Хоть вы, плацентарные, и свысока посматриваете на сумчатых братьев по классу, на континенте Австралия именно вы будете чувствовать себя не в своей тарелке. Еще бы, сумчатые млекопитающие там заняли практически каждую нишу: под землей окопались чудаковатые сумчатые кроты, в реках и озерах нашли прибежище суровые водяные поссумы, на деревьях засели флегматичные коалы, по земле скачут проворные бандикуты и кенгуру с мощными бицепсами. Куда податься нашему брату?
Лишь небесные просторы свободны от сумчатых - из современных форм дальше дельтапланеризма ни одно из них не продвинулось. Максимум, на что они оказываются способны, - создать какой-то сумчатый аналог белки-летяги или шерстокрыла и планировать с дерева на дерево на натянутых между передними и задними лапками перепонках. Но планировать можно сколько угодно, а кто будет делать - то есть летать? Вот тут-то и подсуетились рукокрылые плацентарные - освоили привольные летательные пространства и даже настрогали уйму летучих австралийских эндемиков. Однако попробовали бы они сделать это в эоцене!
Уникальный представитель ногокрылых млекопитающих, живший в Австралии в раннем эоцене. Иллюстрация: Jorge Alegria.
На прошедшей в начале этой недели марсупиологической конференции в Брисбене британские палеонтологи, работающие на севере Австралии, продемонстрировали фрагменты скелета удивительного существа, найденного ими в отложениях возрастом 47 - 56 млн лет, весьма сохранного для его далеко не крупных габаритов, около 15 см в длину. Живность эта примечательна сразу по нескольким причинам. Во-первых, это сумчатое, что удалось установить благодаря характерно сумчатому устройству нижней челюсти. Во-вторых, это сумчатое… летало! То, что для нынешних представителей инфракласса представляется несбыточной мечтой, оказывается, уже было реализовано эволюцией миллионы лет назад.
Причем реализовано весьма странным образом. Если у современных рукокрылых в крылья превращены передние конечности - с кожной перепонкой, натянутой на кости пальцев и предплечья, - то крылья новоявленного летуна почему-то образовались из конечностей задних! Перепонка располагалась у него между тремя удлиненными пальцами, еще один пальчик каждой ноги свободно торчал сбоку и, вероятно, участвовал в закреплении животного в сидячем положении на ветви. Ни одно из существ, когда-либо освоивших машущий полет, за исключением этого уникума, не догадалось под крылья выделить именно задние конечности.
Справедливости ради, среди планеров триасового периода все же были те, кому летательные перепонки крепить к ногам казалось почему-то более удобным. Вот, к примеру, Sharovipteryx mirabilis, обитавший на территории современного Кыргызстана. Но одно дело перепонки, а другое - настоящие крылья. Иллюстрация: Lauren Helton.
Такая анатомическая странность, как полагают авторы находки, могла быть связана с тем, что детеныш сумчатого сразу после появления на свет вынужден активно перемещаться в поисках сумки матери. Его передние конечности, следовательно, должны быть приспособлены для хватания и держания, и трансформировать их во что-то иное сложнее, чем задние. Возможно, по той же причине по просторам Австралии сегодня носятся не какие-нибудь антилопообразные сумчатые, а кенгуровые, так и не сумевшие приспособить передние лапы к скаканию, зато быстрым темпом передвигающиеся на задних, что для крупных плацентарных в целом не характерно, ну разве что люди в этом преуспели да еще кое-кто волосатый.
Правда, была ли у нашего ископаемого героя сумка, так сразу и не скажешь - у современных сумчатых, хотя они и называются сумчатыми, сумка встречается не у всех видов. Но то, что для полета были приспособлены именно задние ноги, не вызывает сомнений у авторов открытия. И это, по их мнению, могло стать причиной упадка этих удивительных существ. По-видимому, ногокрылость оказалась все же не столь удобна и эффективна, и более совершенные плацентарные рукокрылые со временем таки вытеснили коренных австралийских летунов, с которыми поначалу делили воздушную нишу.
Текст: Юрий Угольников. По материалам:
Science