Опека, которая не опекает, а карает семью

Mar 01, 2017 22:00



В Общественной палате РФ 27 февраля 2017 года состоялись общественные слушания «Итоги мониторинга действий органов межведомственного взаимодействия по отобранию детей из семей», организованные комиссией ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. Среди прочих со своим докладом выступила юрист и член Союза журналистов России Альбина Волкова. Темой её выступления стала проблема нарушений закона при отобрании детей органами опеки и попечительства (ООиП).

Представленная экспертом картина, мягко говоря, шокирует. В стране складывается система, при которой органы опеки (которые должны опекать семью) превращаются в карательный для семьи орган. И это не голословное утверждение, призванное произвести эффект, эта утверждение основано на конкретных случаях и принципах, которые внедряются в органы опеки ювенальщиками через методички и подзаконные акты.

О конкретных случаях расскажет сама Альбина Волкова (смотрите видеозапись), я же ниже размещу её выводы и предложения, которые не удалось привести в полном объёме во время слушаний из-за лимита времени.

image Click to view



ВЫВОДЫ
I.             Отобрание ребенка из семьи - это та статья, которую надо менять, либо вносить в нее изменения.
II.            Межведомственные нормативно-правовые акты (НПА), дающие чрезмерно широкие полномочия органов опеки и попечительства вступают в противоречие с законодательством РФ, ее главенствующим законом - Конституцией РФ и конституционным принципам защиты семьи.
III.          Отсутствует единый глоссарий применяемых юридических терминов, что приводит к подмене закона личностным усмотрением работника органа опеки, зачастую не имеющего ни юридического, ни педагогического, ни лингвистического образования.
IV.          Совершая действия по отобранию детей (в том числе и отобрания под предлогом помещения в больницу), вмешиваясь в воспитательный процесс, в частную жизнь семьи, органы опеки и попечительства не несут должностной, административной, уголовной ответственности за свои действия.
V.           Отсутствуют социальные критерии баз неблагополучных семей. Например, нельзя вносить в базу семью, если на момент проверки у них всего лишь был сломан холодильник. Жалоба соседей, что ребенок топает наверху, не забрали вовремя из д/сада - вносится в базу. Сами базы есть. Но нет критериев. Это приводит к злоупотреблению при отобрании детей.
VI.          Отобрание детей из семей происходит не только с нарушением закона, но и игнорируются такие понятия, как «сердечность», «милосердие», «сострадание». Попирание прав родителей приводит к разрушению традиционных семейных ценностей, моральных и нравственных норм.
VII.         Незаконные отобрания детей подрывают у населения авторитет власти, Президента, как гаранта Конституции, и веру в справедливость. Что в свою очередь может привести к «майданам» и толкнуть людей к отстаиванию своих прав путем силы. Заведующий кафедрой социологии семьи МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор, доктор философских наук, академик-секретарь отделения демографии Международной академии прогнозирования Анатолий Антонов в интервью порталу «Народы России» отметил следующее: «… Когда у человека отбирают последний бастион его личной, частной приватной жизни - всё. Это ГУЛАГ».
VIII.       Сегодня органы опеки ведут атаки в основном на малоимущие, социально не защищенные семьи. Но ведь эту самую социальную незащищенность им «обеспечивает» именно государство. Считаю, что следующей ступенью может стать отобрание детей уже не только у родителей, но и у государства. Ведь само государство не в состоянии создать социальную, экологическую защиту своим гражданам. Сегодня яркий пример, который показали многие федеральные каналы - дети г. Находка Приморского края задыхаются от угольной пыли, не имеют возможности нормально учиться. Выходит, государство не может защитить их право на проживание в благоприятной среде и детей следует массово отобрать у родителей. Если не принять сегодня меры для защиты семьи от постороннего вмешательства, Россия может стать не только сырьевым, но и генетическим придатком Европы.
IX.          Вседозволенность и безнаказанность органов опеки позволяет им использование и применение терминологии, позволяющей разделять общество на несколько неравноценных групп. К малообеспеченным семьям применяется термин «контингент» (пример г. Навашино Нижегородской области»). Считаю, что разделение людей на «контингент» и «нормальных» является базовым признаком фашистской идеологии.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I.             Для минимизации злоупотреблений при обследовании места проживания ребенка, выявление причин и условий, создающих угрозу его жизни или здоровью, необходимо внести изменения в ст. 2 ФЗ от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» исключить слова «и социального». Так ответственность за социальное благополучие граждан лежит на государстве и не может ставиться в вину родителям при отобрании детей.
II.            Необходимо закрепить в подзаконных НПА порядок вынесения АКТа. (Постановления) «О назначении внеплановой проверки» и включить обязанность ООиП разъяснять родителям:
1) Конституционные права (ст.51 Конституции РФ);
2) порядок осмотра, предусмотренный законом: родители не знают, что специалист из опеки может делать в его квартире, а что - нет;
3) предупреждать о том, что собранные факты могут быть использованы в качестве доказательств против них и что они, в силу ст. 51 Конституции могут не способствовать в сборе доказательств их виновности.
4) указывать конечную цель осмотра
