Я уже описывал сражения июля 1941-го ("
Проигранное сражение 1941-го, благодаря которому СССР выиграл войну",
2-я часть) и в целом ход войны (
вся война в нескольких диаграммах). Но сейчас, в 80-ю годовщину нападения Германии, считаю, нужно поговорить о первых сражениях Великой Отечественной. Эта тема была надолго запретной (как и практически все неудачи в СССР), из-за чего вокруг неё возникло много мифов от историков-любителей (например, Резуна или Солонина). Считаю необходимым прояснить ситуацию.
1. Причины, обусловившие победу Германии
а) Превосходство в тактике.
Главным фактором, игравшим на руку Германии и предопределившим её неоспоримое преимущество в сухопутном противостоянии со всеми противниками (Польшей, Францией, Англией, СССР) начиная с 1939-го и заканчивая 1942-м было её превосходство в тактике и организации войск. В 1939-42 году у неё в руках был мощный инструмент, которым не обладали её противники: сбалансированные подвижные соединения.
После 1-й мировой войны во многих армиях были популярны танки. Однако все применяли их по-разному. Франция и Англия "размазали" танки по своим войскам достаточно равномерно, из-за чего не смогли в 1940-м нанести контрудара. СССР, наоборот, старался собрать танки в отдельные соединения (мехкорпуса), и производил действительно огромное количество танков. Однако подавляющее большинство их
было лёгкими танками, и они были слабо поддержаны другими родами войск - пехотой, артиллерией.
У Германии же непосредственно танков было меньше, чем у СССР. Однако это не имело значения, т.к. танки с танками не сходятся в поле в сражении как Пересвет и Челубей. С танками воюет пехота и артиллерия. И именно в данном ключе у Германии
было огромное преимущество. Ей, благодаря развитой военной мысли и опыту 1939-1940 удалось собрать сбалансированные подразделения, способные к прорыву вглубь обороны противника, при этом способные не просто прорваться, а защититься от контратак -
танковые группы. Большинство дивизий в них было даже не танковыми, а моторизованными или пехотными. Таким образом, подразделения эти состояли не только из танков, но и из подвижной пехоты и артиллерии, действовавших слажено. Ни СССР, ни наши будущие западные союзники перед войной ничего подобного не создали.
б) Упреждающий удар.
Все знают, что нападение Германии на СССР было вероломным и внезапным, но не все понимают, что конкретно это означает. Это вовсе не значит, что СССР не готовился к войне - напротив, подготовка шла полным ходом, особенно начиная с 1939-го года. Значительно выросла армия (с 2 млн. в начале 1939 до 4 млн. в 1940-м и 5 млн. к 22-му июня 1941-го), наращивалось производство военной продукции (см.
лецию А.В. Исаева о подготовке СССР к войне).
Однако конкретно в 1941-м этот процесс был в самом разгаре. Формировались подвижные части (мехкорпуса), строились
новые аэродромы. Поэтому странно слышать мнения различных резунов и солониных, будто СССР готовил удар в 1941-м, и Германия его опередила - какой дурак будет наносить удар в разгар подготовки? Строительство большого флота было и вовсе только на начальной стадии (впрочем, все справедливо полагали, что для войны с Германией флот не имеет большого значения). Считалось, что нацисты ещё не готовы напасть на нас, и гарантией этого был не Пакт Молотова-Риббентропа, а то,
что они продолжали воевать с Англией (в апреле-мае 41-го - в Югославии и Греции, в июне - в Сирии и Северной Африке).
Лишь в начале июня 41-го СССР начал догадываться, что Германия готовится к внезапному нападению. Это было неожиданно, т.к. никаких требований, дипломатических претензий Германия не выдвигала. До этого все крупные операции Германия начинала с дипломатической подготовки - нападению на Польшу предшествовали требования по Данцигскому коридору, нападение на Францию произошло после объявляния ею войны Германии. Но сейчас Германия планировала нанести авантюрный внезапный удар, чтобы упредить СССР в сосредоточении войск и техники на границе (неизбежно последовавшее бы при ухудшении дипломатической обстановки).
В связи с этим возникла проблема СССР с мобилизацией. Изначальный советский план был такой: армии прикрытия отражают первые атаки немцев (либо же немцы попросту не атакуют их малыми силами, боясь вступить в бой). В это время проходит мобилизация, мы и немцы стягиваем к границе основные силы, и уже затем мы наносим удар, начиная войну "малой кровью, на чужой территории". Собственно, похожие планы были и у союзников (англо-французов), они выдвигались в 1940-м в Бельгию, чтобы воевать с немцами там, а не во Франции.
