Глава 6. Кровь дракона

Oct 05, 2012 10:31




Киноварь (с древнеинд.) - кровь дракона. Издревле киноварь использовалась как основная руда ртути и  в качестве минеральной краски. 

В 1970-х годах в Тамватнейских горах было открыто крупнейшее в СССР  ртутно-вольфрамовое месторождение. Разведанные запасы ртути Тамватнейского месторождения 14 тыс. тонн. Содержание ртути в руде 0,7%. В центре Анадырского района, где отстутстовало како-либо регулярное сообщение с «нуля» построен рабочий поселок Тамватней, а на реке Великая крупная перевалбаза для перевалки грузов. В 1984 году после 10 лет добычи поселок законсервировали. С начале 1990-х годов, в Тамватнее никто не проживает.
  В настоящее время в России Государственным балансом запасов полезных ископаемых учтено 24 месторождения ртути. Большинство из них относится к собственно ртутным (киноварным) с запасами, как правило, не более 2 тыс. т металла. Только четыре месторождения являются сравнительно крупными - Тамватнейское (14 тыс. т), Западно-Палянское (10,1 тыс. т), Чаган-Узунское (14 тыс. т), Звездочка (3 тыс. т). Качественное состояние минерально-сырьевой базы отечественной ртутной промышленности в целом оценивается как неудовлетворительное, поскольку руды большинства известных месторождений характеризуются низким содержанием ртути (существенно меньше 1%). Исключение составляют лишь руды месторождений Звездочка, Балгикакчан, Чемпуринское и Олюторское.

Выявленные запасы ртути в России на начало 2001 г. оценивались в 45,3 тыс. т, из которых 15,6 тыс. т - запасы промышленных категорий.
   Среднее содержание ртути в рудах российских месторождений оценивается в 0,453% (среднее содержание ртути в рудах месторождений, например, Испании достигает 1,9%, Алжира - 1,75%, Киргизии - 1%).
  Потенциальными производственными мощностями по выпуску первичной ртути в России располагают Акташское горно-металлургическое предприятие (до 150 т/год, Республика Алтай) и ЗАО «НПП «Кубаньцветмет» (до 25-30 т/год, Краснодарский край).

Освоение крупных Тамватнейского и Западно-Палянского месторождений (как и многих других), невозможно без значительных инвестиций. Их разработка может негативно сказаться, например, на нерестилищах ценных пород рыб, состоянии окружающей среды и т. д. Учитывая масштабы накопленных к настоящему времени в России ртутьсодержащих отходов, в освоении ртутных месторождений, нет острой необходимости, поскольку отечественная промышленность - при осуществлении определенных мероприятий - может быть обеспечена вторичной и попутной ртутью.

В 1999 г. объем мировой торговли ртутью (экспорт + импорт) составил более 6128 т.Экспортировали ртуть 29 стран, из которых лишь в девяти выпускался первичный металл. Импортировали ртуть 53 страны, причем на Гонконг, Китай и Нидерланды приходилась почти половина ее суммарного мирового импорта (Гонконг и Нидерланды - в основном с целью перепродажи

Экспорт ртути полностью запрещен в Евросоюзе с марта 2011 года.

Дневник участника экспедиции:

21 августа 2012 года

День выдался дождливый. С утра выходим в радиальный поход в заброшенный поселок Тамватней. Идем на легке. Берем только спальники и еду на два дня. На карте от реки к поселку ведет пунктир, т.е. временная дорога. От дороги одно название. Вначале идем вдоль ручья, поднимаемся в горы по еле заметной вездеходной. Выйдя из ущелья идем по отрогам Тамватнейских гор. Стали появляться отличные участки дороги, которые  обрывались также неожиданно, как и появлялись. В редкие моменты прояснения неба горы начинают играть на солнце отливая серебристым цветом. Это пириты и вольфрамиты. Сопки все изрезаны следами работы гусеничной техники. Между тем, погода меняется прямо на глазах. С проливного дождя, до шквалистого ветра, тумана и ясной тихой погоды. И так несколько раз за день. Не даром вторая по величине и главная по призванию гора Тамватнейских гор носит название Шаманьей горой. Шаманья - настоящая фабрика погоды. Крутит погоду изрядно. Но кроме синоптических показаний (если вершина горы видна значит хорошая погода, в противном случае плохая), у Шаманьей мощная энергетика. Трудно сказать какая она, но она чувствуется. Сергей сказал, что она темная, Саня ее не почувствовал, а я так и не понял. Шаманью гору с легкостью можно было бы назвать и красной горой. Всё благодаря киновари, руде ртути. Ее кристаллы темнокрасного цвета, эффектными пятнами красовались на ее склоне.

