СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГО г. УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДО 2030 ГОДА I

Nov 10, 2018 16:06


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДО 2030 г.

I

Миссия, цель, задачи и приоритеты развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2030 г.

Миссия Уфы - стать к 2030 г. городом удобным, комфортным, гостеприимным, создающим условия для развития бизнеса и реализации потенциала горожан во всех областях, реализующим эффективные механизмы управления городом

Стратегическая цель - занять лидирующие позиции по качеству жизни населения, уровню развития городского хозяйства, инфраструктуры и социально-экономическому развитию среди городов-миллионников и стать высокотехнологичным центром компетенций Республики Башкортостан и Уфимской агломерации.

Основные задачи к 2030 г.:

1) обеспечить устойчивый экономический рост города - стать лидером среди городов-миллионников России по уровню экономического развития;
2) стать городом социального комфорта и высокого качества жизни населения - достичь лидерских позиций среди городов России по развитию общественной инфраструктуры;
3) обеспечить сбалансированное пространственное развитие;
4) повысить качество городской среды проживания - обеспечить качественный рост уровня удовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами;
5) стать городом эффективного муниципального управления - достичь лидерских позиций города по эффективности деятельности органов местного самоуправления и качеству управления муниципальными финансами.
В Стратегии социально-экономического развития города Уфы повышение качества жизни населения обозначено в качестве одной из целей развития города.

Показатель качества жизни населения является комплексным и характеризует условия жизни населения, уровень его благосостояния, наличие условий для самореализации граждан, а также открытость власти и развитие гражданского общества и отражает общий уровень социально-экономического развития города.

Для повышения качества жизни горожан планируется осуществить комплекс мероприятий, направленный на:
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности территории, реализации инвестиционных проектов, в первую очередь в промышленной сфере, что будет способствовать созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, и, как следствие, обеспечению занятости и повышению доходов населения;
- развитие и поддержка предпринимательства, развитие конкуренции в приоритетных сферах деятельности, рост доли граждан, занятых на предприятиях малого бизнеса;
- повышение условий жизни населения за счет строительства комфортного жилья, роста надежности коммунальной инфраструктуры, качества услуг ЖКХ, качества автомобильных дороги транспортной доступности, благоустройства общественных пространств, улучшения экологической ситуации и создания безопасных условий жизни населения;
- повышение качества и доступности социальной инфраструктуры, развитие системы основного и дополнительного образования, создание условий для реализации потенциала молодежи, развитие культурной и спортивной сфер жизни, улучшение здоровья населения, а также пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей;
- повышение качества муниципального управления, ориентация работы органов местного самоуправления на достижение конкретных результатов, повышение качества взаимодействия с населением, развитие системы обратной связи, привлечение граждан к решению вопросов местного значения, эффективное использование земельных и имущественных ресурсов города.
Поставленная цель достигается через систему стратегических приоритетов, сформированных на основе ценностей уфимцев, амбиций города, выявленных конкурентных преимуществ, имеющегося потенциала, проблем и угроз, с учетом общероссийских и республиканских целей и задач социально-экономического развития



1. СИЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА - обеспечение конкурентоустойчивости реального сектора экономики на основе содействия устойчивому развитию промышленности и инновационной деятельности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка, туризма.

2. СОЦИАЛЬНЫЙ КОМФОРТ ГОРОЖАН - развитие человеческого капитала и социальной сферы, включающее развитие образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, рынка труда и обеспечения занятости населения, социального обслуживания и поддержки населения, а также обеспечение улучшения демографической ситуации, содействие развитию здравоохранения.

3. ГАРМОНИЧНОЕ ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - обеспечение сбалансированного пространственного развития и качественной городской среды, включающее развитие: функциональных зон города; транспортной системы, в том числе, транспортно-логистической инфраструктуры; развитие и благоустройство озелененных и общественных пространств; развитие градостроительных и земельно-имущественных отношений, внутригородских районов и др.

4. КАЧЕСТВЕННАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА - развитие городского хозяйства, в том числе: жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, транспортного обслуживания населения и благоустройства городского пространства, обеспечение благоприятной экологической среды и безопасности жизнедеятельности населения.

5. ЭФФЕКТИВНАЯ И ОТКРЫТАЯ ВЛАСТЬ - повышение эффективности муниципального управления и устойчивости бюджетной системы за счет роста качества решения вопросов местного значения и развития гражданского общества, а также роста доходного потенциала и обеспечения сбалансированной бюджетной политики города.

Цели и задачи по направлениям. I. Сильная экономика.

Цель направления: стать городом устойчивого экономического роста - лидером среди городов-миллионников России по уровню экономического развития.

Задачи направления:

1. Содействие развитию промышленного сектора экономики и инновационной деятельности.
2. Повышение инвестиционной привлекательности города и развитие внешнеэкономической деятельности.
3. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах экономики города.
4. Содействие обеспечению населения города необходимым ассортиментом качественных и безопасных потребительских товаров и услуг.
5. Повышение конкурентоспособности городского туристского продукта.

II. Социальный комфорт горожан.

Цель направления: создать развитую социальную инфраструктуру, благоприятные условия и безопасную среду для жизни в г. Уфе.

Задачи направления:
1. Создание условий для улучшения демографической ситуации.
2. Содействие повышению занятости населения.
3. Повышение качества образования.
4. Развитие социально-культурной и досуговой сферы.
5. Развитие физкультурно-спортивной сферы.
6. Реализация социального потенциала молодежи.
7. Обеспечение доступности системы социальных услуг.
8. Содействие развитию системы здравоохранения.

III. Гармоничное жизненное пространство.

Цель направления: сбалансированное пространственное развитие и формирование качественной городской среды, включающие совершенствование функционального зонирования города, развитие транспортной системы, природно-рекреационных территорий, градостроительных и земельно-имущественных отношений, отвечающие целям и задачам социально-экономического развития Уфы.
Задачи направления:
1. Сбалансированное функционально-пространственное зонирование и использование территории города.
2. Развитие жилищного строительства.
3. Обеспечение связанности городских территорий.
4. Формирование комфортных общественных и рекреационных пространств, в том числе набережных, развитие пешеходных коммуникаций.
5. Повышение эффективности использования земельно-имущественного комплекса городского округа.
6. Формирование системы принятия градостроительных решений г. Уфы и муниципальных образований в составе Уфимской агломерации.
7. Развитие внутригородских районов

IV. Качественная городская среда.

Цель направления: обеспечение надежности городского хозяйства и создание комфортной среды для населения.
Задачи направления:
1. Повышение устойчивости и надежности функционирования жилищнокоммунального хозяйства и улучшение качества коммунальных услуг.
2. Повышение качества и инновационности функционирования дорожной и транспортной инфраструктуры.
3. Обеспечение бесперебойного и надежного функционирования инженерной инфраструктуры города.
4. Повышение уровня комфортности города для проживания и эстетичности оформления общественного пространства.
5. Обеспечение благоприятной экологической обстановки.
6. Создание условий для обеспечения безопасной городской среды.

V. Эффективная открытая власть.

Цель направления: повышение качества муниципального управления и бюджетной политики.
Задачи направления:
1. Повышение эффективности муниципального управления и развитие гражданского общества.
2. Рост доходного потенциала и обеспечение сбалансированной бюджетной политики города.
3. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью города, в том числе деятельностью муниципальных унитарных предприятий.

