Темы новых постов обычно возникают у меня спонтанно. Когда рассказывала о прекрасном саде в Бликлинге, вспоминала о его роскошных цветниках, захотелось показать и другие цветы, которые встретились нам во время летней поездки по Англии. Их мы увидели в залах Картинной галереи в Далвиче. О музее надо будет потом рассказать отдельно, поскольку это не просто симпатичный музей, расположенный в тихом пригороде Лондона, а первый общедоступный музей Англии. Он обладает великолепной коллекцией. Но, кроме того, сейчас в нем постоянно гостят произведения из других собраний:
http://www.dulwichpicturegallery.org.uk/ Летом там показывали один из лучших портретов Энгра, который сейчас украшает Коллекцию Фрика:
http://67.99.191.20/view/objects/asitem/People@113/0?t:state:flow=a38cb264-44f2-463b-a0c9-cc063da9c9bfА в залах голландской живописи экспонировались две работы Яна Ван Хейсума из частных собраний. Забавное совпадение! Мастера, разделенные столетием, словно соревновались в своем умении максимально точно воспроизвести натуру. Как это делает Энгр можно рассмотреть, увеличивая изображение на сайте. Как это делает Ян Ван Хейсум, попробую показать, воспроизводя детали картин:
Это фрагменты натюрморта с цветами в вазе и статуей Флоры на втором плане. Венчают букет ветка цветущей яблони и огромный цветок «Корона империи». А на постаменте около вазы птичье гнездышко, устланное мхом:
В коллекции графики Лувра я нашла эскиз этого натюрморта:
http://arts-graphiques.louvre.fr/images/d0107478-000.jpg Там же обнаружился и эскиз второго полотна, которое в галерее висело по соседству:
http://arts-graphiques.louvre.fr/images/d0107482-000.jpg Здесь в терракотовой садовой вазе расположился опиумный мак, а роскошные цветы и фрукты выдвинулись на первый план. Фоном служит аллея кипарисов.
Два этих полотна созданы художником на пике славы. Они сродни парадным портретам на фоне пейзажа. Да и ценись современниками они не меньше престижных портретов. Работы Яна Ван Хейсума стоили очень дорого. Среди прежних владельцев этих двух полотен были Наполеон Бонапарт и Лионель Ротшильд.
В своих натюрмортах Ян Ван Хейсум изображает то, что находится на грани смерти в зените своей красоты: срезанные цветы, сорванные плоды. В отличие от Караваджо, он не изображает гниения. Но нежная плоть разломленных плодов, капельки росы на цветах и листьях говорят сами за себя.
Мясистые листья. Тяжелые головки цветов. Ван Гог с его подсолнухами будет продолжать эту традицию: избыток плоти ведет к неизбежной смерти. Цветы клонятся к земле, листья сворачиваются у нас на глазах.
Мухи и муравьи, ползающие по плодам, лепесткам и листьям - это близость разложения.Бабочки, порхающие здесь и там, символизируют душу. А роскошь каждого цветка может вызывать и евангельские ассоциации. «Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как каждая из них», - говорил Христос о полевых лилиях.
Известно, что художник работал над своими натюрмортами очень долго. Мы, в свою очередь, готовы бесконечно рассматривать детали. Целое слишком велеречиво на наш вкус. Но античных птиц, которые прилетели клевать нарисованный виноград, время из нас не смогло вытравить.
Натюрморт с гнездышком Ян Ван Хейсум создал в 1731-32 годах, а композицию с опиумным маком в 1732-33:
В качестве бонуса для тех, кто продолжает любоваться цветами, несколько акварельных листов с героями живописных натюрмортов. Это листы из альбома, который хранится сейчас в Британском музее. Интересно сравнить, как художник работает в разных техниках.
Вьюнок:
http://www.britishmuseum.org/collectionimages/AN00375/AN00375375_001_l.jpg Розы:
http://www.britishmuseum.org/collectionimages/AN00375/AN00375326_001_l.jpg Тюльпан:
http://www.britishmuseum.org/collectionimages/AN00375/AN00375181_001_l.jpg Закончить хочется изящным росчерком из рисунка. Это увеличенный фрагмент эскиза Яна Ван Хейсума, который хранится в Метрополитене. Кликнув на ссылку, можно увидеть рисунок целиком.
http://images.metmuseum.org/CRDImages/dp/original/DP820041.jpg