на мой поезд - увидел, что он почти пустой, так оно и оказалось.
Прибытие поезда Новокузнецк-Бишкек, на Луговую
Первое впечатление о стране, путешественник получает по транспорту, какой его туда везет. В составе поезда, было всего 5 вагонов, в них содержалось, согласно справке "Экспресс", на момент прибытия в Луговую - двадцать пассажиров, и столько же было работников поездной бригады. И если наличие старых вагонов в составе, можно оправдать экономическими трудностями (хотя на КиргТЖ много новых тепловозов казахстанского производства), то киргизский уровень обслуживания, непонятен. Из вагона вышла проводница, направилась к торговкам, я перехватил ее, показал билет, она недовольно сказала, чтобы я проходил в вагон. Как только я разместился, возле меня материализовался некий субъект, и выжидательно на меня посмотрел. Я не понял.
- Это проводник, - тихо обронила мне бабушка с соседней полки - билет хочет.
- Да какой же это проводник, проводник должен быть в форменной одежде, - тот хихикнул, и ответил в том плане, что я сам должен понимать, что если кто-то спрашивает у меня билет, то это "не просто так". После этого, он временно стрельнул у меня 200 тенге, отдал минут через 10, после напоминания, и предложил купить аккумуляторный фонарь. Образовался другой непонятный субъект, спросил, показал ли я билет. Тем временем, баба-проводница носилась по вагону, орала, что потеряла свои прокладки, а потом закурила прямо в купе - табачный дым поплыл по вагону. Проводники лихорадочно рассовывали мешки и тюки - скоро, на станции Мерке, должен был начаться таможенно-пограничный контроль. Хамским тоном, будто на допросе проводница спросила у меня, как это я, почему, россиянин, с российским билетом оказался в Луговой. Не укладывается в их головах, что так как я, добираться намного дешевле, удобнее, и быстрее. Вот и бабушку-соседку, я спросил, зачем платить 7 тысяч рублей, за поездку в таком скотском вагоне, когда можно доехать за 4 тысячи, в полтора раза быстрее, комфортнее, правда, с пересадками. Ответ предсказуем - возраст, пересаживаться лень.
Понятно, что не от хорошей жизни, железнодорожники занимаются такими отхожими промыслами, как перевозка грузов из России в пассажирких поездах, но все-таки, с точки зрения клиента, подитожить можно так - на работу в КиргТЖ, набрали работать откровенный сброд.
На станции Мерке, пограничники поставили мне в паспорт огромный, бледный штамп выезда, подивились моему путешествия, позавидовали. И вот начался Кыргызстан. И если смортеть вдаль, на юг, то там видны прекрасные горные отроги Тянь-Шаня, которые тянутся на много километров, а вот вблизи виды очень неприглядные. Густо замусоренные обочины, практически на всем протяжении пути, бомжово одетые люди в бедных селах, раздолбанные дороги, пустые глазницы окон промышленных зданий, с остатками воззваний "Слава труду!", серпом и молотом. Долго простояли на пограничной станции Кайынды. Ко мне пограничники и таможенники, не придиралиь, забрали паспорт, вернули с бледным штампом, а поездную бригаду потрясли. Тут простояли на полчаса больше, чем полагалось, и нечего было и думать, что в Бишкек приедем вовремя, так как на оставшиеся 200 км, еще должны были остановиться в Карабалта, Беловодске, Шопоково и на Бишкек 1.
По вагону прошел таксист, предлагая прямо из ближайших сел, ехать в Ош и Джалал-Абад. На станции Чальдовар, встретился поезд Бишкек-Екатеринбург, потом прошел пригородный, с удивительным маршрутом Бишкек-Мерке, через казахскую границу. Хотя станция Мерке, имеет принаджлежность к КиргТЖ, вполне могли бы дотянуть маршрут до Луговой.
Удивительно, но к конечной станции Бишкек 2, движенцы и локомотивщики, умудрились нагнать график - прибыли минута в минуту. Но выйти из вагона спокойно не дали - тут же полезла толпа, забирать привезенные мешки и тюки. Продравшись сквозь толпу, вышел в здание вокзала. Кассы и обменный пункт уже не работали, прохаживался скучающий милиционер, на меня он не обратил внимания, что показалось хорошим знаком - выходит не такая уж опасная страна в плане беспредела для туристов, со стороны органов, как писали ранее. К слову, сама поездка, была тестовой, выяснялась и степень опасности для туриста, подитожить можно так - есть желание и до Оша прокатиться.