8.2 Сценарные условия социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2030 года

Обозначенные стратегические приоритеты развития города Уфы на период до 2030 г. формируются с учетом стратегических ориентиров развития Республики Башкортостан и Российской федерации в целом. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан в рамках разработки Стратегии были учтены:

 целевые ориентиры Указа Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, послания Главы Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан;

 сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 29 июня 2017 года № 18), данные Прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2018 год и на период до 2020 года (одобрен распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2017 года № 825-р), проекта Прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2035 года;

 параметры Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года и других документов стратегического развития федерального и регионального уровней;

 прогнозные оценки социально-экономического развития г. Уфы, представленные Администраций ГО г. Уфа Республики Башкортостан.
Прогнозные условия в области внешнеэкономической конъюнктуры и тенденций развития мировой экономики базируются на оценках Министерства экономического развития Российской Федерации. Расчет показателей в рамках разработанной модели производился с учетом динамики индекса потребительских цен, основанной на анализе указанных документов.
Реализация Стратегии социально-экономического развития г. Уфы направлена на достижение целевых индикаторов, установленных Указом Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года. Для анализа итогов социальноэкономического развития города были определены более 80 количественно измеримых показателей. Показатели характеризуют демографические процессы, происходящие в г. Уфе, развитие производственной сферы города, розничной торговли, процессы, происходящие на рынке труда, в сферах образования, здравоохранения, культуры, изменение величины и структуры доходов и расходов населения, развитие городского хозяйства, системы муниципального управления, формирование и расходование бюджета г. Уфы и т. д. Достижение целевых ориентиров определяется совокупностью внутренних и внешних факторов. Для учета нестабильности и вероятностного характера изменения параметров макросреды, а также иных сопутствующих рисков, в рамках разработки Стратегии рассмотрены различные сценарии развития города. В рамках формирования целостного представления о будущем состоянии г. Уфы разработан прогноз, основанный на комплексном учете объективных показателей и отражении взаимовлияния различных элементов муниципальной системы, построенной на применении специально разработанной экономико-математической модели. Модель позволяет выявить ключевые взаимосвязи между различными сферами жизнедеятельности города и увязать между собой предлагаемые мероприятия и целевые индикаторы развития г. Уфы.

Исходя из параметров Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года и Прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочный период до 2035 года выделены, три наиболее вероятных сценария долгосрочного развития г. Уфы - инерционный, умереннооптимистичный и сценарий опережающего развития.



1. Инерционный сценарий базируется на сохранении сложившихся к началу рассматриваемого периода тенденций развития по основным социально-экономическим показателям и определяющим их факторам. Параметры внешней среды соответствуют консервативному варианту развития Республики Башкортостан, отраженному в указанных ранее документах. Прогноз основывается на умеренных оценках темпов социальноэкономического развития, вызванных как неблагоприятными внешними факторами, так и общим замедлением темпов роста экономики Российской Федерации, и соответствует консервативному варианту развития Республики Башкортостан.

2. Умеренно-оптимистичный сценарий является отражением наиболее вероятных тенденций развития макроэкономической ситуации, предполагает сохранение ключевых условий функционирования города. Параметры внешней среды определяются исходя из базового варианта развития Республики Башкортостан.

3. Сценарий опережающего развития городского округа отражает вариант социально-экономического развития города, выработанный в процессе разработки и обсуждения Стратегии со всеми заинтересованными сторонами, органами государственной власти и местного самоуправления с учетом целей и задач долгосрочного развития, а также внутренних условий его развития, определяемых тенденциями и факторами развития социально-экономических процессов на территории г. Уфы, выявленных в рамках анализа. Данный сценарий характеризуется улучшением макроэкономических параметров и учитывает формирование благоприятных условий.
Факторами формирования сценариев явились как внешние (динамика социальноэкономического развития Республики Башкортостан и Российской Федерации), так и внутренние (динамика инвестиций в основной капитал, темпы роста заработной платы, бюджетная политика) параметры.
Реализация сценария опережающего развития направлена на формирование образа будущего города. Данный сценарий развития г. Уфы представляет собой инструмент достижения целевых индикаторов, установленных в стратегических документах Российской Федерации и Республики Башкортостан и рассматривается в дальнейшим в качестве ориентира развития города. Два других сценария отражают влияние различных рисков развития г. Уфы. Сопоставление результатов реализации различных сценариев представлено в разделе 4.

Продолжение: СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДО 2030 ГОДА разработанной

Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук тут:

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДО 2030 г.  II
9.1 Сильная экономика

Уфа, bashkortostan, Башкортостан, стратегия развития уфы

Previous post Next post
Up