Оригинал взят у
tiropolk в
Святой князь Боян-Энравота - первый болгарский мученик.
Христианство очень рано проникло среди болгарских владетелей. Существуют сведения, что еще
хан Кубрат, основатель Старой Великой Болгарии на землях к северу от Черного моря и Кавказа, правивший в первой половине VІІ века, был христианином. Христианскую веру он принял в Константинополе, где пробыл несколько лет до своего возвращения на родину и вступления на престол. Свидетельства о вероятном крещении болгарского владетеля есть среди артефактов в большом кладе, обнаруженном близ с. Малая Перещепина в сегодняшней Украине.
Хан Кубрат. Современное изображение.
Христианином был и его внук, хан Тервел (начало VІІІ века), сын основателя Дунайской Болгарии хана Аспаруха. На обнаруженных объектах хан Тервел изображен христианскими символами. О его христианской принадлежности свидетельствует и его медальон с надписью на греческом языке «Богородице, храни кесаря Тервела».
Хан и кесарь святой Тервел (Тервелий)
Византийский титул «кесарь», второй по значению после императорского, Тервел получил в знак признательности от Юстиниана ІІ Ринотмета, которому хан помог возвратиться на престол после его свержения. Паисий Хилендарский, автор «Истории славяноболгарской», и другие авторы даже причисляют хана Тервела к болгарским святым под именем «Святой царь Тривелий».
Вопреки этому, христианская вера не успела получить широкое распространение в молодом болгарском государстве. Владетели-христиане в этот период не делали попытки наложить ее. Официальной религией продолжал быть культ к верховному богу Тангра (общетюркский верховный языческий бог неба Тенгри-хан). Так, вероятно после смерти Тервела, воспоминания об этих христианских властителях были забыты, а некоторые из их наследников остались в истории гонителями христианства. В этой новой и незнакомой для них религии они видели - не без основания - источник влияния со стороны враждебной к ним Византийской империи.
Во время одного из своих набегов на Византию болгарский хан Крум (годы правления 803-814) захватил в плен византийского епископа Кинама. Известное время Кинам провел в ханском дворце. Его ученость, а вероятно и надежда получить хороший откуп за него, стали причиной хорошего отношения хана Крума, а затем и его сына Омуртага (814-831) к епископу Кинаму.
Убийства язычниками-болгарами греков-христиан. Рисунок из Менология Василия II.
Во время одного пиршества, однако, Омуртаг попытался заставить Кинама отречься от христианства и принести жертву языческим богам. После своего категорического отказа Кинам был брошен в темницу. Старший сын Омуртага, Энравота*, попал под влияние проповеди Кинама и даже принял от него христианское крещение.
Из-за этого хан Омуртаг лишил Энравоту от прав престолонаследника. После смерти Омуртага на трон взошел его третий сын - Маламир (Владимир), чья лояльность к языческим богам не вызывала сомнений. Известный современный болгарский ученый д-р Иван Венедиков предполагает, что второй сын Омуртага, Звиница, тоже попал под подозрение со стороны своего отца, что симпатизирует христианству, и из-за этого им пренебрегли в качестве престолонаследника.
Согласно сведениям византийского писателя Феофилакта Охридского (XI -начало XII века) Энравота попросил своего брата выпустить на волю и отдать ему пленника Кинама, который все еще находился в темнице. Не зная причины о просьбе Энравоты, Маламир удовлетворил ее. Когда, однако, узнал, что Энравота стал христианином под влиянием Кинама, хан воспринял это как предательство в отношении родо-племенных традиций и симпатию к Византии. Маламир вызвал своего брата, и в начале увещаниями, а затем угрозами попытался заставить его отказаться от "чужой веры" и вернуться к "родным богам". После своего категорического отказа Боян-Энравота был посечен мечом по приказу хана. Согласно его житию, до этого мученик изрек слова, которые приблизительно три десятилетия позже оказались пророческими:
«Вера, за которую я умираю, распространится по всей болгарской земле. Будут воздвигаться храмы Истинному Богу, и служения Ему не прекратятся, а идолы и жертвенники исчезнут»;.
Затем князь Боян-Энравота склонил голову под меч и принял мученическую смерть - это произошло около 833 года. Вероятно, незадолго после этого он был канонизирован. Таким образом, он стал первым известным в истории болгарским святым.
Его память чествуется 28 марта старого стиля / 10 апреля нового стиля.
Скоро после этого умер Маламир и, так как у него не было наследников, на престол взошел Пресиян, сын князя Звиницы. А сын Пресияна,
святой равноапостольный князь Борис І (годы правления 852-889) принял в 865 году. христианство и крестил весь болгарский народ. Таким образом, сбылось пророчество Святого мученика Бояна-Энравоты, князя Болгарского.
О месте его захоронения и возникновении почитания во святых достоверных данных не сохранилось. Сведения о жизни святого Бояна содержатся в "Житии Тивериопольских мучеников," написанном
архиепископом Феофилактом Охридским на рубеже XI-XII веков.
Отсюда.
Примечание.
* К середине IX века болгарская верхушка в значительной степени ославянилась, и святой носил по тогдашнему обычаю два имени: тюркское - Энравота и славянское - Боян (или Воин).