Ну что, нужно поменять валюту, мне сказали, что невдалеке есть целая улица с обменниками. Так оно и оказалось - валюту меняли буквально в каждой двери, в каждом окошке. Однако, поменять оказалось непросто, на мои 50 долларов, которые я предлагал тремя банкнотами, смотрели чуть ли не презрительно, и предлагали такой плохой курс, что легче было сомы снять в банкомате, с комиссией. Оказывается, банкоты достоинством менее 50$, обменять тут трудно. Наше все-таки окошко, где мне поменяли именно по такому курсу, какой написан, стал обладатем более 3000 сомов, сел в троллейбус и поспешил в отель, на улице Витебская, что в северной части города, в районе рынка Дордой, называемом местными жителями "дурдом".
Отель, гостевой дом "Tengri", содержит русская семья. Это двухэтажное строение, на сей момент, почти пустовало, меня разместили в шикарном номере, за 1220 сом за 2 ночи, напоили чаем, расспросили о первых впечатлениях о Кыргызстане. Польстить им было нечем, я сказал, что Кыргызстан, это яркий пример того, как не надо жить и строить общество, что сюда полезно приезжать россиянам, которые недовольны жизнью в России, что здесь в десятки раз хуже. Женщины, были русскими по национальности, не сказать, что они были в восторге от моей оценки, но в целом согласились, добавив, что мы, россияне должны радоваться, и молиться на Путина. Действительно, как бы в России не было плохо, но тем не менее, в среднем зарплат в 15-20 тысяч сом/рублей (рубль почти сравнялся с сомом), в Кыргызстане даже в столице нет, что медицина на 100 процентов платная, ( у нас в России хотя бы проконсультируют и проведут минимальную диагностику бесплатно), работающей промышленности практически здесь нет, а имидж дешевой страны для приезжих, Кыргызстан стал терять, и пребывание здесь хоть и не так ощутимо, но бьет по карману. Хотя в этом виноват обвал рубля.
На мои вопросы об отношении к украинским событиям и присоединения Крыма к России, и в Казахстане и в Кыргызстане, было сдержанно позитивным, вернее даже, к событиям на Украине относились скорее как к чему то абстрактному, но это надо видеть, какой популярной фигурой, является ныне российский президент! Причем не только в Казахстане (наряду со своим лидером) и Кыргызстане, но даже в Монголии.
Осмотру Бишкека, я посвятил весь следующий день. Окраины, центр, прошел по центральному проспекту Чуй. Но сначала, все-таки посетил вокзал, хотел провернуть операцию "перидромофил" - т е получить в коллекцию киргизский жд билет. Кассир очень удвилась моему запросу на билет до станции Шопоково (30 минут езды), потом развернула мне монитор, и показала сумму в 750 сом. Удивительно, что на сайте РЖД такие билеты продаются по 300 рублей. 750 сом за бумажку, я был платить не готов, и ушел не солоно хлебавши, и лишь потом, недели через 2 сообразил - надо было узнать цену билета от Биробиджана до Чегдомына, может она была бы не такой огромной.
Бишкек довольно опрятен, ну что же, столица как-никак. А каких-либо достопримечательных мест, здесь мало, он и интересен лишь как столица. Весь день катался на троллейбусах - это единственный приличный вид транспорта в городе, все остальное это маршрутки, и гаденькие корейские басы. Троллейбусные маршруты, как правило, проходят от одной окраины до другой, через центр, проезд стоит 7 сом, оплата водителю, билетов нет. Много пунктов общественного питания, не сказать что цены привлекательные, что обслуживание на уровне, на обед я попал в какую-то забегаловку, пропахшую табачным смрадом, и лишь потом узнал, что есть в Бишкеке вполне приличные сетевые заведения. К вечеру попал к рынку Дордой, и очень долго выбирался из его лабиринтов-хитросплетений.
И вот я покидаю Бишкек, еду в Алматы. Я доехал до нового, Западного автовокзала, и выходя из маршрутки, приготовился отшивать таксистов, нищих, ментов. Удивительно, но это не понадобилось. Таксисты не орали дурными голосами наперебой: "Эй, слющай, брат, куда?", милиционер не только не докопался до моей регистрации, но и вообще не обратил внимания. И лишь убогая старуха, сказала, что ее фамилия Токтогулова, поэтому все должны ей денежку. Ну и отдал ей монетку, у меня оставалось еще 700 сом. Добило меня то, что на автовокзале есть билетная касса, и расписание. Цивилизация!
