Быстроногие олени "Эракора"

Mar 12, 2015 13:30



- Едут, едут - послышалось из толпы.
        На мгновение в воздухе повисла тишина. С севера в сторону ярмарки приближалась тёмная точка. В следующую секунду все бросились в сторону приближающихся оленьих упряжек. Вначале могло показаться, что едет одна упряжка. Но вскоре стало ясно, едут все. Едут кучно, нос к носу. Дождались. Наступала кульминационная часть ярмарки оленеводов в Канчалане,  гонка  на оленьих упряжках"Эракор", что в переводе с чукотского означает быстроногий олень.  Чьи олени сегодня будут самыми быстрыми, кто из каюров приведёт их первыми к финишу? Очень скоро мы об этом узнаем, а пока вернёмся во вчерашний день....


       В старину, гонки на оленьих упряжках были  состязанием. Участников все знали в лицо,  и уж тем более знали  фаворитов гонки. "Тёмных лошадок" в оленьих гонках не было. Призовые олени были только у богатых оленеводов, это было настолько очевидным, что существовала даже поговорка, которая переводится примерно как:  "Самые быстрые олени,  у самых богатых чаучу".
Но старины глубокое преданье подхватил ветер и унёс в море, а реальность хрустящим снегом и белоснежной бумагой официального протокола гласила, что нынче гонки на оленьих упряжках не просто состязание, а непременно спортивное. А коли так, значит должны быть правила и жеребьёвка.

Накануне гонок все участники спортивных состязаний собрались в школьной столовой, которая в течении трёх ярмарочных дней несколько раз чудесным образом трансформировалась из харчевни в конференц-зал.

- Ну что вас учить, вы и сами всё прекрасно знаете, - начал речь главный судья соревнований Павел Дьячков. - Гонка 30 км., вешки расставлены вниз по реке.  15 км. туда, 15 обратно. Трасса очень плохая, много застругов.

После выступления главного судьи оленеводы попросили организаторов и корреспондентов СМИ не приближаться на автотехнике во время проведения гонки с левой стороны, ибо левые олени очень пугливые. Так большинство присутствующих  узнало, что  правостороннее движение явление не только британское, но еще и немного чукотское.
        После официоза каждый гонщик получил майку с номером, которые отчего-то начинались с двадцатых чисел и был внесён в официальный протокол.

2. Каюры


3. Главный судья гонок Павел Дьячков


4. Каюры слушают главного судью


5. Жеребьёвка


6.


Наступил день гонок. Лица оленеводов, и до гонок не выражавшие никаких эмоций на страте и вовсе сделались каменными. В воздухе витало напряжение и суета.  Еще не приблизившись к линии старта олени начали тревожиться и метаться в сторону. Каюры уверенной рукой и тонким длинным прутиком стегали оленей внушая им уверенность и нужное направление. Никому не заметные до приезда упряжек собаки, вечные спутники человека, а тем более человека на массовом гулянии, где так вкусно пахло оленьим мясом, вдруг стали самыми нежеланными гостями на празднике. Олени шугались собак, собаки шугались людей, бегавших за ними и пытавшихся раздавать несчастным пинки. То и дело слышался голос главного судьи кричавшего в матюгальник:
- Уберите собак! Чьи собаки? Уберите собак!
С горем пополам собак убрали и все каюры выстроились на старте.

7. Каюры едут к старту


8.


9.


10.


- А где ваши номера? - удивлённо спросил главный судья у каюров.

Те пожали плечами. Пришлось заново выдавать номера и переписывать протокол. Майки-алкоголички с тяжким трудом при помощи жён и знакомых натягивались на объемную верхнюю меховую одежду. Кроме абсолютной не аутентичности маек с меховой одеждой каюров, они к тому же сковывали движения, поэтому к финишу некоторые каюры приехали без маек.

11.


12. На линии старта


13. Поцелуй на удачу


14. Узкая майка


15.  К старту готовы!


