Такие характеристики, как общее число родившихся и умерших, или даже относительное число родившихся и умерших на 1000 человек, на самом деле, не особо показательны. Действительно, как с их помощью понять, относительная смертность увеличивается, потому что ухудшились условия жизни, или просто потому что стало относительно больше людей старших возрастов? Или, например, рождаемость может упасть как из-за того, что стали объективно «меньше рожать», так и из-за того, что просто женщин в возрасте 20-35 лет стало меньше. Для того, чтобы оценить рождаемость и смертность, абстрагируясь от половозрастного состава населения, существуют суммарный коэффициент рождаемости (СКР) и ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ).
Считаются они, грубо говоря, так. Например, вычислим ОПЖ для какого-то определённого года. Для этого надо узнать количество умерших в этом году для каждого возраста (0 лет, 1 год, 2 года и т.д.) и общее количество населения этого возраста. Разделив первое на второе, мы получим возрастные коэффициенты смертности, то есть долю умерших в каждом возрасте. Эту долю (условно) можно считать вероятностью умереть во столько-то лет. И исходя из этой вероятности мы можем посчитать наиболее вероятное количество лет, которое проживёт человек, если эти вероятности останутся неизменными. Это и будет ОПЖ. В действительности эти вероятности от года к году изменяются, так что ОПЖ, в какой-то мере, искусственный показатель, который просто характеризует смертность населения вне зависимости от его возрастной структуры.
Похожим образом рассчитывается и суммарный коэффициент рождаемости (СКР), только здесь надо взять не количество умерших, а количество родивших матерей каждого возраста по отношению к общему количеству женщин этого возраста. Так мы получим вероятность для женщины родить во столько-то лет. Зная эти вероятности мы, опять же, можем посчитать среднее количество детей, которое родит женщина за всю свою жизнь, если эти вероятности останутся неизменными. Так же, как и ОПЖ, СКР не зависит от возрастной структуры населения. Непосредственно возрастные коэффициенты рождаемости и смертности более информативны, но с СКР и ОПЖ удобнее работать.
Итак, рассмотрим, как менялись эти показатели для России/РСФСР за последние полвека. При этом спады уже нельзя списать ни на «эхо войны», ни на «старение населения».
Видно, что со второй половине 2000-х начинается увеличение показателей. Однако по рождаемости до советских значений ещё далеко. Радостно, что продолжительность жизни наконец-то в 2010-х превысила показатель середины 60-х и конца 90-х, но надо понимать, что, во-первых, в мировом масштабе это ещё не очень хорошие значения, а во-вторых, этот рост порождает проблемы, которые, вероятно, будут решать с помощью повышения пенсионного возраста.
Именно по этим показателям за 2015 год (когда они станут доступными) можно будет понять, объясняется ли рост смертности и падение рождаемости в этом году изменением структуры населения, или имеет другие корни.
Напоследок, эти же показатели по регионам (за 2013 год):
Ожидаемая продолжительность жизни:
Суммарный коэффициент рождаемости:
Особенно выделяются Тыва, Чечня и Алтай. Все картинки кликабельны.