На Алматы маршрутки идут по заполнению, проезд стоит 400 сом. Через 40 минут, после отправления, мы прибыли к берегу реки Чу, которая разделяет 2 страны. За полчаса прошли киргизскую границу, где меня завели в специальную комнату, и поставили штамп в паспорт, пешком перешли по мосту, и прошли казахский контроль, на крупном КПП Кордай. Появления маршрутки долго ждали на АЗС, стразу за пунктом пропуска. Дождались, поехали, и через три часа я вышел на автовокзале Алматы - Сайран. Стоит дикая жара, прячу куртку в рюкзак, еду к ближайшей станции метро, и скрываюсь в его прохладе, осматривая станцию за станцией - в алмаатинском метро мне еще бывать не приходилось
Так и доехал от одной конечной станции Алатау, до противоположной Райымбек Батыр, что недалеко от жд вокзала Алматы 2 и автовокзала Саяхат. Здесь я подкрепился в сетевой столовой "Кағанат", и стал выдвигаться в аэропорт. Автобус ехал долго, а я вслушивался в объявления автоинформатора, ожидая, когда будет объявлена остановка "Аэропорт-әуежай". Так и не дождался, на одной из остановок спросил у пассажиров, и мне сказали, что выходить надо именно здесь. Я выскочил в уже закрывающиеся двери. Оказывается, автобус к аэровокзалу не подъезжает, он лишь делает заезд в поселок Авиаторов, и до аэровокзала еще 800 метров пешком.
Я лечу в Астану, на огромном А330. Зря я запросил место у левого окна - почти ничего интересного не было, кроме пересечения Балхаша, а сидел бы по правому, наверное смог бы рассмотреть Караганды, и посадку над столицей. В Астану прилетели когда уже стемнело, рюкзак был со мной, сдавать я его в багаж не стал, поспешил на выход, где как раз подходил автобус в город, что сверкал разноцветными огнями вдалеке.
Еду до остановки "Дом министерств", что в центре города. Поселяюсь в хостеле "Like", он находится на 8 этаже, одного из новых домов, где живут отнюдь не простые жители. Место это хорошо тем, что оно между железнодорожным, автобусными вокзалами и аэропортом, и рядом с основными достопримечательностями. Хостел оказался обыкновенной студенческой общагой, контингент нормальный, но шумноватый, меня попытались заселить в душную многоместную комнату, а когда я возмутился тому, что меня хотят поселить на верхнюю полку, то поселили меня вообще в отдельную комнату. Я попытался выйти в магазин, купить чего-нибудь на ужин и завтрак, но оказалось, что лифт в этом доме платный, одна поездка стоит 6 тенге, и подтверждается карточкой. Но я этого пока не знал, и жильцы дома, безропотно катали меня по своим картам. Так вот, магазины к тому времени. уже закрылись, я проехался на 15 этаж, пофотографировал оттуда, потом пришел в свою комнату, и завалился на широкую кровать. Но спал я плохо, белье было какое-то все сваленное и мятое, а поднявшийся ночью ветер, проникал во все щели, некачественных пластиковых окон балкона, из-за чего создавался неистовый резонирующий, ревущий звук.
Астана, Башня Байтерек
Аэропорт Астана
Из Астаны на другой день, лечу в Новосибирск, на Эмбраере. Взлет производиля в сторону юга, и еще довольно долго была видна казахская столица. Принесли бутерброд, непонятно с чем, и в это время под крылом показалась Обь, с городом Камень-на-Оби, тут началось снижение.
Краснообск
Новосибирск, Ленинский район
Всю жизнь считал, что новосибирский аэропорт находится в Заельцовском районе, как раз там была отчетливо видна взлетно-посадочная полоса. Оказывается нет, аэропорт Толмачево, к западу от города. Тут на пограничном контроле, пограничница мне мало того, поставила штамп, так еще зачем то в паспорте на странице 5, сделала пометку "стр 45". Доехал до центра, а ближе к вечеру уехал на ночном автобусе Новосибирск-Междуреченск до Новокузнецка, мне повезло, что осталось одно из последних мест. Поужинал в пельменной, и скрылся от ветра в новосибирском автовокзале - тесном и мелком здании.