По чукотскому обычаю нужно было провести обряд. Обряд состоял из разведения огня и кормления духов. За невозможностью на ветру и морозе добыть огонь по старинке, трением, решили воспользоваться спичками. Обряд соблюдён, майки надеты, народ подбадривает. На старт, внимание, марш!  Не успели упряжки проехать и 5 метров как случился затор и авария. Несколько упряжек, напуганные криками, собаками и всеобщей суетой кинулись друг на друга. Результатом этой аварии стала поломанная лыжа на одной из нарт.  Быстро расцепив оленей каюры начали гонку.  Еще минут семь  были видны упряжки  11 каюров, которые вскоре слились единую точку стремящуюся за поворот реки.  Всё.  Теперь оставалось ждать финиша.

16. Поехали!


17.


Пока каюры бегут по маршруту позволю себе сделать критические замечания о традиционных гонках на Чукотке. Представьте картинку вы болельщик формулы-1.  Пришли на автодром весь в предвкушении от зрелища. Звучит сигнал машины уезжают. Но трасса у них не кольцевая, а прямая. Через минуту машин уже нет. Как вам такая картинка? Глупость. Вот и гонки наши примерно так и проходят. Если в случае гонок на собачьих упряжках еще можно понять, они бегут многие сотни километров через несколько населённых пунктов, то гонки на оленьих упряжках и регаты на байдарах просто обязаны быть доступными для наблюдения. Болельщики должны видеть борьбу, переживать за участников. Это не традиционно возражают мне. Ну так и номера, жеребьёвка, протоколы тоже ведь не традиция. Гонки на Чукотке уже давно обрели статус  спортивных состязаний, а значит элемент искусственности в них  присутствует. Пусть трасса будет закольцованной, пусть по ней 5, 10, 20 раз проедут участники, ведь ради этого собственно и проводятся гонки. Зрители хотят зрелищ. Ведь они не на тотализаторе играют, где не важен процесс, а важен результат.

Но как бы то ни было, спустя чуть больше двух часов вновь раздался голос "Едут!" и все бросились к финишной линии. Судьи помятуя о неразберихе во время страта собрали народ в кучу и отвели от финиша метров на 100. В финишных створах остались только несколько человек из корреспондентского корпуса. Штативы установлены, фотоаппараты настроены, осталось только нажать на кнопку и запечатлеть радостное лицо победителя.  Но в отличии от предусмотрительных судей  у каюров была своя логика: где стоит народ, там и финиш.  И подхватив штативы с фото и видеокамерами корреспонденты, аки быстроногие олени бегут к новому финишу. Финишировали также кучно, как и уходили. Пелотон из 7 упряжек финишировал с разницей в одну минуту.  Никто не гнал. Финишировали  также размерено, как и стартовали.  Только вид у оленей стал измождённей. Тяжело им далась гонка, впрочем и гонщики не излучали лёгкости бытия, но лица, у некоторых уже светились улыбками. Первым придти конечно хотелось всем, оно и почётно и прибыльно, но еще больше хотелось не посрамиться и вообще завершить гонку. Сойти с гонки - позор. Хотя никто ничего не скажет и не упрекнёт. Но какой же ты после этого оленевод?  Поэтому один каюр пришёл к финишу на одних полозьях от нарт, чем вызвал у многих восхищение.

18. Победный пелотон



19. Воля к победе


20. Глазастый


Победителем  гонки на оленьих упряжках "Эракор" стал молодой каюр из Амгуэмы Степан Тегрынкеу, который прошёл 30 км.  за 2 часа 16 минут. Вторым пришло сразу два каюра Руслан Эттыгиргин (Амгуэма) и Сергей Тнаныкват (Конергино). Сергей Петрович на правах старшего отдал второе место более молодому каюру Руслану.

