Под обсуждения у большинства русских друзей о грядущем первом классе, я могу написать наконец, что у Владика первый класс позади, и немножко рассказать по его итогам.
Расписание школьных и каникулярных дней в Германии не единое на всю страну, а зависит от земли, в Баварии "первое сентября" - на самом деле 12е или 13е. Летние каникулы длятся 6 недель, и летняя четверть закончилась всего только 27го июля, но в течение учебного года каникул больше: неделя осенних, две недели рождественских, неделя масленичных, две недели пасхальных и две недели на троицу в начале июня. Надо сказать, что в летнюю четверть особой нагрузки я не заметила, у Владика были то экскурсии, то выезды, то спортивный праздник все эти полтора месяца.
В нашей началке, как и во многих других в Баварии, есть два вида классов: обычные и классы полного дня (Ganztagsklasse). В обычном классе 4 или 5 уроков в день, до 11.20 или 12.20 и домашнее задание остается на откуп родителей или продленки, в классе полного дня занятия до 15.30, помимо тех же 24х обязательных уроков в неделю, у них есть часовая прогулка, обед, дополнительная музыка, спорт и часы на самостоятельную работу, т.е. домашку задают уже только на выходные. Мы долго колебались, но опыт детского сада показывал, что пребывание в коллективе весь день Владику дается тяжело, и в итоге я записала его в обычный класс. После окончания уроков он ходил в Mittagsbetreuung, продленку, работающую до середины дня, 14.30, где его кормили обедом, была возможность погулять, помастерить и поделать уроки, но организованно с ними там с домашкой не сидят. Такой вариант оказался для Владика вполне оптимальным - после продленки он был еще вполне вменяем, уроки частенько делал там по собственной инициативе, зная, например, что во второй половине дня будет футбол или встреча с друзьями. Я слышала, что некоторые учителя прямо запрещают помогать ребенку делать уроки, наша учительница советовала нам не наседать с этим, но периодически приглядывать, подсказывать иногда ошибки в формулировке "я вижу ошибку там-то, ты ее сам найдешь?". Примерно так у нас и получалось, еще я научила Владика пользоваться онлайн-словарем, чтобы сверять написание и рода существительных, но подумываю ему для практики купить бумажный словарь.
Уроки распределялись так: 16 часов так называемый General Unterricht, общий урок, который ведет классная, сама распределяя время между письмом, чтением, математикой, два HSU (типа окружающего мира), 2 спорта, 1 труд и 2 религии или этики, кто что выберет.
Писать в первом классе учили печатными буквами в тетрадке и в специальных прописях, с очень милыми домиками в началах строчек, домики с крышей и подвалом, чтобы знать какая часть буквы где живет.
Вот как все начиналось:
А вот уже конец года, последние буквы и отработка дифтонгов.
Над буквой - слова, на нее начинающиеся
Помимо прописей был учебник с тетрадкой, в нем занимались звуковым анализом (в какой части слова слышится звук, разделение на слоги, записывать слова как анаграммы), отработкой правописания, частями речи, числом существительных. И самое для меня интересное - была тетрадка для сочинений, где начиная с осени дети регулярно писали как они провели выходные, а потом еще изложения, пересказы историй.
Начало. "Мои каникулы. Мы были в Вене. Мы много". Уже через месяц все становится куда интереснее: "Выходные. Я был в Будапеште и катался на колесе обозрения. Это было здорово. Но на высшей точке немного страшно". Орфографические ошибки уж не буду передавать, но тут Владик еще не осознал окончания "er" и пишет его как говорит "a", исправилось это быстро. Последний листик - чисто посмеяться, сочинение "Что ты делал на уроке спорта", Владик пишет "На уроке спорта я ничего не сделал".
Уже к Рождеству сочинения становятся куда длиннее и разнообразнее. "На рождественские каникулы к нам приезжала бабушка. Было много подарков, и от бабушки тоже. Мы были в Вассербурге, а еще в Ротенбурге. В Ротенбурге было много красивых домов. Я с подругой посмотрел Три Орешка для Золушки".
"Мы были в театре, а потом к нам в гости пришло пять человек. Были торты. Еще было печенье. Еще были фрукты. Мы играли в 7 чудес, и в этот раз папа не выиграл". Обычно папа выигрывает, поэтому то, что он не выиграл - событие, достойное занесения в сочинение. "Мои пасхальные каникулы. Мы были в России и там много ходили в гости. Это было здорово. Мы ночевали в гостях у друга. В 6 часов нас забрал папа друга. В 11 вечера мы были...". Интересно, почему-то Владик не дописал. Но смешно, что все музеи и мастер-классы, на которые мы их таскали в пасхальные каникулы, перед ночевками у друзей померкли.
Помимо этого учительница их стимулировала в таком же духе писать друг другу письма, Владик мне показал парочку от одноклассников, в которых они описывают выходные и строят совместные планы, а вот его недописанный шедевр обращенный учительнице, с которой они, кстати на "ты" но по фамилии. "Дорогая фрау Бельфельд, ты очень милая. Я узнал много нового, например, маленькие буквы. Мне нравится математика. Но письмо мне дается трудновато [тут он очень изящный оборот на немецком употребил - NB]. Школа мне нравится".
