Большая дыра Донбасса. Итоги. часть 3

Nov 24, 2023 14:11


Завершения цикла обзора возможностей ЖД логистики в зоне СВО.

Большая дыра Донбасса, проблема в логистике СВО. Часть 1

Закрываем дыру на Донбассе. Часть 2

Появилась новость вслед моих публикаций.


Балицкий: Началось строительство новой железной дороги из Ростова в Крым - Российская газета


Стартовало строительство новой железной дороги, которая соединит Крым с Ростовом-на-Дону. Часть пути пройдет по территории Запорожской области. Об этом заявил глава региона Евгений Балицкий.

rg.ru



Источник Правительство Запорожской области

Глядя на эти планы видно, что пошли более дорогому варианту, чем предлагалось мной. Мой вариант лучше в плане будущего развития Донецка, как мегаполиса, можно было организовать Кольцевую железную дорогу. Вариант на карте хорош тем, что Мариуполь становится дальним пригородом формирующейся громадной Ростовской агломерации. Это дает возможность при затягивании СВО полностью побережье включить в мирную жизнь.

Вариант, который строится поддерживаю, надеюсь что дорогу будут строить с пассажирским уклоном и под большую скорость.

Модернизация и повышение пропускной способности

Сейчас идет СВО, разрушено много важной транспортной инфраструктуры региона. Железнодорожное сообщение в регионе фрагментировано, частично разрушено. Многие связи потеряли актуальность, а многие пока не могут быть восстановлены из-за разрывов связности транспортной сети.

Готовься в войне к миру, а в мире к войне. (А. Суворов)

Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти. (Эвви Неф)

Так какая у нас трудность основная кроме разрыва связей и местами фактически пути? А это устаревшая инфраструктура всей ЖД сети Новороссии и причем она частично и местами полностью разрушена.



Ещё можно добавить тот факт, как закончится СВО явно будет период непризнания части территории РФ. Это ставит задачу транспортной доступности в Мир для организации восстановления нормальной экономической жизни региона. В области передвижение людей основная задачу будет решать аэропорт Платов Ростова-на-Дону. И быстрый рост большого Ростова (РнД, Таганрог, Батайск, Новочеркасск) хорошее подспорье для интеграции региона в большую страну.

В этой части статьи рассмотрим стратегическое решение, которое может заложить основу быстрого восстановления ЖД сети Новороссии и в последствии, что самое важное, эффективной и рентабельной эксплуатации. Это же решения ускорит построение региональных связей Новороссии с Ростовской и Воронежской областями, Краснодарским краем и республикой Крым.

Такое решение почти невозможно принять в мирное время, хотя оно зрело годами.

Электрификация

Справка

Электрификация в СССР железных дорог началась с опытных участков в Закавказье и линии Москва -Мытищи. На период 20х годов технологией был постоянный ток 1, 5кВ. В последствии, когда развились технологические мощности удалось поднять напряжение до 3кВ, что повысило эффективность электрификации. После войны на этой технологии начали масштабную электрификацию, которую начали со стратегических линий Москва-Ленинград, затем на юг на главный южный ход на Харьков, затем в Крым. А уже в 60х годах удалось выйти на технологию переменного тока 25кВ. Смена технологий породила в СССР интересную картину. Многие стратегические линии, причем высокоинтенсивные , успели электрифицировать постоянным током 3кВ, а дальнейшую электрификацию проводили в основном на переменном токе 25кВ. Это создало 2х системную реальность, где существуют 2 стандарта.

Нынешние ЖД Крыма, Донбасса и Запорожья до 2014 года это Донецкая ЖД и Приднепровская ЖД. Они были либо на тепловозной тяге или на постоянном токе 3кВ. Так сложилось в период СССР и эффективно решало задачи до начала 80х. Уже в тот период начали появляться узкие места по провозной способности, особенно касается пассажирских перевозок. СССР развалился и транспортные задачи пошли на спад. Интеграция региона вновь поднимет задачи 80х годов, которые нам придется решать вкупе с необходимостью новой интеграции региона в большую Россию.



Карта на основе https://www.openrailwaymap.org. Синим постоянный ток, красным переменный.

Сейчас ситуация стала следующей. Резко выросла интенсивность движения на не электрифицированном участки Керчь-Джанкой. Участок Севастополь Джанкой так и остался на постоянном токе. А вот остальные части бывших Приднепровской и Донецкой дороги по сути сейчас на тепловозной тяге. Многие участки электрификации пострадали и не действуют. Будет большой этап восстановления. Это дает возможность пересмотреть исторически сложившуюся электрификацию постоянным током в регионе.

С точки зрения физики токов и технологий в паре вариантов электрификации 3кВ постоянный ток и 25кВ переменный ток выигрывает переменный. В мирное время затраты на смену тока разумны только на коротких маршрутах, так как требуются большие капитальные вложения. Но сейчас у нас уникальная ситуация, вся имеющиеся инфраструктура либо повреждена или находится в ограниченной эксплуатации. Нам предстоит восстановление и это дает возможность произвести смену тока. Такой шанс упустить нельзя, тем более есть предпосылки с точки зрения региональной интеграции большого Юга России, большая часть которого переменный ток. Это дает нам провести, казались бы сложный и долго окупаемым процесс .

Смена тока в Новороссии

Со стороны Ростовской области электрификация переменным током сейчас заканчивающейся в Иловайске ДНР. Подробно рассмотрим все основные участки на карте снизу.



