Основа любой власти - поддерживающие ее общественные силы. Они - ее уверенная опора. Но поддержка происходит только в том случае, если власть считается легитимной - т.е. соответствует ценностям и чаяниям большинства. А если потерял чутье, разругался с обществом - в лучшем случае на выборах победит другой кандидат, в худшем - потерявшего обратную связь властителя сметет потоком истории…
Поэтому любое государство обязано знать, что думают его граждане по важнейшим вопросам жизнестроительства. Понимание чаяний своего народа, его проблем и надежд на будущее позволяет власти с уверенностью смотреть на многие лета вперёд, эффективно планировать и вести государственную деятельность.
В современном демократическом мире существует единственный общенародный способ волеизъявления - это выборы. И народ пользуется этим инструментом: определяет партийный состав парламента, выбирает главу государства, решает какую-либо проблему. Как пример, вспомним недавний референдум жителей Крыма по вопросам усовершенствования статуса и полномочий - люди смогли выразить свое историческое стремление через механизм выборов.
Есть ещё один способ узнать общественное мнение - это социологические опросы. Опросы не являются инструментом управления (хотя с их помощью можно управлять-манипулировать, формируя мнемонические «минные» поля в сознании людей). Для чего же они нужны?
Задача социологического опроса узнать общественное мнение и проанализировать его. Согласимся, что общество в своей массе неоднородно и по национальному признаку, и по конфессиональному, и по уровню образования, и по половому признаку. В конце концов, у людей разный возраст, они живут в разных местах: городах, сёлах, деревнях и т.п. Структура ответов в разрезе групп населения позволяет понять общество, понять его отношение к поставленным вопросам и проблемам. И если анкетирование проводится непредвзято, а формулировки вопросов и ответов понятны, то полученные знания будут достаточно достоверно отражать картину по поднятой проблематике.
Формула «знание-действие-знание» подразумевает, что на основании знаний, полученных при социологическом опросе, в жизнь притворяются осознанные действия. Их результат опять порождает знание и цикл повторяется.
Мы выяснили, чтобы понять общество, его следует хотя бы опросить. Таким образом, если политические силы, в том числе, которые находятся у власти, в своих решениях не руководствуются достоверным знанием об обществе, то грош им цена. Любые такие действия, предпринимаемые ими даже в правовом поле, голословны и вполне себе могут считаться, что приняты в угоду личных интересов. Это называется узурпация власти.
Внимание! Если решения в демократическом государстве принимаются без учета мнения большинства или даже вопреки ему, так ли демократично оно? Оглянемся по сторонам!
Мы видим, как очень медленно наше общество начинает понимать, какая трагедия случилась со страной в 1991 году, когда СССР прекратил своё существование. Ведь тогда государство не услышало народ. Почти 78% тех граждан, кто пришёл на всесоюзный референдум семнадцатого марта 1991 года, проголосовали за сохранение Советского Союза. Однако спустя девять месяцев мы уже жили в другом государстве - в Российской Федерации. И что же ответило общество на государево предательство? Роптало? Нет, оно его, государство, бойкотировала. Десятки, если не сотни тысяч светлых голов уехали за рубеж, миллионы, кто искал смысла и не находил его, в условиях построения государством криминального капитализма, уходили из жизни: суициды, передозировки, алкоголизм. Резко упала рождаемость, население пошло на убыль. Это наше общее горе. А подписанные в 1996 году предательские Хасавюртовские соглашения Лебедя ставили настоящую угрозу дальнейшего развала страны. И хоть территориального разделения России в 1996 году не произошло, в результате разгула криминала случилось разделение социальное. А это - мина замедленного действия.
Наивно полагать, что антинародное государство 90-х в XXI веке вдруг стало гуманным. Оно мимикрирует под гуманность. Коррупция проникла во все ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. Золотой телец нагло пасётся в кабинетах чиновников. Вот так меньшинство даже при наличии волеизъявления народа может поставить всё с ног на голову. А нам транслируются проигрышные, убогие модели поведения: превратно понимаемую «толерантность» и «западные ценности».
«Суть времени» в прошлом году провела масштабный опрос населения нашей страны
АКСИО-4. И этот опрос показал, что общество наше дорожит и нашей историй, и культурой, и если хотите, методами воспитания детей. А собранные подписи остановили принятие ювенального закона. И это не единственное, что остановили опросы Сути времени.
АКСИО-1 и
АКСИО-2 в 2011 году разбили новую волну десталинизации и десоветизации - мнение народа сыграло политическую роль.
Таким образом, социологические опросы - это, к тому же, цивилизованное средство борьбы с информационным и политическим террором. Праведное, но, казалось бы, лишенное возможностей что-то решать большинство может прижать к ногтю имеющее множество возможностей, но антинародное меньшинство.
Возьмём пример с Краснознамённой группой. Администрация города Екатеринбурга приняла решение снести памятник - и силами муниципальных образований притворило сие действо в жизнь. Состоялся акт вандализма. Все последующие опросы, проведённые различными способами, показали, что подавляющее большинство, в среднем около 70 процентов, крайне недовольны решением горадминистрации и желают вернуть памятник на место. То есть народ чётко даёт понять власти, что решение, которое она приняла - неверное, и его следует отменить. При правильном отношении к социологическим опросам, понимании их сермяжной правды, единственно, что следовало бы сделать - это восстановить Краснознамённую группу. В ответ же общество видит полное игнорирование своей воли. Что здесь можно сказать? Русский долго запрягает, да быстро едет.
Похожий случай и с переименованием улиц. Желание сохранить исторически важные названия - это тоже энергия общества, против которой нельзя идти. Властям нужно понять народное желание - и не ставить ему палки в колеса.
К чему может привести тугоухость, отстаивание корыстных интересов, интересов радикально настроенных групп, а не чаяний большинства, мы можем наблюдать на Украине, где идёт гражданская война. Государство по факту перестало существовать в прежнем виде. И уже сейчас, когда до полного разгрома фашистских захватчиков еще далеко, можно с уверенностью сказать: тем, кто заварил всю эту кашу, не удержаться в седле истории.
СВ - Свердловск Евгений Шляхов