Feb 10, 2005 15:00
Часто бывает так: берешь кого-нибудь на работу, человек «голодный», сидел где-нибудь на мизерной зарплате, а то и во-обще без работы. Первое время всё нормально, работает, проявляет инициативу. Но иногда с некоторыми происходят странные вещи. Человек вдруг начинают грустить, впадать в депрессию.
В принципе такого надо увольнять. Но ведь если толковый, то жалко. Да и не так это просто - менять людей. Пытаюсь разговаривать откровенно, по душам, понять, что с человеком. В голове сплошной компот. Человеку хочется чего-то возвышенного, а эта рутина его заедает. Хорошо. Найди себе какую-нибудь цель или, на худой конец, хобби. Пойди учиться на вечерний. Короче, найди себя и стремись им стать (у нас в конторе многие учатся или учились на вечернем), но только продолжай работать. Ведь останешься без работы, будет ещё хуже. Нет, всё не так. Ничего не хочет, ничего не «греет душу», депрессия одним словом.
Поводов для депрессий хватает. Работа, в общем-то, не простая, напряженная, и депрессии могут случиться со всеми. В этом нет ничего зазорного. Но вот только кто-то умеет с ними справляться, а кто-то совершенно раскисает. Хуже всего с этим у «русского человека».
Я уже стал узнавать «русского человека» заранее. Не знаю, как это у меня получается. Вернее, могу отчасти объяснить себе, как я это делаю. Но всё равно понимание того, что передо мной именно «русский человек» происходит как-то само собой, интуитивно. Мне жалко «русского человека». Жалко потому, что я сам бывший «русский человек». То, что я написал в общемто, автопортрет.
Да. Я таким был. И я от всего этого избавился. Я знаю, что можно стать другим, перестать зависеть от мнения людей, когда это не нужно и этого не хочешь. То есть перестать оценивать себя со стороны, перестать обижаться на людей и начать их понимать и жалеть. Стать собой и стать свободным, внутренне свободным.
Меня часто спрашивают: «Что нам как государству, как России, делать?» Что я могу ответить? Я не хочу придумывать новых законов, новых политических доктрин. Я не профессионал в этом деле. Да и не верю я в то, что нам могут помочь даже самые правильные законы или политические доктрины. Если мы не изменимся сами, всё без толку, ничего не будет работать. Всякий раз на пол пути нас будет охватывать депрессия, и мы будем тонуть в бесконечных поисках чего-то такого, ради чего не страшно умереть.
А ведь надо просто уметь жить, уметь находить силы, чтобы жить. И найти их можно только в себе.
Очень ошибается тот, кто думает, что Бог держит его за яйца. Зачем это Богу? За яйца человек держит себя сам. Отпусти себя, брат. Это же больно!
На Западе работает масса психологов. Масса статей, фильмов, просветительских программ, толпы протестантских проповедников. Все учат людей понимать себя, понимать других. Учат с детства. Западный менталитет не вырос сам по себе из благополучия. Скорее благополучие - следствие специфической Западной культуры, центральное место в которой занимает человек, его переживания, психологическое здоровье. А ведь жизнь у них куда проще нашей. И вопросов и проблем у нас возникает больше. Да и острее они. Но где и как найти на них ответы. Те незатейливые психологические сюжеты, с которых я начал, бывают чуть ли не каждый день и в гораздо более мрачных тонах. В состоянии ли наша «культурная среда», отвлекшись от бесплодных поисков возвышенного, спуститься на землю и говорить на эти темы? Говорить с массовым читателем, который сейчас и сам не понимает, что такие разговоры были бы ему совсем не лишними.
Как я уже писал, депрессию мне приходилось наблюдать у тех, кто работал у нас. Депрессии начинаются где-то после года или даже более работы. Человек, пришедший с тяжелым материальным положением, не уверенный в себе, за это время «отъедается». Положение его на фирме становится устойчивым. Казалось бы, живи и радуйся. Но нет. Как раз тут депрессия и поджидает «русского человека». Происходит это не только с наемными работниками. Я знаю множество историй, когда люди, поставив крепкий бизнес, точно так же впадали в депрессию, запускали своё дело и спивались. Причем это настолько обычное явление, настолько похожи характерные признаки, что для меня нет никаких сомнений, что этот процесс носит системный характер.
Не буду утомлять пересказами конкретных историй. Скажу лишь, что все страдальцы высказывались примерно в том духе, что их ничего не радует. Что в прошлом, когда им приходилось туго, они, тем не менее, были счастливы, жизнь их была наполнена смыслом.
Эта «наполненность смыслом» интересна уже сама по себе. Я еще могу понять человека, занимавшегося, скажем, наукой и вынужденного её бросить ради хорошего заработка. Но о той же «наполненности смыслом» рассуждает и человек, откровенно «просиживавший штаны». Страх потерять работу страдальца не пугает. Такое ощущение, что он даже внутренне согласен вернуться к прошлому скудному существованию. Поэтому нельзя помочь ему, посулив радужные перспективы. Он, конечно, реагирует, вроде даже как-то оживляется, но ненадолго.
