Не совсем верно на тему утилитаризма - у Макиавелли есть вполне определенный идеал государства - римская республика лучших времен. И идеал этот не утилитарный.
Другое дело что и в "Рассуждениях" Макиавелли тоже весьма "технократичен" - хотя не столь как в "Государе". Что и воспринимается как утилитаризм - он пытается наметить практические пути достижения своего идеала и привести утилитарные аргументы в его пользу - но нравится он ему явно не по этому.
Я говорю об утилитаризме не как об ориентации на достижение цели, а в несколько ином смысле. Утилитаризм здесь я понимаю как (политико)этическую концепцию, в которой главной категорией становится польза. В этом смысле, Макиавелли именно утилитарист, как, например, и Аристотель. Макиавелли и берет во первых строках аристотелевский критерий оценки госуарств за аксиому: частные интересы - плохо, общие - хорошо.
Чем, собственно, римская республика у него лучше Спарты и Афин? - Именно тем, что это общее благо (т.е. процветание государства) она обеспечила прочнее. Если не это ему нравится, то что?
Например наличием "доблести" (которая virtu). Для него это самостоятельная ценность. Равно как пожалуй и республика и "добрые нравы" - хотя он отдает себе отчет что как раз для общего блага могут быть оптимальны и другие варианты.
Самая сложная с ним проблема кстати именно это - будь он чистым утилитаристом его бы можно было побить именно "этическим идеалом" (христианским например - что периодически пытались) - но у него-то идеал тоже этический - и вполне достойный с любой почти точки зрения.
Так virtu это и есть то самое благо, которое должно по максимуму достаться наибольшему числу граждан. Из-за такого понимания блага у него и получается такой не бентамовский утилитаризм. Хотя, впрочем, ему не совершенно чужды и такие ценности как богатство, мирная жизнь и т.п., но ни у него сугубо третьестепенные, как и индивид в качестве ценности. Тут его трудно побить христианством - разные системы координат.
Comments 4
Другое дело что и в "Рассуждениях" Макиавелли тоже весьма "технократичен" - хотя не столь как в "Государе". Что и воспринимается как утилитаризм - он пытается наметить практические пути достижения своего идеала и привести утилитарные аргументы в его пользу - но нравится он ему явно не по этому.
Reply
Чем, собственно, римская республика у него лучше Спарты и Афин? - Именно тем, что это общее благо (т.е. процветание государства) она обеспечила прочнее.
Если не это ему нравится, то что?
Reply
Самая сложная с ним проблема кстати именно это - будь он чистым утилитаристом его бы можно было побить именно "этическим идеалом" (христианским например - что периодически пытались) - но у него-то идеал тоже этический - и вполне достойный с любой почти точки зрения.
Reply
Тут его трудно побить христианством - разные системы координат.
Reply
Leave a comment