Оригинал взят у
otets_gennadiy в
Почему русским людям нужно бывать в Дармштадте?Когда мы готовили паломничество к Хитону Господню, возник вопрос, как выстроить маршрут? Поклонение в Трире займет один день, а паломничество задумано более недели. Что можно еще посмотреть в Германии?
Так получилось, что начиная с Екатерины II, все русские императрицы на протяжении полутораста лет происходили из Германии (кроме предпоследней - Марии Федоровны, родом из Дании). Получается, Германия ковала нам кадры правительниц нашего отечества и мы ей, конечно, за это должны быть благодарны. В следующем году исполняется 400 лет Дому Романовых. Этот юбилей напоминает о связи Российского Престола с немецкой землей. Именно поэтому я решил посвятить нашу поездку этому юбилею и попросил принимавшую нас в Германии паломническую службу показать нам места, связанные с русскими императрицами.
Нам предложили в первую очередь посетить Дармштадт.
Когда мы подъезжали к этому городу, наш экскурсовод Михаил задал нам вопрос: «А знаете ли вы, какой город дал России больше всего императриц и святых Дома Романовых?» Ответ подсказывал наш маршрут - Дармштадт. Да, именно этот небольшой немецкий городок дал России двух императриц и двух святых царственных мучениц.
Чтобы оценить значение этого города для России, давайте вспомним для начала вообще всех наших императриц а именно, где они рождались? В советский период имена царей подвергались очернению, а имена цариц просто предавались забвению, как будто их вообще никогда не существовало. Советские люди в большинстве вряд ли могли назвать каких-то императриц, кроме Екатерины Второй и Елизаветы Петровны. Все остальные имена были вычеркнуты из истории страны.
Итак, всего в России со времен Петра Первого до 1917 года было 10 императриц.
1) Первой была Екатерина Первая, супруга Петра Великого, она родилась в Прибалтике (о точном месте спорят). 2) Императрица Анна Иоанновна родилась в Москве (28 января 1693 года). 3) Императрица Елизавета Петровна родилась в селе Коломенском близ Москвы (18 декабря 1709 г). 4) Императрица Екатерина II родилась в городе Штеттин в Померании (21 апреля 1729 г). 5) Императрица Мария Федоровна, супруга императора Павла Первого, родилась также в Штеттине (14 октября 1759 г). 6) Императрица Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра Первого, родилась в городе Карлсруе (13 января 1779 г). 7) Императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая Первого, родилась в г.Потсдам (13 июля 1798 г). 8) Императрица Мария Александровна, супруга императора Александра Второго, родилась в Дармштадте (27 июля 1824 г). 9) Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра Третьего, родилась в Копенгагене (14 ноября 1847 г). 10) Сватая царица-мученица императрица Александра Федоровна, супруга св.императора Николая Александровича, родилась в Дармштадте (25 мая 1872 г).
Получается, что два города - Штеттин и Дармштадт - дали нам четырех российских императриц. Штеттин ныне находится в Польше (Щецин), нам туда не попасть. А у Дармштадта есть еще одно преимущество. Он дал нам также двух святых Дома Романовых - святую царицу-мученицу Александру Федоровну и преподобномученицу Елизавету Федоровну. В общем, здесь немецкое название Дармштадт начинает осмысливаться на русский лад как происходящее от слова «дар».
Въезжали мы в этот город с большим запасом чувства благодарности. Город оказался по-немецки чистый, опрятный, зеленый, а еще - студенческий: больше половины жителей учатся в многочисленных вузах технической направленности.
В городе две главные достопримечательности и обе имеют прямое отношение к предмету нашего интереса. Первая - замок дармштадтских герцогов, мимо которого мы проехали с молитвой. Именно здесь родились две гессенские принцессы, ставшие русскими святыми.
Вторая - русская церковь св.Марии Магдалины, ставшая воплощенной в архитектуре русской благодарностью этой земле за императриц и святых. Эту благодарность выразил государь император Николай II, что вполне понятно, ведь из этого города происходила как его супруга Александра Федоровна, так и его бабушка императрица Мария Александровна. Было за что благодарить!
Государь задумал воздвигнуть русский храм, который бы украсил город и представил бы далекую Россию. Уже тогда было расхожее представление о России как стране снегов и медведей. Государь решил представить дармштадтцам светлый образ Святой Руси.
Храм был посвящен св.Марии Магдалине, небесной покровительнице императрицы Марии Александровны. Его проект, разработанный Бенуа, является вариацией на тему храма Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге, что объединяет духовно эти два храма: петербургский посвящен Александру II, а дармштадтский его супруге Марии Александровне.
Когда стоишь у этой церкви в центре Дармштадта на высоком месте Холма Матильды, кажется, ты видишь фрагмент храма Спаса-на крови - его центральное крылечко.
А когда входишь в этот храм, такое ощущение, что попадаешь в гости к царственным мученикам. Нас встретила гостеприимная свечница, которая рассказала, что храм был построен на личные средства Николая Александровича и имел статус домовой царской церкви, как сказано, в современном буклете, «был частной собственностью царской семьи».
Для нас было большой радостью узнать, что в этом храме мы стоим на нашей русской земле в буквальном смысле этого слова, потому что землю под храм привезли из России, собрав ее со всех губерний Российской Империи. Некоторые строительные материалы также были доставлены из России (в частности мрамор цокольного этажа). Может быть, этим объясняется такое родное и домашнее чувство, которое охватывает в этом храме. Заботливая свечница, ставшая для нас экскурсоводом, пояснила, что «наша церковь является единственным храмом во всем зарубежье, который был построен на земле, привезенной нашими предками из всех губерний России».
