Украина: стоит ли отдавать долги

Sep 04, 2015 18:01




Украина: стоит ли отдавать долги

Несмотря на первоначальный всплеск оптимизма относительно финансового оздоровления Украины после того, как появился шанс провести решающую реструктуризацию с частными кредиторами, Украина все еще находится под угрозой дефолта, поскольку ожидается, что долг на $ 3 млрд еврооблигаций перед Россией подлежит погашению в декабре 2015 года.

Вероятность подобного сценария выросла несмотря на то, что предварительная договоренность была достигнута с комитетом владельцев еврооблигаций 27 августа, которая дает зеленый свет для 20% уменьшения долга, отсрочку погашения на четыре года под 7,5% годовых.



В рамках реструктуризации долга Украина выпустит новые ценные бумаги, привязанные к показателям роста ВВП (инструмент восстановления стоимости, Value Recovery Instrument, VRI). В частности, использование VRI предусматривает:
- никаких платежей кредиторам, если экономика Украины будет расти медленней, чем на 3% в год;
- при росте от 3% до 4% в год кредиторы получат 15% этого процента роста ВВП;

При росте ВВП быстрее, чем на 4% в год, кредиторы получат 40% стоимости от каждого - процента такого роста;
- этот инструмент вступит в действие только с 2021 года, что дает Украине 7 лет на восстановление роста, и будет использоваться в течение 20 лет, т. е. до 2040 года.
- между 2021 и 2025 годами этот платеж не может быть выше 1% ВВП;
Украина не будет совершать никаких платежей по VRI, пока ее ВВП не превысит $125,4 млрд.

"Правительство Украины официально заявляет, что Россия не будет ни при каких обстоятельствах получать лучшие условия, чем другие кредиторы", - так премьер-министр Украины Арсений Яценюк безапелляционно заявил, после того как реструтуразиционная сделка была достигнута после шести месяцев взаимных пререканий между сторонами. Тем не менее, пока реструктуризационная сделка не подписана и не заверена печатями, все иные большие акционеры имеют право дать свое согласие на присоединение к ней.

Между тем, российские чиновники жестко отказались принять любую реструктуризацию указанного долга. "Мы решительно требуем полного погашения в декабре этого года $ 3 млрд с учетом процентных выплат", - сказал министр финансов России Антон Силуанов 27 августа.

Украинские же чиновники надеются, что Россия имеет гораздо более слабую позицию в настоящее время, поскольку Украине удалось достигнуть договоренности с частными кредиторами.

Согласно предоставленному украинским парламентом права, правительство Украины, ссылаясь на сделку от 27 августа, может не осуществлять выплаты по другим долгам с еврооблигациями.

Это оставляет России только возможность обращения в суд против Украины в Лондоне. В этом случае Россия может получить сложные и долгие разбирательства в суде, в то время как условия предлагаемые реструктуризацией достаточно привлекательные.

Так, имеющиеся у России еврооблигации имеют купонную ставку в размере 5%, что значительно ниже рыночной ставки на момент выдачи. При предлагаемых же условиях сделки 27 августа, доходы от реструктуризационных облигаций будут выплачиваться по ставке 7,5%, что, по крайней мере может частично компенсировать России потери от списания 20% долга.

Даже если Россия выиграет дело в суде, на это уйдет скорее всего не один год. К тому же возможности использования в счет погашения долга зарубежных активов Украины (коих по заверению Яресько имеется несколько) весьма ограничены по разным причинам.

Другая надежда РФ на то, что Международный валютный фонд (МВФ) проводит политику не кредитования стран, имеющих задолженность по официальной задолженности, это означает, что при наличии этого долга Украина будет лишена возможности эффективно кредитоваться в МВФ.

Но имеются явные признаки готовности Запада и МВФ поддержать Украину, и Фонд может принять аргументы Украины, которая настаивает на том, что российские еврооблигации не являются государственным долгом (официальной задолженностью), поскольку перечислены для торговли на Ирландской фондовой бирже.

Против чего категорически выступает Россия. Приводя в качестве контраргумента доводы о том, что облигации были куплены на ставке купона существенно ниже, чем рыночная ставка.

Однако, что может помешать МВФ просто изменить то или иное толкование в своих правилах о не выдаче кредитов странам, которые находятся в государственном долгу перед иными странами и между которыми имеется спор о природе этого долга (государственный или частный)?




Что касается долгов иных стран, то, как свидетельствует издание Business New Europe, в мире насчитывается всего 12 стран в той или иной мере способных, даже при развитии самого пессимистического сценария, вплоть до полнейшего коллапса, "экономической комы", в случае, когда единственной возможностью обслуживать госдолг будет «распечатка» золотовалютных резервов государства, удерживаться на плаву.

политика, Украина, экономика, мир, Европа, Россия, противостояние

Previous post Next post
Up