«Аватар» («Avatar», 2009)

Dec 17, 2009 02:08


С возрастом (хе-хе) привыкаешь к тому, что в мире меняется практически всё и меняются практически все, и эти перемены, по большому счёту, очень редко можно назвать переменами к лучшему. Поэтому «Аватар» я ждал с большими надеждами, но и с осторожным скептицизмом. Да, Кэмерон - золотой фонд, современная классика кинофантастики. Был. Где это время? Где легендарные 80-е и грозное начало 90-х? На смену им пришли невысокого полёта «Правдивая ложь» и «Титаник», за которым можно признавать кучу достоинств, включая рекордную кассу, но который я так и не собрался включить в домашнюю коллекцию - не тянет и не греет. На что можно было рассчитывать после этого? Если быть совсем честным, я был почти уверен, что Кэмерон пойдет по стопам Лукаса. Грандиозный бюджет выльется во внешне эффектную картинку, в которой будут принимать внешне эффектные позы внешне эффектные персонажи. Красочный и гламурный мобиль.

И вот я посмотрел «Аватар».

Я отзываю весь свой осторожный скептицизм. Все мои опасения. Я отзываю свой, хе-хе, возраст. Кэмерон - это не просто золотой фонд и современная классика кинофантастики. Это пока единственный кассовый режиссер-фантаст своего поколения, который сумел не сгинуть в спецэффектах, который не увлекся красотой картинки в ущерб эстетической цельности картины, который не вообразил, что можно снять «Войну миров» за полгода и не сыграть при этом на понижение. Который показал, что можно сочетать внешнюю красоту с эмоциональной насыщенностью, психологической достоверностью, высоким драматизмом.

«Аватар» потрясающе красив. Больше всего он напоминает эпическую кинопоэму. Эпос о противостоянии стихий. С одной стороны - мертвое железо, с другой - живая плоть. С одной стороны огонь и земля, с другой - вода и воздух. С одной стороны - эгоистичный цинизм, с другой - самопожертвование и единение с миром. Каждая стихия подчеркнута визуально и сюжетом, встроена в драматургию, воплощена в персонажах. Все работает. Идеальный образец кинофантастики, эталонное достижение направления. Зритель настолько улетает в «Аватар», что поэтическая возвышенность фильма, мне кажется, не будет раздражать даже самых упёртых нелюбителей художественных метафор и ревнителей физической конкретики.

Может быть, мне это кажется. Я ещё не остыл, я всё ещё там, в «Аватаре», и чтобы вылезти оттуда, отстраниться, мне понадобится время. Это будет тем более трудно, что я собираюсь сходить на фильм ещё разок. Искушение слишком велико. Не устоять.

Потому что следующего фильма, который сломает экран с такой же яростью, как «Аватар», наверняка придется ждать ещё очень долго.

Извините, что не написал про постановку, актерские работы, камеру, монтаж, музыку, сценарий и 3D. Все это безусловно достойно того, чтобы быть описанным.

Но вдвойне, в квадрате, в безумной степени это гораздо более достойно того, чтобы быть увиденным.

Вот этим и озаботьтесь.
Выжато из блога Записки дюзометриста, комментируйте хоть тут, хоть там. Welcome!

Кинофантастика, Отзывы

Previous post Next post
Up