Leave a comment

Comments 4

kouzdra January 21 2015, 07:56:25 UTC
Не совсем верно на тему утилитаризма - у Макиавелли есть вполне определенный идеал государства - римская республика лучших времен. И идеал этот не утилитарный.

Другое дело что и в "Рассуждениях" Макиавелли тоже весьма "технократичен" - хотя не столь как в "Государе". Что и воспринимается как утилитаризм - он пытается наметить практические пути достижения своего идеала и привести утилитарные аргументы в его пользу - но нравится он ему явно не по этому.

Reply

basiliobasilid January 21 2015, 08:21:32 UTC
Я говорю об утилитаризме не как об ориентации на достижение цели, а в несколько ином смысле. Утилитаризм здесь я понимаю как (политико)этическую концепцию, в которой главной категорией становится польза. В этом смысле, Макиавелли именно утилитарист, как, например, и Аристотель. Макиавелли и берет во первых строках аристотелевский критерий оценки госуарств за аксиому: частные интересы - плохо, общие - хорошо.

Чем, собственно, римская республика у него лучше Спарты и Афин? - Именно тем, что это общее благо (т.е. процветание государства) она обеспечила прочнее.
Если не это ему нравится, то что?

Reply

kouzdra January 21 2015, 08:26:23 UTC
Например наличием "доблести" (которая virtu). Для него это самостоятельная ценность. Равно как пожалуй и республика и "добрые нравы" - хотя он отдает себе отчет что как раз для общего блага могут быть оптимальны и другие варианты.

Самая сложная с ним проблема кстати именно это - будь он чистым утилитаристом его бы можно было побить именно "этическим идеалом" (христианским например - что периодически пытались) - но у него-то идеал тоже этический - и вполне достойный с любой почти точки зрения.

Reply

basiliobasilid January 22 2015, 07:36:45 UTC
Так virtu это и есть то самое благо, которое должно по максимуму достаться наибольшему числу граждан. Из-за такого понимания блага у него и получается такой не бентамовский утилитаризм. Хотя, впрочем, ему не совершенно чужды и такие ценности как богатство, мирная жизнь и т.п., но ни у него сугубо третьестепенные, как и индивид в качестве ценности.
Тут его трудно побить христианством - разные системы координат.

Reply


Leave a comment

Up