Круглые дома: какой от них прок

Feb 22, 2016 08:19





Круглые дома: какой от них прок

Почти у всех домов есть углы. Мы привыкли, что в угол квартиры можно поставить все: от ребенка до шкафа. Но в Москве есть дома совсем без углов.
В 1970-х Москву начали активно застраивать типовыми панельными многоэтажками, поэтому большинство спальных районов столицы стали похожи друг на друга как две капли воды. В связи с этим перед градостроителями была поставлена задача: сделать что-нибудь необычное.

Советские архитекторы Евгений Стамо и Александр Маркелов, оценив типовые строительные проекты, придумали оригинальное строение - абсолютно круглый панельный дом. Специалисты выяснили, что максимальный угол при стыке панелей не может превышать шесть градусов. Разместив блоки под таким углом, можно было заключить в кольцо здание из пары десятков подъездов. Оригинально и смело.

Первое «кольцо» построили на Нежинской улице в 1972 году, в нем было 26 подъездов и 913 квартир. Круглый дом был в почете у москвичей: получить здесь квартиру считалось большой удачей. На Нежинской было много иностранцев, им выдавали трехкомнатные квартиры, а после выезда жилье получали уже рядовые москвичи.

Результат понравился властям, и было решено продолжить застройку Москвы «бубликами». К Олимпиаде 1980 года хотели построить пять круглых домов: предполагалось, что они станут олимпийскими символами. Однако второй дом соорудили только через семь лет - в 1979 году.
Он разместился на улице Довженко и оказался полной копией своего брата, только квартир стало на две больше. Дом строили и заселяли поэтапно - в то время как половина здания уже была сдана, а в квартирах обживались люди, вторая часть «кольца» только возводилась.

На Довженко рядом с «Мосфильмом» в свое время жили знаменитые артисты театра и кино: Савелий Крамаров, Галина Беляева, Эмиль Лотяну. В стенах дома сняли несколько кинофильмов, в том числе панорамные кадры светящихся окон в финальной сцене картины «Москва слезам не верит».

Олимпиада прошла, и от проекта круглых домов отказались. Районы продолжили застраивать зданиями более привычной формы.

Архитектор Сергей Ткаченко рассказал, как строили круглые дома, почему история с Олимпиадой на самом деле притянута за уши и по какой причине власти отказались от дальнейшего строительства оригинальных жилых кластеров.

Основной причиной строительства этих домов стало то, что, невзирая не экономичность и дешевизну, удобное расположение девятиэтажных зданий в кварталах всем немного… я не хотел бы говорить слово «приелось», но поднадоело. На кого-то эти типовые панельки даже морально давили.

Поэтому ГлавАпу (Главное Архитектурно-планировочное Управление Москомархитектуры) разрешило архитекторам попробовать сделать из типовых проектов здание какой-нибудь необычной формы. Ну, тогда, конечно, «змею» сделать было слабовато, поэтому разработали проект вот таких больших круглых зданий. Они должны были стать образцово-показательными, оживляющими район и все в этом духе. Партией и правительством было принято решение, работа пошла. Самое главное - политическое решение, дальше все было согласовано.

Архитектором был Евгений Стамо. Я его застал еще как начальника мастерской, когда работал в первом Моспроекте у Белопольского (Яков Борисович Белопольский - советский архитектор). Помню, я завидовал тем, кто у Стамо олимпийскую деревню проектировал, тоже туда хотел. Но попал в другое место в итоге. И абсолютно правильно.

Особенностей у этих домов по большому счету никаких нет. Возьмите обычный дом и согните его бубликом - ничего кардинально нового не выйдет. Он был типовой панелькой, в некоторых местах вставки монолитные делали.

Строили исключительно из соображений… ну, чтобы было как-то поинтереснее. Получался большой двор, по проекту вроде планировали даже внутри сделать детский сад. Идея была в воссоздании настоящего старого советского живого двора.

