Оригинал взят у
a_lapygin в
Протоиерей Артемий Владимиров: «Мы слышим критику не только от либералов» 17.01.2014
Протоиерей Артемий Владимиров о реакции некоторых «православных» публицистов на народное поклонение Дарам волхвов …
Как сообщалось, на портале «Православие и мир» была опубликована статья Андрея Десницкого «Обязательно ли верить в подлинность святынь?» В этой публикации автор выражает сомнения в подлинности Даров волхвов, которые в настоящее время пребывают в России для поклонения им.
Мы попросили прокомментировать мнение обозревателя «Правмира» известного московского пастыря, настоятеля храма Всех Святых в Красном Селе (Москва), члена Союза писателей России
протоиерея Артемия Владимирова:
«Мы слышим критику не только от либералов, но и от тех людей, которые скудны подлинным религиозным чувством, не имеют духовно-нравственного просвещения. Если душа остается без Христа, то тогда для неё весь мир - пустыня, алтарь без Бога. Не имея устремленности ума и сердца к народившемуся Спасителю мира, человек может видеть в дорогих каждому христианину святынях, прямо или косвенно связанных с Богочеловеком, только какие-то черепки древней культуры, а ещё хуже того, реалии, соотносимые им, бедным критиком, с идолопоклонством.
Действительно, как оценить по достоинству многокилометровые очереди к Поясу Богородицы или к Дарам волхвов, если не знаешь, что такое причащение Святых Христовых Тайн, если никогда не причащался Даров Пречистого Тела и Крови Господних?! Что такой человек может понимать в иных Божиих дарах и адекватно оценивать ту религиозно-нравственную ситуацию, которая сейчас является предметом нашего внимания? Этот духовный энтузиазм, глубокий интерес, внутренняя жажда прикоснуться хотя бы на секунду к святыне говорит о том, что жива душа народа. Она хочет выйти из-под гнета пошлости, цинизма, хамства, разврата, которыми заботливо эту душу окружает "псевдокультура" СМИ с одной подспудной целью - закрыть небо для христианской души, угасить в ней жажду святыни, разучить её молиться.
Конечно, ученые, этнографы, археологи, специалисты по древней материальной культуре могут рассуждать о том, какие же Дары были принесены Богомладенцу. Древние хроники и изображения говорят о том, что это были сосуды, а вовсе не золотые треугольнички, искусно декорированные. Журналист Комсомольской правды несколько дней тому назад спрашивал меня о том, как могли до третьего тысячелетия сохраниться ладан и смирна. На это я мягко ответил любознательной комсомолии, что эти вязкие смолистые вещества для того и использовали при погребении индийских покойников, что они сдерживают гниение и разложение органической ткани. Поэтому меня как обывателя совершенно не удивляет, что в далёком Афонском монастыре в виде довольно большого шара сохранилось это ароматическое вещество из смешанных ладана и смирны.
Не удивляет меня и затейливая огранка этих треугольничков, из которых только три привезены в Россию. Ведь за две тысячи лет золотые сосуды, поднесенные волхвами, могли быть расплавлены, разделены, эта участь постигла и прочие святыни, связанные с Евангелием. Сорочка Иисуса Христа, Его Животворящий Крест разделены на тысячи частиц. Дары - прочное афонское предание, поскольку на православном Востоке не склонны были к подделкам и суррогатам. Я убежден, что самая акция, ставшая свидетельством дружества Русской и Греческой Церквей, наше духовное единство, не пресекавшееся в течение тысячи лет, есть ответ нашего стихийно-благочестивого народа на явление новой святыни. Лично у меня это вызывает глубокое и неподдельное умиление. Эта акция есть свидетельство простых сердец, студентов, может быть, ещё мало знающих о Православии, семейных пар, которые с искренней молитвой молятся о даровании единомыслия и мира, пожилых людей, обремененных недугами, священства, которое хотело бы также проповедовать Евангелие Христово, как это делали восточные мудрецы Валтасар, Мельхиор и Гаспар.
Меня растрогал вид километровой очереди. Я получаю свидетельства и многие сообщения от своих прихожан, которые достойны занесения в московскую летопись. "Батюшка, отстояла 14 часов, - пишет студентка 18 лет. - Какая меня посетила благодать на подходе к храму Христа Спасителя! На сердце так мирно, радостно и легко. Дивен Бог, творящий чудеса с нашими грешными душами". И действительно, когда слышишь о 14, 9 или даже 4 часах стояния на холодных улицах, но в совершенном благодушии без желания пролезть вперед и кого-то обогнать, то понимаешь, что Христова благодать действительно посетила столицу независимо от тех модификаций, которые претерпели древние святыни, представленные сегодня в драгоценном ларце.
А то, что СМИ шумят об этом, предсказывал ещё царь Давид: "Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?". В отличие от комедии Шекспира "Много шума из ничего", думаю, читатели "
Русской народной линии" помнят наследие великого английского драматурга, в данном случае этот "шум многий", поднявшийся, как дым, в периодических и интернет-изданиях, говорит о том, что дыма без огня не бывает. Огонь Христовой благодати мерцает в сотнях тысяч сердец людей, живущих в столице, и тех, кто посетил её в эти святочные дни. Общение с Христом Богомладенцем - это секундное прикосновение к замечательной афонской святыне».