«Rio Bravo», 1959. Полемический вестерн от правого крыла Голливуда

Apr 11, 2011 20:10




Великолепный либеральный вестерн «Ровно в полдень» Фреда Циннеманна о шерифе, оставшемся в одиночестве перед лицом опасности, больно задел представителей правого крыла Голливуда, которые поддерживали борьбу с коммунистами. Говард Хоукс и Джон Уэйн решили в ответ снять свой вестерн «Рио Браво», изобразив прямо противоположную ситуацию.
Шерифу Джону Ченсу (Джон Уэйн) надо продержать в тюрьме шесть дней до приезда маршала убийцу Джо Бардетта. Проблема в том, что шериф хочет в одиночку защитить тюрьмы от попыток освободить Джо, а брат преступника Натан Бардетт (Джон Расселл) платит по 50 золотых долларов любому, кто предложит ему свои услуги по спасению брата от виселицы. Шериф никого не просит о помощи, но помощники сами начинают стекаться к нему. Но все с каким-нибудь изъяном. «Дьюд» (Дин Мартин) - алкоголик, «Пень» (Уолтер Бреннан) - хромой старик , «Колорадо» (Рики Нельсон) - юнец, правда, хорошо стреляющий, а «Пёрышки» (Энджи Дикинсон) - картёжница с сомнительным прошлым. Все они хотят самоутвердится, обрести лицо, помогая Джону. В итоге они, конечно же, победят головорезов Бардетта.



«Рио Браво» - классический хоуксианский фильм. Режиссёра не волнует сюжет и он с некоторым пренебрежением относится к выразительным средствам и монтажу, до крайностей упрощая декорации и манеру съёмки. Хоукса не заботит достоверность и реалистичность получившегося вестерна, его, собственно, и не очень-то волнует, что это вестерн. На первый план Хоукс выводит юмор и взаимоотношения в мужском коллективе, наполненном яркими персонажами. «Перышки» - классическая женщина фильмов Хоукса - занимается неженским делом, независима, и до последнего кадра фильма пытается выбить из Джона хотя бы намёк на признание в любви (то же самое видно в фильме Хоукса «Только ангелы имеют крылья»). Собственно, герои действительно интересные. Сам Уэйн играет достаточно сдержанно, а вот Дин Мартин и Уолтер Бреннан блистают. Уолтер Бреннан - практически непревзойдённый мастер очень ярких ролей второго плана. Как и полагается в фильмах Хоукса, в «Рио Браво» поют под живую музыку, а прекрасный саундтрек написал Дмитрий Тёмкин.
На мой взгляд, достойного ответа фильму «Ровно в полдень» не получилось - фильм Циннеманна гораздо сильнее, глубже и драматичнее, чем «Рио Браво» - смешная картина с хорошими диалогами на фоне ходульных декораций и перестрелок.

john wayne, howard hawks, usa, 1950s, cinema

Previous post Next post
Up