Якорь спасения, или Смерть либертарианца

Dec 15, 2006 17:59

Тут по случаю смерти Пиночета либертарианцев мочат.
А я ничего не знаю, но как-то неприятно мне это читать. Я, конечно, ничего не понимаю в экономике, но неприятно, эта некоторая оголтелость в том числе. Вот, решил написать, хоть знаю, что половина моих френдов старше 27 лет меня за то исключит из ленты или разжалует в закрытом своем рейтинге.
Про частную собственность - пишет scholar_vit:

В их идеологии этика выводится не из аксиом гуманизма, а из аксиомы частной собственности. Человек свободен постольку, поскольку священна его частная собственность на собственное тело. Бомж тут - собственник только этого тела да лужи мочи. И он свободно реализует своё единственное оставшееся право подохнуть на улице.

Толстовский крестьянин, помирая, "сапоги отдай Федьке" сказал.

Максимов в "Годе на Севере" рассказывает, как помор в кораблекрушении, держась за киль перевернувшегося карбаса, нацарапал ножом-клепиком на доске жене, чтоб взятый в долг "якорь вернула Ондрею".

Но не сапоги же он отдавал! не якорь же он отдавал! Это ведь как исповедь перед смертью, - та тоже род описи непогашенных кредитов. И вся "частная собственность" - субстантиват каких-то наречий, отношений с миром и к другим. А если этими наречиями прямо пользоваться, то есть "идеями", то вот и получится непременно не красота и гуманизм, а мутная свалка и унижение в подворотнях.

Я в Мезени познакомился со знатоком местной породы лошадей, он работал в администрации, в отделе по сельскому хозяйству, и видел отношение к нему сослуживцев как немножко к чудаку, покровительственное и слегка уничижительное. В то время как он был энтузиаст, в чистейшем виде, то есть тип почитаемый в народе непременно за дурака. Я, помню, как начал говорить с ним, и как он начал горячо рассказывать увлекательнейшие вещи про своих мохнатых мезенок-лошадок, глядя голубыми глазами, так и не знал куда деваться от застеливших слез, просто от тепла и давно не испытанного достоинства, исходившего от этого смешного человека: золота среди банковских билетов. Вот он такой же был помор, как и тот, с якорем.

Если самостоянье человека залог достоинтства его, то достоинство - залог уважения и сострадания к другому. Иначе, да, получается квашня из гуманизма, благих намерений, мгновенно скисающая в корыстную ложь, - и которую, чтоб ее удержать от растекания в жижу, приходиться окружать электрической проволокой и вышками-вертикалями.

Взгляд, конечно, романтический, но верный. Как это в нынешнем мире, где никто никого не знает, реализовывать, я не знаю... Хотелось пояснее, да пора убегать на Арт-манеж

UPDATE: забыл дописать -про помора-то: это ощущение себя как индивидуума, как шара, в которую собралась жизненная влага, и соотношение с другими как такими же обособленностями, - через различного рода обязательства (выражениями которых и является "частная собственность"). "Бомж" же - это человек в такой схеме несуществующий, и поэтому невозможный: некто, лишенный самостояния, как одного из измерений, проваливается прочь из схемы. Это, действительно, все картины патриархального общества. Но и демократия, кажись, родилась из такого общества - Афины - где "каждый человек друг друга знал" (это меня поразило в свое время). Как в Мезенском районе - где 14.000 живут - каждый взрослый человек знает другого - в сотне километров, в другой деревне - или может мгновенно через знакомого-соседа опознать - и себя с ним соотнести, с ним как набором достоинств-функций-занятий-репутации-"проколов". Если же человека этой оболочки лишить, рассыпать, так это просто совсем другой тип отношений - "как тогда гостей за столом рассаживать, если не чинам, а по умам?"
Previous post Next post
Up