«Ordet», 1955. Религиозная притча Карла Теодора Дрейера

Mar 16, 2011 00:47




«Слово» - предпоследний фильм Карла Теодора Дрейера, поставленный по пьесе Кая Мунка.
У консервативного фермера Мортена Боргена (Хенрик Мальберг), давно потерявшего веру, три сына: Миккель (Эмиль Хасс Кристенсен), Йоханнес (Пребен Лердорфф Рье) и Андерс (Кай Кристиансен). Миккель женат на Ингер (Бригитте Федершпиль), у них две девочки. Миккель не верит в Бога, но Ингер это не смущает, так как у него доброе сердце. Йоханнес был отправлен отцом учиться на пастора и сошёл с ума. Он ходит проповедовать морю в дюнах и считает себя Иисусом Христом. Йоханнес страдает из-за того, что люди верят в «прошлого» Иисуса. Молодой Андрес влюблён в дочь местного портного Анну Петерсен (Герда Нильсен). Однако, Мортен Борген против такого брака из-за того, что Петерсены принадлежат к другой протестантской секте. При этом, когда Мортен узнал об отказе со стороны Петера Петерсена (Эйнер Федершпиль), старик пошёл выяснять отношения. С чего это простой портной посчитал, что зажиточные фермеры слишком плохи для него. В ходе драматичного разбирательства выяснилось, что Петерсен и Борген не считают друг друга христианами, веруя в истинность только своей секты. Петер пожелал Боргену смерти его невестки, чтобы Борген через божье наказание увидел свою ошибку. Ингер в тот же час умирает в родах вместе с ребёнком. Раньше это предсказывал Йоханнес. Боргены воспринимают это, как волю Бога. Сейчас он объясняет дочери Ингер, что воскресит мать и уходит в неизвестном направлении. На похоронах Ингер Петер кается перед Моргеном и соглашается на брак Анны с Андерсом. В конце церемонии, после разговора пастора с врачом о чудесах, приходит Йоханнес. К нему вернулся разум, он узнаёт отца. Йоханнес упрекает собравшихся в неверии. Ведь ни один из них даже не подумал помолиться и попросить Бога вернуть Ингер к жизни. Йоханнес молится и Ингер оживает…



«Слово» - глубокая, как океан, картина. Практически все разговоры героев посвящены только одной теме: вере в Бога. Насыщенное общение происходит на фоне общей медлительности и размеренности действий в крайне аскетичных декорациях. С визуальной точки зрения картина совершенна, как и все прочие творения Дрейера. Одинаково прекрасны сняты покрытые колышущейся на ветру травой дюны и интерьеры со светлыми лицами и чёрными одеждами на фоне стен глубокого серого цвета, практически без полутонов. К сожалению, невозможно пересказать все те мысли, которые хотел донести до зрителя режиссёр этого исключительно выверенного по драматургии фильма, не растеряв по дороге половину, если не больше. Вселенское произведение на все времена, самый религиозный из всех фильмов, которые до сих пор мне встречались. Не надо много говорить. Надо погрузиться в безмолвие, чтобы воспринять «Слово».

denmark, 1950s, carl theodor dreyer, cinema

Previous post Next post
Up