Однако оказалось, что первоначального этапа стычек на границе и постепенного ухудшения отношений стран может и не быть. К середине июня СССР понял, что Германия уже готовит силы для удара, а нам только предстояло их собрать. Неотмобилизованность выражалась, например, в том, что танки у приграничных армий уже были, а тягачей для артиллерии было недостаточное количество, т.к. они были ещё заняты в хозяйстве (в отличие от танков, тягач - многоцелевая машина).
Получалось, что СССР отставал с накоплением и подготовкой сил на границе. Отсюда и постоянные требования "не поддаваться на провокации". Сталин хотел по возможности оттянуть начало войны хотя бы на несколько дней, в идеале - недель, чтобы наши приграничные войска были полностью отмобилизованы, а также чтобы им на подмогу прибыли войска 2-го эшелона (
18-го июня они уже перебрасывались в западные округа).
Многие недоумевают - почему этого нельзя было сделать заранее? Но надо понимать, что если вы призовёте большое количество людей в армию, переведёте туда грузовики и тягачи, то чем вы будете эту армию снабжать, кормить? Ведь вы по сути отнимете этих людей и эти машины у сельского хозяйства и промышленности. Интересен в этом плане пример Финляндии, которая мобилизовала такое большое число людей в войска летом 1941-го, что не смогла их поддерживать материально, и была вынуждена уже в том же 41-м
демобилизовать часть войск.
Кроме этого, мобилизацию не получится скрывать достаточно долго - враг со временем догадается, и поймёт, что ему следует готовиться к атаке. А, повторюсь, Красная Армия была тогда в разгаре реорганизации и модернизации, так что провоцировать противника было явно не в её интересах.
Итак, в чём заключалась внезапность нападения? Не в том, что армия СССР была совсем неготова к войне, а в том, что она ещё не завершила эту подготовку, и не сосредоточила войска у границы. Не успела она это сделать, во-первых, потому что Гитлер решил атаковать СССР, не закончив воевать с Англией, а мы этого не ожидали, т.к. со стратегической точки зрения это было огромным риском (так и вышло - это в итоге погубило Германию). Во-вторых, потому что нападению не предшествовали никакие дипломатические требования, претензии - они были предъявлены лишь одновременно с объявлением войны, ночью с 21-го на 22-е июня.
2. Ход сражения
По традиции, чтоб меня не обвиняли в обелении СССР, привожу карту академии Генштаба США (поэтому продвижение гитлеровцев на ней обозначено красным цветом, т.к. на западных военных картах синим цветом отображаются союзники, красным - враги, а у нас - наоборот). Немецкие войска были разделены на 3 крупные группы: Север, Юг и Центр. Рассмотрим действия каждой из них.
а) Центр
Именно центральное направление немцы выбрали в качестве основного, сосредоточив на нём сразу 2 танковые группы (а на юге и севере - лишь по одной). Эти группы должны были стать клещами, отрезавшими советские войска. Часто говорят, что, мол, зря советские войска были сконцентрированы в Белостокском выступе, что немцы отрезали его. Однако дело обстояло не совсем так. Операция группы армий Центр напоминала вторжение в Польшу в 1939-м, только с "работой над ошибками" (
писал о нём подробнее тут). А именно, немцы сразу перешли к "двойным клещам". На срезание выступа были выделены лишь малоподвижные пехота и артиллерия - 4-я и 9-я армии (против них были направлены первые советские контрудары -
например, контрудар под Гродно - не давшие немецким армиям соединиться в районе Белосток-Волковыск). Танковые группы же (3-я и 4-я) сразу двинулись вглубь страны, к Минску. Именно это и оказалось страшной неожиданностью (узнав о которой командующий Западного военного округа Павлов приказал всем отступать). Пока наши войска были скованы в сражениях в районе выступа, немецкие танковые группы отрезали их от снабжения и сделали условия сражения (и так не идеальные из-за неполной мобилизованности и малой плотности) ещё хуже, что и определило наше поражение.
Белостокско-минское сражение, источник карты - Википедия
Итак, сражение окончилось окружением наших войск. Однако
немцы окружили и взяли в плен не так много как думали. Во-первых, основные наши войска были сосредоточены на юге, в Западной Украине. Во-вторых, попавшие в окружение продолжали сражаться и пробиваться к своим (спасибо немецким командирам, особенно Гудериану, которые тогда не очень внимательно относились к перекрыванию путей отступления окружённых советских частей, а неслись скорее вперёд). Да, из-за плохой обстановки наши войска несли непропорционально большие потери, но ни о какой капитуляции и дезорганизации не было и речи.
б) Север
Продолжение -
на Дзен.