Дальнейшее развитие событий зависит от личности. Кто-то просто начинает пить. Кто-то строить всякие «возвышенные» идеологии, оправдывая свое неприятие своего же собственного благополучия. Кто-то вдруг приходит к «пониманию», что ему нужна вера в Бога. Вариантов масса. Но все они сводятся к уходу от реальности, и депресняк прогрессирует семимильными шагами.
Еще сильнее депрессия у людей, побывавших в Чечне. Я знаю человека, который не может уже жить без войны. Нормаль-ная мирная жизнь кажется ему пустой, в ней нет смысла, нет высокого. В нормальной жизни он может только пить в ожидании новой командировки. Все эти депрессии имеют общий механизм развития. И у меня есть свое объяснение, как этот механизм работает:
Я полагаю, что проблема здесь в переходе от дефицитарного образа жизни (Д-жизни) к бытийной жизни (Б-жизни). Чем больше был дефицит физиологических потребностей, тем ниже порог их насыщения, а это значит, что и проблема перехода в Б-жизнь наступает раньше. Такой переход - всегда испытание для психики человека. Он часто сопровождается депрессивными состояниями и не всегда оказывается успешным. Личность может так и не выйти в Б-жизнь. Дело в том, что в дефицитарной жизни личность мотивирована страданием. Всплески положительных эмоций, состояние счастья, душевного подъема - это всегда результат победы над очередным дефицитом или страданием. В Б-жизни всё по-другому. Там надо самому находить то, что может дать не-материальную радость. А для этого надо уметь искать, надо быть инициативным, понимать себя. Жить в Б-жизни надо ещё нау-читься. Возможно, что человека надо учить жить в Б-жизни.
Хорошо, если Я-концепция соответствует организмическому опыту личности. Такому человеку существенно проще. Если же нет. Если человек опутан «условиями ценности», то такой переход делается очень затруднительным. Кстати, любая идеология в изобилии порождает «условия ценности». Такой человек не может пережить эмоциональный, душевный подъем иначе, как только через преодоление чего-либо. А если преодолевать уже нечего? Тогда остаётся только преодолевать себя. Ничего удивительного в том, что для человека в таком состоянии личное благополучие становится синонимом зла. Именно в нём он видит причину своих страданий. Он начинает презирать благополучие. Точно так же, как человек, нахлебавшийся войны, начинает презирать мирную жизнь. Выхода в Б-жизнь не происходит. Человек хочет по-прежнему жить страданиями, лишениями, «умерщвлением плоти». То есть тем образом жизни, к которому он привык. Точно так же, как птица, выращенная в неволе, возвращается в клетку. Если обстоятельства складываются таким образом, что страдалец не может реально вернуться к дефицитарной жизни (добровольно отказаться от сытой жизни могут очень немногие), то такой человек начинает строить всякие прожекты великого, к которому надо идти через лишения.
Именно такой путь кажется ему высоко духовным. На самом деле под духовностью подсознательно понимается всё то же эмоциональное напряжение; всё то же удовольствие, блаженство, но получаемое «правильным» путем. «Правильным» этот путь является просто потому, что другого пути наш человек просто не знает. Опыт не страдательного пути оказался для него отрицательным. Он уже пережил на нём депрессию, и теперь не страдательный путь для него тупиковый, бездуховный. Хотя, на самом деле, он просто не сумел найти две-ри.
Понятие «духовность» объективно существует и является формой отражения деятельности нашего сознания. Это понятие - один из элементов нашего образного мышления. Образное мышление - это, своего рода, обобщение практического опыта. С позиции «точных наук» отвергать любую форму познания, в том числе образную, недопустимо. Другое дело, что любой образ - это результат не достаточно глубокого понимания явления, смесь истины и заблуждений. «Точные науки» (за ними стоит силь-нейшая Б-мотивация человека - стремление к познанию) выделяют смыслы из образов и отбрасывают заблуждения. При этом происходит «приземление» образа. Он теряет эмоциональную окраску. Это естественный процесс. У меня по этому поводу есть даже что-то вроде притчи. Представьте себе. Вы смотрите выступление фокусника. Так вот, если Вы не знаете секретов фоку-сов, то Вы видите чудо и эмоционально переживаете его. Если Вы знаете секреты, то Вы видите лишь технику. Наша жизнь - это тоже своего рода фокус. Пока мы не знаем его секрет, она для нас чудо, окрашенное яркими эмоциями. Мы «видим» чудо жизни. По мере того, как мы узнаем всё больше о жизни, она теряет свои краски. Отсюда наши страхи перед познанием, желание найти нечто потустороннее по отношению к столь «жестокому» разуму. Но такой путь - самообман. Отказ от своего предназначения, своей самоактуализации не приносит облегчения и только порождает депрессию. Нельзя оставаться вечно в детстве, всё равно придётся взрослеть. Выход в другом. Надо искать новые непознанные образы, познавать их и снова искать другие, чтобы снова и снова наполнять свой мир эмоциями, «чудом» жизни. В этом и есть суть Б - жизни.
