ФНБ и бюджет в 2022-м

Aug 15, 2022 09:19

1. Предыстория

А помните, был такой - Резервный фонд? На протяжении 2015-2017 гг. я достаточно регулярно писал коротенькие статьи ( 2015, 16, 17), в которых рассматривал, какая у нас величина и динамика резервного фонда на текущий момент, и на сколько его ещё осталось. Дело в том, что средствами резервного фонда покрывали тогда дефицит бюджета, в связи с чем размер фонда регулярно снижался, что и привело к его полному исчезновению в начале 2018-го.





Однако, как видно по графику, с тех пор с общими нашими резервами (в которых осталась только одна составляющая - Фонд национального благосостояния, ФНБ) ничего страшного не случилось, напротив, они выросли и едва не догнали предкризисный максимум (на начало 2009-го). Да, это не совсем честное сравнение, т.к. резервный фонд был целиком ликвидный (т.е. все его средства можно было оперативно взять и потратить), а ФНБ процентов на 30 состоит из средств, вложенных в российские компании (ДОМ.РФ, Аэрофлот и т.д.), и их так просто не изымешь и не потратишь, будут последствия для экономики. Но тем не менее, рост налицо. Что же произошло? А вот что, с середины 2017-го снова стала дорожать нефть.



Источник - https://yandex.ru/news/quotes/1006.html

Также власти, после перевыборов президента в 2018-м, пошли на несколько непопулярных шагов, как увеличивших доходы (увеличение ставки НДС в 2019-м), так и снизившим расходы (повышение пенсионного возраста) консолидированного бюджета. Как я уже писал, это привело к тому, что 2018-2019 годы оказались бездефицитными.



В 20-м году по понятным причинам (рост расходов на поддержку экономики, спад доходов из-за снижения цен на нефть) снова возник дефицит, и немалый, но рост цен на нефть с конца 20-го привёл к восстановлению и даже росту доходов, которые смогли покрыть с небольшим профицитом выросшие (хотя и не так уж сильно) расходы в 21-м. При этом раскупоривать ФНБ в 2020-м государство не решилось, обошлось использованием внутренних резервов и ростом государственного долга (тогда государство казалось многим достаточно надёжным, достойным доверия должником). Да, внешний долг у нас небольшой и меняется не так сильно, но внутренний госдолг России за 2020-й вырос с 10,2 до 14,8 трлн. руб. (ссылка), т.е. на 45% номинально.





Итого, к началу 22-го мы пришли с увеличившимся ФНБ (почти до максимумов 2008-09-го, правда, минус средства в акциях российских компаний), но и с увеличившимся внутренним долгом. Однако цены на нефть росли и в целом ничего не предвещало того, что может снова возникнуть дефицит бюджета, и что надо будет придумывать, чем его покрывать, и т.д.

2. Что происходит сейчас

На протяжение 2022-го органы власти потихоньку перестают публиковать статистику, однако общий объём доходов и расходов бюджета (федерального) мы всё ещё можем узнать (а вот структуру расходов - уже нет). В 1-м квартале на доходы и вовсе было грех жаловаться, очень помогала дорогая нефть (как можно заметить по графику цен на неё, такой дорогой в последний раз она была лишь в 2014-м, до падения рубля). Во 2-м квартале доходы и расходы примерно соответствовали друг другу. А вот июль удивил резко возросшим разрывом между доходами и расходами (примерно 892 млрд, т.е. чуть меньше триллиона - статья на Коммерсанте про это, и на РБК).



трлн. руб

В % к прошлому году (номинально) это выглядит так.



Тем не менее, суммарно с начала года бюджет всё ещё в плюсе, июль лишь срезал значительную часть этого профицита. И пока неясно, будет ли продолжаться тенденция с таким крупным дефицитом в дальнейшие месяцы этого года. Да и до этого 22-й выглядел в сравнении с предыдущим годом не очень плохо.