Автобус, старенькая Сетра, несмотря на свою внешнюю дряхлось, развил очень высокую скорость, в результате в Новокузнецк прибыли ближе к трем часам, по кемеровскому времени, на час раньше расписания. Морозно, автовокзал, и рядом находящийся железнодорожный еще закрыты, но последний откроется в 4.00. Дождался открытия, и ждал электричку до станции Таштагол, которая ходит через день. Вокзал недавно открыт после ремонта, отремонтировали его на высшую оценку, это достойное украшение Новокузнецка. Уже работало кафе, где я попил кофе.
Я не подозревал о том, что есть такой город - Таштагол, и что там есть железная дорога, и там проживает ранее неведомая мне нация - шорцы, но в плане поездки, образовался лишний день, и я придумал, как его заполнить. До Таштагола 4 часа езды, электричка идет по красивой холмистой местности, вдоль изгибов речек, и расположенных в низинах поселков.
Вокзал Таштагола, когда принимал даже поезда из Кемерово и Томска, ныне он закрыт, и встречает лишь одну электричку, через день. Находится он в отдаленном районе города, поэтому я сразу же двинул в центр. Посетил музей, где немало места уделено этнографии шорского народа.
Но времени было не так много, поэтому добираюсь до автовокзала, что в противоположном конце города, и оттуда уезжаю в Кемерово. Ехали семь часов, на Нефазе, около часа простояли на автовокзале Новокузнецка, где можно неплохо пообедать в кафе, что я и сделал. В Кемерово прибыли к 20 часам, здесь у меня три часа на пересадку. Сначала я осмотрел железнодорожный вокзал. Кемерово - областной центр с полумиллионным населением, но его вокзал встречает лишь один поезд до Москвы, через день, и две пары электричек, тоже не ежедневных, в частности, в этот день, пассажирского движения по огромному вокзалу Кемерово, не было вообще.
Из Кемерово уезжаю ночным автобусом Новокузнецк-Красноярск до Ачинска.
Из Ачинска, еду пригородным поездом в Лесосибирск. Поезд состоит из маневрового тепловоза и одного вагона. Но ехали медленно, отставая от графика, особенно перед конечной станцией. несколько раз останавливались в лесу, для того, чтобы убрать с пути поваленные деревья - неистовствовал ветер. И мало того, повалил деревья, оказалось, что во всем Лесосибирске, куда прибыли с получасовым опозданием, нет электроэнергии - где то был обрыв на линии. Шел мокрый снег, а ветер сбивал с ног. Я поселяюсь в гостинице, на южной окраине города, но света нет и тут, и батареи в здании, холодные. Я опасался, что не работают магазины, но в одном все-таки шла торговля, и я смог поужинать, а вскоре, о, чудо! и свет дали. Через час разогрелись батареи, так что уснул я в комфорте.
Лесосибирск, очень протяженный вдоль Енисея город, и в трех районах города, расположены автостанции, их последовательно объезжают автобусы Енисейск-Красноярск. Я доехал до противоположной окраины Лесосибирска - северной, и там сел на автобус до Красноярска , хорошо, что успел, а то следующий шел через два часа. В Красноярске я хотел прокатиться по жд линии до станции Красноярск-Северный, но у меня было бы слишком мало времени до автобуса на Братск, поэтому я два часа проторчал на автовокзале. А заяться там было чем, при покупке билета до города Тулун, кассирша захотела тайком содрать с меня, за добровольно-принудительную страховку. Я обычно в таких случаях, даю человеку возможность извиниться, за попытку обмана, но люди все гордые, попытка почти никогда не используется, приходится устраивать скандал, писать жалобу. Книга отзывов у администратора вокзала, была получена с трудом, она долго меня уговаривала не писать жалобу, я был неумолим - возможность исправить ситуацию у кассира была, пусть теперь пеняет на себя. И я уже про нее и думать забыл, стоял на перроне, ждал автобус, когда она ко мне подошла лично, и стала мне высказваыть, как я нехорошо поступаю, не по людски, что начинать выражать гнев своей гражданской позиции, я должен не с нее, простой, разнесчастной работницы. Я прежде всего, попросил ее отойти, чтобы она не дышала на меня табачным перегаром, попытался объяснить, что прежде всего неправа она, нарушая закон, и обманывая меня. Тут подошел автобус на посадку, и я ушел, провожаемый ее недовольным замечанием, опять таки, по поводу моей бесчеловечности.
Водитель предупредил о наказании пассажиров за распистие, услышал "одобрямс", и автобус поехал на восток. Через два часа стемнело, поужинали в кафе "Уярочка", где также есть автобусная касса, заезжал на автовокзал Канска, а глубокой ночью заехали на жд вокзал Тайшета. А утром я вышел на автостанции иркутского городка Тулун.