Чем ближе подходишь к поселку, тем больше встречаешь следы цивилизации. Начиная со скромных банок из-под консервов, заканчивая буровыми коронками. А уж количество бочек просто фантастическое. Тысяч сто наверное. Поселок появляется не сразу. Сначала дорога идет вдоль Шаманьей, вдоль ЛЭП, вдоль буровых и траншей, позволяя понять всю мощь промышленного узла, построенного в континентальной тундре. И только начав спуск с увала в долину ручья Ягодного неожиданно открывается поселок.

Поселок небольшой - два двухэтажных восьмиквартирных дома, дизельная, клуб, котельная, склады (они же кернохранилища) и десятка полтора балков-засыпушек в котором жила большая часть населения.   Возле двухэтажек в свое время были кем то заботливо высажены кусты смородины. Такой крупной смородины и такого количества я пожалуй никогда не видел. Мы тут же накинулись ее уничтожать. Но «уничтожить» полностью так и не смогли.

Все здания находятся в плачевном состоянии. Артефактов советского периода фактически никаких не осталось. Разве что несколько газет «Советская Чукотка» за 1984 год и книга генерального секретаря КПСС К. Черненко что то типа «Статьи и речи. Избранное».  На ночлег расположились в единственном более менее целом балке. На столе на куске обоев надпись «Йошкар-Ола 2008 год. Очень хочется курить». Не часто посещаются эти места. В принципе удивительно, что и в 2008 году были здесь люди. За день прошли 22 км.

N 63.27.26  E 174.17.52. Высота 194 метра.

22 августа 2012 года.

С утра солнечно, но ветрено. Еще раз прошелся по поселку. У ручья увидели лисиц. Локи, тут же побежал разгонять. Пока он бегал недалеко от меня неторопливо прошла еще одна лисица. В 9-30 отправляемся в обратный путь. Есть небольшое волнение за лодки, которые мы оставили на берегу. От воды вобщем то далеко. Вдобавок и завалили их хорошенько. А вдруг медведь или росомаха грызанут? Через полчаса ходьбы стало тяжко. Не физически, как например с рюкзаком по кочке, а какая то  общая усталость. Начали мерзнуть и затекать руки. Не могу согреться, хотя идем быстро и даже спина потеет. А вскоре вообще энергия как будто начала улетучиваться. Появилась какая  апатия и усталость, хотя прошли всего километров 10. Встаем на обед. Двойная порция «горячей кружки маги» с картошкой, глоток сгущенки, шоколад и чай с сахаром вернули силы и хорошее, даже отличное настроение. Двойной обед - это действительно праздник. Вернулась былая разговорчивость, начали шутить. Вот только ступни ног болят. В неопреновых сапогах хорошо ходить по болотам, но никак не по сопкам. Болят фаланги пальцев и кости изнутри как будто выворачивает. Выйдя из ущелья в пойму Великой к месту нашей стоянки замечаю в подлеске на берегу медведицу и трех медвежат. Локи тут же делает рывок и уводит одного медвежонка в сторону. Стреляю в воздух. Мамаша рыкнула на двоих медвежат, что находятся рядом с ней и побежала за третьим, которого Локи начал уводить в сторону. Догнала его, лапой придала ему ускорение и вся четверка ушла в кусты. С замиранием сердца подходим к стоянке. Лодки целы! Вечером восхитительный закат, после которого становится очень свежо. Саша достает термометр +2 градуса. Прохлада весьма ощутима. На ужин куропатки с гречой и грибами. Но долго у костра не задерживаемся, очень уж холодно.



















































Ф
отокарточки автора и Александра Толкачёва 
aleksander87

Чукотка, города-призраки, экспедиция "Чукотский mainstream 2012"

Previous post Next post
Up