Чудо солнцестояния в Гаваоне (Гивоне)

Sep 30, 2008 11:05



Гаваон

12 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! 13 И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? 14 И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля

Комментарий от РаМБаМа:
original
И не запутает тебя то, что сказано во время стояния света солнца в те часы Иисус "и сказал перед Израильтянами". [Иисус Навин 10:12] и не сказано "весь Израиль", как сказано про Моше. А также Илья-пророк на горе (высотах) Кармель перед матай человек не многими. [Третья книга Царств 18:19]. И я сказал "те часы", так как мне кажется в его фразе "ка-йом тамим", [Иисус Навин 10:13]то есть самый длиный день, так как "тамим"="целый, весь", то есть он как бы сказал, что тот день был в их глазах в Гаваоне, как самый длиный летний день.

Вот что пишет З. Дашевский:
Что же здесь произошло и когда это было? Этот вопрос вызывает трудности у всех комментаторов. Мидраш приводит нам три различных точки зрения по поводу того, что там происходило. Все три мнения сходны в понимании того, что солнце в тот день останавливалось дважды. В 13-ом стихе имеется следующая трудность. Сказано там: "остановилось (или стояло) солнце посередине неба (то есть в высшей точке) и не торопилось заходить. Что это значит? Если оно было близко к закату - то, следовательно, оно должно быть у горизонта. Так где же оно - посередине неба или у горизонта? Ответ дается такой, что один раз оно остановилось в полдень, а второй раз - перед заходом. Почему так? - Потому что Йеhошуа (очень умный) попросил об этом. Когда они шли наверху, в горах, то несмотря на разгар лета (Тамуз) жара не так сильно чувствуется, а в долине, где убегает неприятель, - там жарко нестерпимо. На сколько времени остановилось солнце? Одни говорят, что на 6 часов, другие - что на 12. Есть три мнения, что все это продолжалось: 24 часа, по второму мнению - 36 часов и по третьему мнению - 48 часов. И все происходило таким образом: 6 часов солнце шло, 6 часов (или больше, соответственно другим мнениям) - оно стояло, потом еще 6 часов шло и потом еще сколько-то стояло. Когда Йеhошуа спустился в долину, солнце уже подходило к горизонту, и уже не было так жарко, и оно еще светило сколько-то часов, пока евреям нужно было добивать противника. Весь спектр ответов сходится в том, что остановка происходила в двух положениях.
Повидимому, луна останавливалась синхронно с солнцем. Трудность здесь состоит в том, что Йеhошуа приказывает такую вещь, которую вроде бы не понятно, как исполнить. Он говорит: "Солнце над Гивоном - стой, а луна - в долине Айалона". Ясно, что орбиты светил сохраняются, и они по ним продолжали двигаться. Что же тогда происходит? - Если принять то, что это время - 3-ье Тамуза, то тогда понятно, что это время очень близкое к новолунию, когда луна появляется на небе только перед самым заходом солнца и на небольшой промежуток времени, а до этого она совершенно не видна, потому что новолуние - это положение, когда луна почти в створе с солнцем. Поэтому-то в полдень там никакой луны вообще нет на небе и есть только солнце, которое стоит над Гивоном. Когда же солнце "не торопится зайти", то тогда над долиной Айалона - и луна есть (она там появляется). Тогда получается все очень складно.

Есть еще одно не так уж очевидное соображение. Есть такое мнение, что это был канун шаббата, и Йеhошуа просил, чтобы солнце постояло, для того, чтобы не начинался шаббат, и чтобы евреи успели перебить врагов. С другой стороны есть мицва, что во время войны, если уже началась, например, осада города, то ее следует продолжать. Правда, опять-таки, поскольку это была война не за Израиль, а за Гивон, то Йеhошуа не совсем был уверен, что он имеет право вести эту войну в шаббат. Даже в том случае, если бы он и был уверен, он, безусловно, не хотел бы деморализации евреев, которые воюют за кого-то, да еще и должны нарушать шаббат. Поэтому-то он и попросил, чтобы в эти 24 часа (или - 36, или - 48 ) шаббат не начинался.

В Талмуде этот эпизод упоминается в трактате "Авода Зара"(идолопоклонство) лист 25:сам лист

И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного. Что значит книга Праведного? Сказал Р.Хия б. Аба, сказал Р. Йоханан: это книга Авраама, Ицхака и Яакова, их называют праведными. Как сказано: ДА УМРЕТ ДУША МОЯ СМЕРТЬЮ ПРАВЕДНИКОВ(баМидбар 23:10) На что намек? И ПОТОМСТВО ЕГО БУДЕТ МНОГОЧИСЛЕННЕЙШИМ ИЗ НАРОДОВ (Бытие 47:19).[Когда его потомство будет многочисленнейшим?] В час когда стояло солнце у Иисуса Навина. «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день» (10:13). Сказал рабби Йеhошуа б. Леви 24 (часa): шесть и еще дюжина шесть и еще дюжина итого целый день рабби Элиэзер сказал тридцать шесть плюс шесть и вышла дюжина плюс шесть и вышла дюжина и стояло целый день. Раби Шмуэль б. Нахмани сказал сорок восемь шесть и еще шесть и еще двадцать четыре [как сказано]: и не спешило к западу почти целый день. Исходя из этого принципа выводим, что не целый день (был). Есть такие, которые говорят в Тосефте Р.Йеhошуа б. Леви расходится во мнении сказал двадцать четыре: шесть и еще дюжина, шесть и еще дюжина итого целый день. Он сказал тридцать шесть: шесть и еще шесть и еще дюжина и еще шесть и еще двадцать четыре и не спешило к западу почти целый день. Раби Шмуэль б. Нахмани сказал сорок четыре: шесть и еще двадцать четыре и еще шесть. Из того что он стоял целый день получается что стояло Солнце для Иисуса Навина, также как для Моисея и для Накдимона бен Гуриона. Как сказано С СЕГО ДНЯ НАЧНУ Я НАВОДИТЬ СТРАХ И УЖАС(Второзаконие 2:25).

http://www.daat.ac.il/lookstein/russian/yeh11.html
Previous post Next post
Up