Были проекты олимпийской деревни в форме этих колец, но в итоге победили другие разработки. Более дешевые. Вообще, олимпийские деревни никогда не делали дорогими, это такой принцип. Поэтому этот проект не годился. Сначала в домах временно проживают спортсмены, а после этого их используют как экономичное жилье. Ну, у нас все жилье тогда экономичное было.
Идея с Олимпиадой была, конечно, притянута за уши. Начиналось все просто со строительства круглых домов, чтобы отойти от типовой планировки кварталов. А дальше уже идеологически привязали к Олимпиаде. В этом заслуга прессы в основном, можно все что угодно распространить, если захотеть. Есть такая легенда и есть.

Причин для отказа от дальнейшего строительства этих домов было несколько. Во-первых, неэкономичное использование городской территории - на такой же площади можно поставить больше квадратных домов, чем круглых.

Во-вторых, в таких домах возникают проблемы с инсоляцией. Круглый дом это, конечно, хорошо, но есть квартиры, которые ориентированы на север, солнечного света в них попадает мало. По нормативам они должны быть большего размера, но в Советском Союзе большие квартиры нельзя было всем подряд выдавать, вы же понимаете.

Сейчас-то ладно: все делают бог знает как. А тогда нельзя было эти нормы нарушать. Квартира должна получать определенное количество прямого солнечного света, и все тут. В-третьих, хоть и строили из обычных панелей, проект на самом деле был индивидуальный, его делали от начала до конца. К типовой серии добавляли монолитные вставки, чтобы здание замкнуть в круг. Это удлиняло сроки строительства. Ну и стоимость, конечно, увеличивало. Это тоже сыграло свою роль.

Не могу точно сказать, но скорее всего из-за такой формы и размеров дом создает возмущение воздуха. Турбулентность получается. Во дворе, например, может быть сильный ветер, свист разный.

В итоге построили только два «бублика», на этом остановились.

Прошли годы, сегодня в знаменитых домах живут не артисты, а обычные москвичи.

В квартирах нет квадратных комнат, все они имеют трапециевидную форму. Это из-за того, что внешняя сторона дома длиннее, чем внутренняя. Жители говорят, что это практически не заметно, но создает проблемы при ремонте. «Это замечаешь, когда делаешь потолки и пол, а так ничего, нормально - углы как углы», - говорит Надежда из дома на Нежинской.

В доме плохо работает вентиляция, в некоторых квартирах появляется плесень. Имеет ли это отношение к форме дома или происходит из-за неправильной эксплуатации, сказать сложно.

«То ли вытяжки так сконструированы, то ли они просто засорились, но когда закрываешь дверь в ванной комнате, влажный воздух совсем не выветривается. Может быть, и в обычных домах так. Не знаю», - продолжает Надежда.

У гостей круглых домов часто возникают сложности с поиском нужного подъезда и квартиры - это не так просто, даже учитывая написанные крупными цифрами номера парадных. А жители сталкиваются с проблемой парковки - слишком много машин для такого маленького двора.

«У каждой семьи по две машины, во дворе места нет. Недавно рядом с нашим домом построили офисы, теперь здесь паркуются еще и их работники», - рассказывает Валентина, жительница дома на улице Довженко.

Еще одна особенность круглых домов - акустика: «Если кто-нибудь чихнет на балконе, слышит весь дом, если кто-нибудь сидит во дворе и разговаривает, тоже все слышат, но к этому привыкаешь», - продолжает Валентина.

Жители отмечают, что у «колец» есть и много достоинств. Например, на первом этаже расположены разные социальные объекты: магазины, аптеки, в доме на Нежинской улице есть даже своя библиотека.

«Иметь магазин под боком - очень удобно. Я иногда никуда не выхожу, все рядом. А еще все жители знают друг друга, почти все дети ходят в один детский сад. У нас свой мини-город в городе», - подытоживает Валентина из дома на Довженко.

Среди жителей легендарных домов ходят слухи, что «бублик» на Довженко собираются сносить. Но на данный момент подтверждений этому нет.

© По теме у " Фазенда".

общество, фазенда, дом

Previous post Next post
Up