Преставить себе такой городишко, как Тулун, несложно. Загаженые по самое не могу, берега речушки Ия, поросшие прошлогодним бурьяном, разбитые дороги, кучи мусора на тротуарах, алкоголического вида личности, слоняющиеся там и сям, дома-развалюхи. Сто лет бы здесь не бывать. А у меня тут семи часовая пересадка. единственное приличное здание в Тулуне - железнодорожный вокзал, отсюда уезжаю поездом №44, Москва-Хабаровск. Нормальный вагон, в соседях у меня бабулька, трезвый вахтовик из Свободного, юниорская команда хоккеистов из Читы. Все хорошо, до того момента, когда место надо мной занимает в Черемхово человек, с грузинской фамилией. Все его рассказы сводятся к тому, как он бухает, нажирается, и сколько имеет приключений, особенно в дороге. Воспринимают его однако, благосклонно. На стоянке в Иркутске, он начал пить водку, поскольку ему стало плохо с сердцем, и он так лечится. После этого я его прогнал на его верхнюю полку, и думал, что он отрубится и проспит до своей станции Улан-Удэ, где и мне тоже выходить. В полночь, поезд постоял в Слюдянке, по вагону прошлись торговцы рыбой, и тут бабке соседке, именно в это время, понадобилось выяснить у другого соседа, который представился шеф-поваром, какой-то кулинарный рецепт. разговор шел громкий, отчего проснулся грузин с верхней полки, влез в разговор, спустился, допил с соседом водку, но убираться к себе уже отказался, так как не мог залезть наверх. Он попросил у бабки, посидеть до утра рядом с ней, у меня просить не стал - понял, что я его отошью. Та согласилась, видимо нравилось ей, ощущать на себе пьяное тело, а поезд мчался вдоль ночного Байкала. И тут этому придурку, захотелось выяснить отношения с проводницей, она явилась в купе, и громко попросила пассажиров, помочь ей высадить его. Я поднял голову, обещал ей полное содействие, попросил вызвать полицию и ЛНП.
- Слышь, ты, - обратился ко мне грузин, - тебе больше не жить на этом свете! - Дура-бабка стала его уговаривать не искать приключений, и подняться к себе, тут и хоккеисты попросили его быть потише, на что он и им нахамил. У меня зачесались руки, натрескать его по черепу, и один из хоккеистов внушил ему, что если от него еще звук раздастся, он пожалеет, что родился. Пришел ЛНП, объяснил насчет скотского поведения, отругал проводницу, что подняла его среди ночи. Проблема была в том, что до Улан-Удэ, больших стоянок уже не было, высадить его было некуда, полиция должна была подойти лишь в Улан-Удэ.
Вдруг от него раздались всхлипы. Выплакавшись, он обратился ко мне:
- Брат, прости меня, я больше не буду! - я сделал вид что сплю, а он схватил меня за ногу, падая, я зашипел на него: - Какого ...?, а он уже валялся по полу, продолжая блеять: - Я паспорт потерял!
Все таки подремать мне последние пару часов удалось, за полчаса до прибытия, он заискивающе обратился ко мне:
- Ну что, конфликт исчерпан? - вот честное слово, не хотелось с ним возиться, лучше бы его было выкинуть по дороге, но цели своего пути он достиг все-таки, по прибытии в Улан-Удэ, его приняли полицейские, но отпустили быстро.
Раннее утро, осматриваю бурятскую столицу. Город, вопреки ожиданию, оказался очень достойным для посещения. Первым делом я его объехал по кольцевому маршруту трамвая, трамвай еще к тому же, оказался экскурсионным, автоинформатор в вагоне, подробно рассказывал об истории города, и о местах, мимо которых проезжали.
Путевое развитие на конечной стнции Шишковка
После этого, я посетил автовокзалы, один из которых (просто павильон) находится на привокзальной площади, и забрал в турагентстве автобусный билет на завтра до Улан-Батора. А потом расхаживал по городу, осмотрел дацан, побывал возле головы Ленина, на центральной площади, пообедал бурятскими позами, в одной из многочисленных закусочных.
Дацан
Памятник голове Ленина
Пешеходная улица
Учебное пособие в железнодорожном институте
Вечером заселяюсь в хостеле "Достоевский", на 13 этаже нового дома, напротив вокзала. Ме повезо, что в эту ночь, в многоместной комнате, никого не было.
Вид из хостела на железнодорожный вокзал
Вид из хостела на Селенгу