Закладка храма в 1897 году и освящение в 1899 году происходили в присутствии Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны, приехавших специально по этому случаю в Германию. Царственные мученики стали первыми молитвенниками и причастниками этой церкви.
В храме на алтарной апсиде встречает богомольцев большой мозаичный образ Богоматери на престоле на фоне звездного неба, выполненный по эскизам самого Васнецова. Вся утварь в храме - старая, царская, даже непривычного не видеть ничего «софринского».
Храм выглядит как будто его вчера только освятили, но за свою столетнюю историю он претерпел немало скорбей. С началом I Мировой войны, драгоценное имущество храма было конфисковано для нужд фронта кайзеровской Германии. Во время II Мировой войны храм пострадал во время массированных бомбардировок американской авиации, но не был разрушен в отличие от всего города. Господь чудесно сохранил царский храм. В годы после войны он стал приходом для многих сотен и сотен так называемых «остарбайтеров», наших соотечественников насильно перемещенных или добровольно перешедших на Запад.
В храме сразу чувствуешь глубокую намоленность.
В храме нас встретил священник Константин, который сказал, что настоятелем храма является архиепископ Марк, а служащим священником иерей Иоанн Гринчук, он хотел нас встретить. Но сейчас занят, и попросил это сделать его, своего родного брата. Он приехал в гости из Кемерово (если не ошибаюсь). Я спросил, можно ли послужить молебен царственным мученикам. «Отец Иоанн благословил, если желаете, даже с акафистом…»
О.Константин вынес из алтаря большую пелену под стеклом, искусно вышитую золотой нитью. Он объявил, что она вышита самой Царицей Александрой Федоровной для церкви в Дармштадте как приношение своей малой родине. Мы благоговейно приложились к святыне, хранящей тепло рук святой царицы и молитву ее души. Скорее всего, это по назначению была накидка на аналой, которая теперь хранится как святыня под стеклом.
Также нам показали еще одну святыню храма - икону Казанской Божией Матери аналойного размера, которая является приношением другой уроженки Дармштадта преподобномученицы Елизаветы. Свечница нам сообщила, что икона не только передана в дар старшей сестрой царицы, но как считают и написана ею. Никогда не слышал, чтобы Елизавета Федоровна писала иконы, тем более было интересно ее увидеть и приложиться. Надо сказать, что лик Богородицы какими-то неуловимым чертами напоминал лицо самой Елизаветы Федоровны. Так иногда бывает, что иконописцы бессознательно воплощают в лике Богоматери свои черты.
Перед такими святынями было как-то особенно благоговейно и радостно молиться. Акафист мы пропели на одном дыхании. В этот момент далекая и, казалось бы, чуждая нам немецкая земля стала какой-то родной и близкой. Да, этот город для русского человек особенный. Здесь родились и выросли две наши великие святые Русской Голгофы, без которых нам невозможно представить Россию ХХ века. Я сказал паломникам, что мы должны «переименовать» это уникальный город в Санкт-Дармштадт потому, что он - родина двух православных святых.
Мы молились ровно за неделю до дня рождения Николая Александровича. Кстати, в этом году исполняется 140 лет со дня рождения императрицы Александры Федоровны - 7 июня н.ст. Но как-то до сих пор никто не вспоминает об этом юбилее царицы-мученицы.
С нами весь акафист молился отец Константин. Я даже удивился его усердию. В конце, уже прощаясь, отец Константин тихо сказал: «А мне сегодня исполнилось 30 лет…» - «Как?! У вас сегодня день рождения?! То-то вы так глубоко молилсь. Мы это почувствовали». Мы поздравили неожиданного именинника из Сибири. «Вы достойно встречаете возраст Христов вместе с Государем!»
Свечница рассказала о насущных приходских проблемах, в частности, связанные с сохранением русского языка для церковного общения и семейного общения. Отец Иоанн по этому случаю даже обратился к приходу со специальным обращением: «Наша обязанность чтить, охранять и преумножать культуру нашей исторической Родины, прежде всего, сохранить для наших потомков прекрасный и певучий русский язык. Только с ним мы продолжаем быть носителями могучего русского духа, который всегда помогал русским людям в любых условиях жить, творить и созидать. Благодаря русскому языку Россия прошла через горнило всех испытаний, выпавших на ее тысячелетнюю многострадальную долю, и охватила шестую часть земли всей планеты, объединив в своем составе множество наций, народностей, культур и вероисповеданий. Поэтому мы не должны стесняться говорить на великом и могучем языке Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Толстова, Достоевского и Чехова, который, как и немецкий язык является официальным языком Организации Объединенных Наций. Не общаясь с детьми на нашем материнском языке, мы лишаем их нормального и полноценного развития, не способствуем их воспитанию…»
Я поблагодарил свечницу за теплый рассказ: «Приехали в Германию, а оказались в Святой Руси. Наверное. У вас много паломников бывает каждый?» Она опустила глаза: «Как бы не так. Вот уже сколько выставлен Хитон - целый месяц. Сколько едет паломнических групп из России к Хитону - и за весь месяц у нас не было ни одной группы из России…» - «Быть не может», - не поверил я. «Вы первые приехали к нам после Пасхи…» Признаюсь, я был поражен этим фактом: «С одной стороны. Нам приятно, что мы первые, но с другой стороны, на самом деле, это очень даже грустно…» Где же наша любовь к царственным мученикам?!
Вот тогда у меня и родилось название этого моего сообщения: Почему русским людям нужно бывать в Дармштадте?