21. Чемпион Степан Тегрынкеу и вице-чемпион Руслан Эттыгиргин


22. Жарко


Народ ликовал и приветствовал всех гонщиков. Канчаланцы поддерживали всех, и своих, и гостей. Очень благодарные болельщики.  Гонка завершена, правда еще не все участники финишировали, но  прибывших уже окружили восторженные болельщики, которые  поздравляли и фотографировали на изрядно замёрзшие фотоаппараты каюров, оленей и себя на фоне каюров и оленей.
        Вечером победителей чествовали в спортивном зале Центра образования. Как  было объявлено организаторами  призовой фонд гонок составил около миллиона рублей.  И здесь, как и в случае с маршрутом гонки у меня возникло "острое чувство диалога".  Цель гонок на оленьих упряжках - развитие ездового оленеводства и сохранение  традиций.  А первый приз - снегоход!  Снегоход вещь безусловно очень нужная в хозяйстве. И стадо легче окарауливать и откол искать, и волков ездить отстреливать, но как то это неправильно. Сохраняя традиции, нужно дарить традиционное - пару ездовых оленей, или 10 не ездовых. Пусть победитель их потом продаст и купит тот самый снегоход или еще что-нибудь, а может наоборот будет холить, лелеять и приумножать.  Но по крайней мере по форме цели и результаты должны совпадать. Вот к примеру приз за второе место был  вполне традиционным - берёзовые шесты. Да, то что на материке выглядело бы как издевательство в виде приза, в тундре весьма ценно. Из берёзовых жердей изготавливают нарты. Третий приз - генератор. Кроме того всем участникам гонки вручили грамоты и  комплект импортной зимней одежды! Это опять таки к слову о сохранении традиций.

23. Тройка победителей


24. ОБщее фото участников гонки


25. Аня составляет протокол


Но что-то я ударился в философию. Сами каюры были вполне довольны призами, а это главное.
На следующий день состязались женщины. Женские гонки - это не исконная традиция, а модный тренд под названием эмансипация.  Смысл женщины в тундре - это яранга, т.е. хранительница очага.  Участниц не много всего 7 человек, некоторые из них впервые управляли упряжкой. Но женщины они такие женщины. Аккуратненькие, в красивых кухлянках, на которые заблаговременно надеты  майки с номерами. В женщине всё должно быть прекрасно, за это мы их и любим.

26. Мужчины гонят упряжки на женские гонки


27.


28.


Гонки начались также  как и накануне, собаки, крики, старт, заторы. Дистанция всего 5 километров, но и это расстояние далось женщинам не легко. Об этом говорит результат.  Первой, через 1 час 38 минут, к финишу пришла Эйненны Наталья из села Амгуэма, второй на несколько секунд позже Алла Мельников из Канчалана, на третьем месте Эттыгиргина Татьяна из Амгуэмы. В женских гонках, в отличии от мужских организаторы соблюли чукотскую традицию. На финише разложены призы. Первый прибывший выбирает то что ему необходимо, за ним право выбора переходит ко второму прибывшему, а последнему каюру, что осталось. Без обид и всё по честному. Пряча улыбку сообщаю,  первый приз  - электрическая мясорубка.

29.


30.


31.


32. Запутались


33. Помощь подоспела вовремя


34. Строптивные олени


35. Призовая линия: цифровой фотоаппарат, электромясорубка, шкруа лахтака, чаат (аркан), металлические сани (за кадром).


Завершились гонки. Мужчины оленеводы  садятся в нарты  и уезжают на оленях  на стойбище, которое расположено в 5 километрах от села. Олени хорошо поработали, теперь им нужно хорошо отдохнуть, потому что через несколько дней они снова отправятся в путешествие. Долгое путешествие

Завтра я расскажу о развлекательной программе проходившей в селе в ярмарочные дни.

Фото: Тимур Ахметов, автор

"Еду в Канчалан", "Ярмарка оленеводов"

Чукотка, Анадырский район, праздники и фестивали, поселения Чукотки

Previous post Next post
Up