трлн. руб

Давайте теперь посмотрим, а что у нас сейчас с резервами правительства (то есть, с ФНБ). С начала года размер ФНБ достаточно сильно скачет, одной из причин чего является нестабильность курса (а в ФНБ есть и долларовые, и рублёвые активы). Но в целом его величина составляет около 150-200 млрд. долларов. На начало августа он примерно равен 200. Разберёмся в их структуре.

Во-первых, часть из этих 200 млрд. составляют акции российских компаний, это примерно треть фонда.

Во-вторых, остальная часть - это в основном валютные резервы, в валютах разных стран.

Раньше структура этих резервов была такой (до 2020-го года): доллар (45%)+евро (45%)+фунт (10%).

Сейчас: евро (40%)+юань (30%)+золото (20%)+фунт (5%)+иена (5%). (ссылка)

Как известно, после 24.02 резервы российского Центробанка (которые содержат в себе валютные резервы ФНБ) были заморожены Европой и США (и, вероятно, Японией, хотя там всё несколько сложнее). Итого в нашем свободном распоряжении формально осталось лишь золото и юани, около 50% всей "золотовалюты" (при этом на операции с российским золотом Запад также наложил санкции, но непонятно, все ли будут их соблюдать).

Какой это объём? 310 млрд юаней + 555 тонн золота (ссылка) итого 46 млрд $ + 31 млрд $. Из суммарных 200 это 50-80 млрд.



Итого, как можно видеть по графику, размер незамороженных ликвидных средств правительства куда меньше былых максимумов, где-то в районе значений 2016-го года.

В рублях это выглядит так: из примерно 13 трлн. общего размера ФНБ ликвидных активов (т.е. не в российских акциях) 9,7. Из них санкциями заморожено 4-4,5 трлн., соответственно, свободно 5,2-5,7 трлн. Если теоретически представить себе, что июльский дефицит в 0,9 трлн. станет ежемесячным, то сосчитать, на сколько их хватит - задачка несложная. Но на ФНБ есть немало и других претендентов в виде российских проектов и компаний, про это можно почитать тут. Там и раньше были достаточно интересные истории, например, как якобы, в 2015-м Роснефть хотела часть из них привлечь себе, а тогдашний минэкономразвития Улюкаев не давал (ссылка на РБК).

Для полноты картины надо сказать, что ФНБ - не единственные резервы России. ФНБ распоряжается правительство, но у нас есть ещё резервы Центробанка, которыми распоряжается он, и его теоретически можно "раскулачить" (с не вполне понятными последствиями для общей финансовой стабильности, но, в принципе, почему бы и нет). Как там обстоят дела с ними? Резервы ЦБ снизились в 2022-м с 630 млрд в феврале до 577 в августе (примерно на 50 млрд, или на 10%). Из них заморожена примерно половина, около 300 млрд., по словам Силуанова (министра финансов).



Теоретически, исчерпав резервы, можно и начать занимать, госдолг у нас очень маленький. Но надо понимать, что, например, и у СССР госдолг был относительно небольшой, на это не помешало краху его бюджета в 1990-91-м. Проблема в том, что из-за санкций и рисков мало кто будет готов нам занимать. Дефолт в 2022-м таки случился, да, он был спровоцирован санкциями Запада, но разницы тут особой нет: любой, кто захочет дать в долг, будет знать, что даже если Россия и будет готова заплатить по долгам, Запад вполне может эти выплаты заблокировать, так что он ещё 100 раз подумает перед тем, как это сделать (и если и займёт, то под такой большой процент, чтобы это компенсировало возможные риски).

Кроме траты резервов правительство также вполне может прибегнуть к секвестру: снизить расходы на поддержку экономики, например. Урезать финансирование каких-то больших строек с неочевидной пользой для экономики. Но это в свою очередь может вызвать продолжение спада. В общем, поглядим. Непосредственно сейчас у нас и дефицита-то нет, но хотелось обозначить тенденции, круг возможных проблем и их возможных решений, а также средств, которыми мы для этого располагаем.

Ссылка на оргигинал статьи в моём Дзене.

2022, финансы, бюджет

Previous post Next post
Up