У Владика в классе 21 человек (было 22, одна девочка ушла в частную школу), из них девочек - 7. Так что с девочками он практически и не общается, два его лучших другана в школе - те, кто были с ним в детском садике, оба высидели в саду по сути лишний год по просьбе родителей (дни рождения в мае и в октябре), и это прям ощутимо видно, как они доросли до учебы. В Германии по ощущениям меньше любят засовывать в школу пораньше, и "Kannkinder" - дети с днем рождения осенью - очень редко идут в школу в неполные шесть, по крайней мере по выборке нашей школы, я и не знаю никого, всех, кого я знаю, оставляли до почти семи, и знаю специально оставленных на лишний год весенних детей тоже.
Математика у Владика, ожидаемо, трудностей пока не вызывает, и то, чему он учился весь этот год - по сути, аккуратно выражать свое понимание. Они занимались арифметикой в пределах 20ти, много - устным счетом (на пальцах Владик считать перестал), и было много очень хороших логических заданий на ориентацию в пространстве, положение предметов, про вероятность событий, последовательностей, учились считать деньги. Для особо быстрых на листочках, которые им давали, часто были "Königsaufgabe" - королевские задания. Тут я меньше снимала, потому что нечего особо, нашла вот какую-то идеальную контрольную, уже ближе к концу года, по ней примерно понятен уровень.
Иногда конечно, считать в десятке становилось скучно, и тогда получалось вот так. Но за это не ругали :))
На труде они много рисовали, сделали родителям календарь дней рождений и отличную раскладушку про собственную неделю.
Про HSU и спорт Владик мне как-то совсем мало рассказывал, напишу еще про религию. Мы выбрали "евангелическую" религию, по собственному исповеданию, и эти уроки были по сути как воскресная школа, они читали разные библейские истории, изучали карты тех времен, выучили "Отче наш" и несколько песен. В общем, обычное содержание воскресной школы, преподносимое ровно так, как я сама его когда-то преподносила, бояться абсолютно нечего.
Владик в школе, тьфу-тьфу-тьфу, прилично себя ведет, ему всего один раз пришлось заполнять штрафной листок за поведение - за то, что ходил по тетрадке одноклассника. Вот как выглядела штрафная работа, под которой я должна была расписаться.
Оценок в первом классе нет, выдают Zeugnis - табель со словесными характеристиками, в котором прошаренные родители умеют читать между строчек, и те наши знакомые немцы, которым Владик свой табель показывал, восхитились прочитанным. Владикова характеристика начинается очень забавно со слов "Der freundliche Schüler Vladislav Barsov..." - "Дружелюбный ученик Владислав Барсов". Последний день учебы в школах сокращенный, и в городе и в окрестностях множество акций, для получивших табели, о которых я в этом году ничего не знала. Владик со своим табелем шикарно выступил, очень в своем духе - когда мы с ним встретились после продленки, он радостно объявил мне, что "Табель очень хороший, но у меня его нет". Дальше была немая сцена, пробежка до школы, встреча с директрисой, которая уже собирала сумку на выход, красноречиво-косноязычное убеждение ее открыть нам запертый владиков класс, в котором, заткнутый под парту, незамеченный уборщицей, нашелся-таки забытый табель.
В общем и целом, Владик очень вырос в самостоятельности за первый класс. Он вообще от природы рассеянный человек, из тех, кто застревает с одной штаниной на ноге в процессе одевания и так далее, но за этот год он научился с утра собираться в школу сам, следя за временем, добираться до нее и из нее самостоятельно (800 метров на самокате без переходов дороги), нигде не застревая по дороге, самостоятельно вспоминать про домашние задания и их делать (редкие исключения были, когда было задано много писать прописей, тогда он иногда "сливался", и требовался контроль), даже про флейту периодически вспоминает сам. И тренер на футболе специально мне отметил на празднике окончания сезона, что Владик раньше ловил ворон, а теперь он "immer dabei" - всегда присутствует на игре. Я не уверена, что это прям видно из моего поста, но прогресс в чтении, аккуратности почерка, правописании и письменной речи в целом более чем ощутим, причем из немецкого он вполне распространяется на русский. Русским мы весь год не занимались систематически, в русскую школу Владик не ходит, так что в русском правописании он остался примерно, где был, к счастью задел пока большой, но в следующем учебном году нам нужно с этой точки сдвинуться. В немецкой школе их во втором классе ждет письменный шрифт с чернильными ручками, Владик уже несколько раз закидывал удочку в плане письма по-русски, и теперь, как мне кажется, он уже к этому готов. Я пока не могу определиться, буду ли я все-таки таскать его в русскую школу - это еще нужно найти такую, чтобы полностью нас устраивала, или мы осилим систематические занятия русским дома, возможно с привлечением онлайн-обучения.
А еще вместе со вторым классом приближаются оценки. Посмотрим, как оно пойдет.