Любинкович Н. Косовская легенда в русском летописном своде времён царя Ивана Четвёртого Грозного (на сербском языке). Статья 1980 г., опубликована в 2010 г. в издании: Трагања и одговори : студије из народне књижевности и фолклора. (1) / Ненад Љубинковић. - Београд : Институт за књижевност и уметност, 2010.
Автор приводит отрывок из памятника 1389 года «Хождение Игнатия Смольянина». В этом отрывке приводится свидетельство о битве на Косовом поле, а также гибели обоих предводителей войск - султана Мурата и князя Лазаря. Интересно, что спутником Игнатия был келейник епископа Михаила Сергий Азаков, с 1390 года Сергий Азаков занимал пост игумена Симонова монастыря в Москве. Именно из-за разногласий с Азаковым из Симонова монастыря ушёл на север преподобный Кирилл, впоследствии нареченный Белозерским. Таким образом, можно с высокой доли вероятности предположить, что святой Кирилл, ежедневно общавшийся с Азаковым на протяжении нескольких месяцев, мог слышать рассказ о битве на Косовом поле и молиться об упокоении сербских воинов (С. 293).
Любинкович также подробно рассказывает о почитании сербских святых на Руси при Иване Грозном. Во-первых, раскрывается связь Грозного с сербскими правителями. Анна Якшич, дочь князя Стефана Якшича, вышла замуж за русско-литовского князя Василия Львовича Глинского. В этом браке родилась Елена Глинская, вторая жена Василия Третьего и мать Ивана Грозного. Сам царь Иван приходился родственником и другой магнатской семье Сербии - Бранковичам, поскольку София Палеолог, бабушка Ивана Четвёртого, приходилась сестрой деспины Елены, жены деспота Лазаря Бранковича (С. 297).
Во время росписи Архангельского собора 1564-1565 гг. Грозный дал указание изобразить русских правителей, начиная с Владимира крестителя Руси. Среди русских правителей Грозный повелел изобразить и четырёх иностранцев: Византийского Императора Михаила Восьмого Палеолога, святителя Савву Сербского, Симеона Мироточивого и Лазаря Хребельяновича. Тем самым Грозный тем самым подчёркивал свою преемственность и родственность с династиями Палеологов и Неманичей, а также преемственность российского государства по отношению к домонгольской Руси, Восточной Римской Империи и Сербии (С. 299).
Можно добавит, что в 1578 году Грозный царь установил торжественное празднование в честь Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Феодора, поскольку считал Чернигов своей вотчиной. Из приведённых выше примеров можно сделать вывод, что идеи старца Филофея о Москве, как Третьем Риме, были в определённой степени восприняты Иваном Грозным, однако Третий Рим мыслился им не как повторение Константинополя, а как продолжение истории всех христианских царств, но на русской государственной основе, заложенной Владимиром Святым.
Начало разговора об Архангельском соборе:
http://barjaktarevic.livejournal.com/4323881.htmlПослесловие. День памяти преподобного Кирилла Белозерского, который отмечается 22 июня, начался в Кириллове с праздничного богослужения, которое провел в церкви Кирилла Белозерского над ракой святого митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий.
В 12.00 в экспозиции Трапезной палаты состоится демонстрация иконы Преподобного Кирилла Белозерского начала ХV века, написанной в начале XV века учеником основателя обители Дионисием Глушицким еще при жизни Кирилла. Также участникам праздничных мероприятий представят икону «Богоматерь Одигитрия» конца XIV века, которая по легенде находилась у Кирилла во время его длительных поисков места для свершения подвижнических подвигов, указанного Богородицей. В настоящий момент обе святыни хранятся в фондах Государственной Третьяковской галереи. На Вологодчине они будут экспонироваться до конца лета.
http://vologdaregion.ru/news/2017/6/22/22-iyunya-ob-yavyat-na-vologodchine-dnem-kirilla-belozerskogo