5) знакомить с АКТом (Постановлением) «О назначении внеплановой проверки» в обязательном порядке родителей и совершеннолетних лиц, проживающих в квартире под роспись.
6) В АКТе (Постановлении) «О назначении внеплановой проверки» предусмотреть возможность отказа родителей в осмотре квартиры и составлении АКТа «О результатах осмотра».
7) Второй экземпляр АКТа (Постановления) «О назначении внеплановой проверки» с подписями передавать родителям.
III.          Необходимо закрепить наличие понятых при вхождении ООиП в помещение. (Почему, скажем полицейские входят в квартиру, где совершено предполагаемое правонарушение с понятыми, а органы опеки входят в помещение, где, как они полагают, совершено правонарушение, без понятых?).
IV.          Исключить право ООиП составлять АКТы «О результатах осмотра» в отсутствии родителей (в кабинете). Вменить в обязанность составление АКТа «О результатах осмотра» на месте. Приходить в семью с отпечатанным в установленной форме бланком строгой отчетности, утвержденным и заверенным печатью организации с подписью руководителя. С АКТом «О результатах осмотра» в обязательном порядке должны быть ознакомлены родители и иные проживающие в помещении лица под роспись.
V.           Внести в АКТ «О результатах осмотра» графу, в которой родители смогут написать в чем они не согласны с заключениями специалиста ООиП.
VI.          Второй экземпляр АКТа (Постановления) «О результатах осмотра» должен сразу передаваться родителям.
VII.         В АКТе «О результатах осмотра» должны быть включены подписи понятых. При этом понятых должны найти не после составления акта обследования, а до совершения действий. Понятые должны быть незаинтересованными лицами - не сотрудники органа опеки, комиссии или инспекции по делам несовершеннолетних и сотрудниками служб системы профилактики.
VIII.       В АКТе обследования «О результатах осмотра» предусмотреть возможность отказа от дачи показаний против себя и своих близких родственников, запрета внесения сведений, которые в силу закона относятся к персональным данным.
IX.          Предусмотреть и закрепить в законе более жесткую ответственность органов опеки и попечительства за противоправные действия.
X.            Для защиты прав семьи и родителей должен быть создан институт Уполномоченных по правам семьи и родителей, введена должность Уполномоченного при Президенте по правам семьи и родителей (по аналогии с Уполномоченным при Президенте по правам ребенка)
XI.          Назначать бесплатного адвоката для защиты прав семьи и родителей.
XII.         Необходимо создание комиссии при Министерстве юстиции РФ, в которую обязательно должны входить прокурор, адвокат, представитель общественной организации, занимающейся защитой прав семьи и традиционного воспитания, по юридической экспертизе НПА, являющихся основанием для отобрания детей у законных представителей и на право вмешательства в частную жизнь семьи.
XIII.        Министерству образования и науки РФ принять меры к перепрофилированию работы органов опеки и попечительства, максимально заменив их карательные действия по отношению к семье на вспомогательные. Необходимость этого шага подтверждается в Письме от 30 июня 2008 года № ИК-1105/06 «О повышении эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства: «Анализ ситуации в области защиты прав детей свидетельствует о том, что сложившаяся практика работы органов опеки и попечительства, социальных служб во многих случаях ориентирована не на оказание своевременной помощи семье, оказавшейся в социально опасном положении, а на вмешательство в ситуацию, достигшую критической точки, требующую, в частности, немедленного отобрания ребенка у родителей. При этом основным инструментом работы с такой семьей обычно является не социальная и психолого-педагогическая реабилитация семьи, а применение органами опеки и попечительства административных мер воздействия к родителям, не исполняющим обязанностей по содержанию и воспитанию детей, предусмотренных семейным, уголовным законодательством, законодательством об административных правонарушениях. Результатом подобных действий в большинстве случаев становится утрата ребенком родительского попечения, изъятие его из семьи».
XIV.       Включить в обязанности органам опеки и попечительства обязательное создание системы патроната (шефства) благополучных семей (вместо приемных семей) над семьями, находящимися в так называемой группе риска. Если такие шефские семьи будут создаваться на платной основе, замещая приемные семьи, это позволит
1) максимально сохранять семью, как ячейку;
2) оставлять ребенка в привычной ему среде, выполняя тем самым требование ст. 8 Конвенции о правах ребенка, обязывающей уважать его право на семейные связи;
3) с помощью шефской семьи вести контроль за морально-психологическим климатом в сложной семье, наблюдать динамику изменений в поведении социально неблагополучных родителей;
4) в случае, если родители продолжают вести асоциальный образ жизни, и их ограничивают (лишают) в родительских правах, ребенку уже не надо искать приемных родителей, он передается в семью, с которой уже знаком, следовательно, травма, нанесенная психике ребенка при передаче его в приемную семью, носит не такой острый характер.
XV.         органы исполнительной власти, здравоохранения и образования, правоохранительные органы и прокуратура, суды должны своевременно реагировать на грубые нарушения закона в части сбора конфиденциальной информации о частной жизни граждан, независимо от их возраста (сбор сведений через анкетирование школьников, включение в базы данных неблагополучных семей по признаку многодетности и мало обеспеченности).

Опека, Россия, семья, РВС, дети, Ювенальная юстиция

Previous post Next post
Up