В Д-жизни деятельность человека мотивирована страданием или страхом страдания. В этой жизни если и есть проблема, что именно надо делать, то она сводится только к тому, что надо делать в первую очередь. Человек в Д-жизни приучается планировать свою жизнь, расставлять приоритеты в насущных проблемах, преодолевать себя (т.е. подавлять другие мотивы), чтобы решить приоритетную задачу. За неспособность удовлетворять дефицитарные потребности (еда, жилье, здоровье, признание окружающих, продолжение рода и т.п.) человек наказывается страданием. За успешное решение человек получает краткосрочное эмоциональное возбуждение. Чем острее дефицитарные потребности (бедность, война), тем большее страдание за неудачу и сильнее эмоциональный всплеск при успехе. Если дефицитарные проблемы идут одна за другой (а так бывает в экстремальных условиях), человек приучается «идти за ситуацией», у него не развивается способности самостоятельно ставить себе цели в жизни.
Ничего удивительного в том, что если все дефицитарные проблемы будут вдруг решены, то он окажется в состоянии шах-терской лошади, которая, даже отпущенная на волю, по-прежнему ходит кругами. Но человек - не лошадь. Он не может жить вообще без эмоциональных переживаний. Причём, чем сильнее были эти эмоциональные переживания в Д-жизни (пусть речь идет и об отрицательных эмоциях), тем сильнее его зависимость от наличия эмоций в жизни. Вытащенный из Д-жизни, такой человек оказывается словно рыба, выброшенная на берег. Он начинает задыхаться, задыхаться депрессией. Общество подобно личности отдельно взятого человека. Роль сознания играет интеллектуальная элита, роль Я-концепции - культура, роль чувственного мира (организмического опыта) - народ или всё общество в целом.
Нет ничего удивительного в том, что психические расстройства, встречающиеся у личности, могут быть обнаружены и у общества. В данном случае меня интересует проблема перехода общества из Д-жизни в Б-жизнь. Собственно говоря, либеральное общество - это и есть общество, перешедшее в Б-жизнь. Возможность перехода из Д-жизни в Б-жизнь наступает всякий раз, когда общество хотя бы частично или в какой-то своей части (т.е. часть граждан общества) удовлетворяет свои дефицитарные потребности. Однако сама возможность - это всего лишь возможность, которая может и не реализоваться.
Если Я-концепция общества (культура) оторвана от организмического опыта, если общество перегружено «условиями ценности», если прошлая Д-жизнь была очень тяжелая, то переход может не состояться, и общество впадет в депрессию.
Посмотрите на дореволюционную Россию (где-то десятые года прошлого века). Идёт подъём экономики, ситуация явно делается всё лучше (хотя бы для части общества). Казалось бы, живи и радуйся. Или стремись войти в эту часть. Но нет. Что происходит тогда с нашей культурой. Декадентство, упадничество, расцветают революционные движения, терроризм. Вот только два отражения того времени - «Вехи» и стихи Саши Черного. Что это? Можно, конечно, искать тут всякие идеологические и мистические объяснения. Но с точки зрения психологии - это типичная депрессия.
Посмотрим на наше время. Конец восьмидесятых - начало девяностых. Всеобщий душевный подъём, стотысячные митинги и демонстрации. И вот она - свобода. Опять же, казалось бы, живи и радуйся, работай и наслаждайся жизнью. Но проходит всего-то десять лет, и что мы видим?
Общество переходит в затяжную депрессию. Мы опять готовы пролететь мимо вхождения в Б-жизнь. Она уже в другом своем названии (либерализм) стала ругательством. Глупо искать объяснения в засилье бюрократии. Она заполонила собою всё жизненное пространство потому, что это жизненное пространство оказалось пустым.
Впавшее в депрессию общество лишилось сил и желания жить, стало безразличным к себе. Интуитивно интеллектуальная элита (хранительница Я-концепции) общества это понимает. Отсюда и мучительный поиск новых идеологий, национальных идей, иерархий ценностей. А ведь надо делать совсем другое. Надо искать выход в Б-жизнь. Но нет. Интеллектуальная элита нашего общества, как та шахтерская лошадь, продолжает ходить по кругу, продолжая мыслить стереотипами Д-жизни.
- Е.Гринев
гражданское общество,
Дифицитарная и Бытийная жизни,
Я - концепция,
духовность,
pазмышления о «русском человеке»,
депрессия