Как определяли понятие непристойности
(Продолжение будет у "
Как преследовались любители непристойностей").
В 1868 году королевский судья Англии дал настольно жесткое определение непристойности, что впору было карать пребывание мужа и жены в одной постели.
Непристойность, по формулировке королевского судьи, представляла собой «любой живописный, письменный или зрелищный материал, способный развратить и оказать неизгладимое впечатление на неокрепшее сознание детей и подростков».
Только представьте, каким впечатляющим «зрелищным материалом» может оказаться для неокрепшего разума подростка вид спящих в одной спальне родителей!
Поэтому же закону суд мог признать непристойной любую книгу, в которой оказывались хотя бы несколько строк, описывающих любовное поведение персонажей, - мотивы же, по которым автор включил эти строки в книгу, значения не имели.
Этот викторианский закон не только пережил самую крепкую английскую королеву (Виктория скончалась в 1901 году), но и продолжал определять понятие непристойности как в Англии, так и в США вплоть до середины 50-х годов двадцатого века.
Американцы, которые всегда восставали против политических и экономических моделей «страны-матери», почему-то беспрекословно подчинились ее законам о морали, и Энтони Комсток стал самым преуспевающим эмиссаром пуританского мировоззрения англичан. Этот «верный и пламенный борец за мораль» присвоил себе пышный титул «Полольщик в саду Господа».
Комсток бомбардировал судебные инстанции Нью-Йорка требованиями «власть употребить», и время для этого было выбрано как нельзя удачно.
Федеральное правительство, обеспокоенное ростом уличной преступности и стремительным обнищанием населения - следствиями Гражданской войны - а также участившимися скандалами в процветающей верхушке, приветствовало любой предлог, чтобы отвлечь внимание народа от своих собственных грехов и еще туже «закрутить гайки».
Церковь же перепутала причину со следствием и обрушилась на писателей, не пощадив даже поэта Уолта Уитмена: его книга «Листья травы» была признана «непристойной».
Начало у «
Борцы за мораль: кто они». Продолжение - «
Комсток: сексуальные чувства - чума молодых».
Схожее у «
Личности, какие они».