Карта Новороссии. Цвета синий- постоянный ток, красный-переменный ток, черный без электрификации.

Новое строительство . После прокладки линии Каракуба -Волноваха 40 (на карте №1) км или если строится связка Таганрог-Мариуполь-Мелитополь (на карте №2), на данный участок стоит продлить электрификацию переменным током. Так получится сделать ДНР связанно транспортно с Ростовом-на Дону, Появится возможность напрямую продлить маршруты тех же ласточек Новороссийск/Анапа-Таганрог до Мариуполя. При постройки ЖД в Аэропорт Платов организовать регулярный пригородный маршрут Аэропорт-Ростов-Таганрог-Мариуполь. Эти опции дадут ускоренную интеграцию в общее пространство страны.

Восстановление и модернизацию на линии от Волновахи до Мариуполя (на карте №3) произвести со сменой электрификации . Это дает нам возможности без перецепки локомотивов уже сейчас наладить пассажирское движение на Мариуполь и пригород Донецка. И организовать пассажирское сообщение Мариуполя с остальной страной.

Так же важный момент, стратегический участок ЖД от Волновахи до Токмак (на карте №5) не электрифицирован. Его тоже в перспективе стоит электрифицировать именно Переменным током. Проложив вторые пути и спрямив этот участок увеличится провозная способность Восток-Запад. Это даст нам транспортный резерв на снабжение Херсона, Николаева и Одессы. А в будущем может сыграть важную роль в построение коридора Волга-Дунай, который может связать Австрию, Сербию и Венгрию с коридором Север -Юг (Россия-Иран).

От Токмака до Севастополя постоянка (На карте на юг от Мелитополя). Тут у нас есть важная точка где проходит смена тяги Джанкой, в которую следуют так же поезда от Тамани. Они идут по Крымскому мосту под тепловозной тягой. Исходя из этого стоит обрезать электрификацию постоянным током от Севастополя до Джанкоя, сменив ток на севере от Джанкоя до Токмака на переменный. Так мы получим единый узел смены тока в Джанкое., с учетом планов по электрификации линии от Тамани до Джанкоя, Джанкой станет единым узлом смены тока. Тут я не говорю о планах смены тока, которые обсуждаются на линии Севастополь-Джанкой, которая делает вообще бессмысленным постоянный ток южнее Харькова.

Иловайск-Луганск и на восток ( на карте 4) это действующее царство постоянного тока вплоть до севера Ростовской области в районе Гуково. Здесь идет использование старого состава под постоянным током. В этом районе предлагаю начать подготовку к смене тока. Начать с Электрификации в районе Гуково (Ростовская область), местная железная дорога имеет удобный выход на основной южный ход Москва-Ростов, но электрификации нет никакой.

На север

Север от Токмака, временно не наши территории. Тут идет продолжение Советского стратегического южного хода Москва -Курск-Харьков-Крым постоянным током. Южнее Харькова идет пересечение с переменным током по маршруту Киев-Полтава-Лозовая.



Электрификация синий-постоянный ток, красный -переменный ток.

Если взглянуть на карту, то синий клин разрывает красную электрификацию переменным током от Лозовой до Иловайска на 180 км. В рамках модернизации сети под будущие развитее предлагаю провести смену тока на переменным везде южнее станции Лозовая и убрать этот "Постоянный" клин. Хотя в случае долгих боев в Харькове.Возможно стоит по Белгород обрезать электрификацию постоянным током. Хоть это и потребует сменить ток в Запорожье, Днепропетровске и Кривом роге, лучшего момента у нас не будет. Это в будущем очень сильно упростит построений транзитных маршрутов на Запад. Надеюсь от русского Чопа будет проложена наша колея через Венгрию и Сербию в Черногорию.

Выкуп и владение

Если взглянуть на нашу страну, одним из главных сдерживающих факторов развития инфраструктуры является собственность на землю, как впрочем и в Европейских странах. Очень сложно бывает договорится выкупить землю для строительства дорог, так как не все готовы продать свой родной дом. Например многие стратегические магистрали в Московской области так и остаются в проектах, расширение Щёлковского шоссе здравствуй!

В Новороссии сейчас особая ситуация, многих владельцев уже нет они в Польше. Много недвижимости стоит копейки. И много ещё не оформленной и бесхозной земли.

В этой ситуации стоит продумать избыточный план развития инфраструктуры и наметить стратегические коридоры под все проекты и возможно прожекты. Пока есть возможность выкупить нужные участки, наложить запрет на продажу и застройку.Всё это передать в федеральную собственность или фонд развития новых территорий.

Технологические заделы

Минимум, под что стоит выделить землю в неприкосновенный фонд:

  • Заложить расширение везде ЖД под 2 пути, очень много дорог в регионе однопутные и без электрификации.
  • Рядом с крупными городами 4 -6 путей. Мы в стране приходим естественному возврату к общественному транспорту. Опыт МЦК, МЦД, Питерского трамвая Чижик показывает, что крупные города и их пригороды требуют рельсовые связи и их организации часто не хватает путей и земли.
  • Автострады по 4-6 полос движения. Это означает необходимость закладывать расширение дорог и строить путепроводы и мосты уже сейчас с заделом. Выделить землю на обходы сел, деревень и городов. С учетом климата заранее высадить лесополосы вдоль перспективных коридоров.
  • Пару транзитных коридоров север-юг, запад-восток. Кроме очевидного транзитного коридора в Крым, есть ещё необходимость в коридоре Волга-Дунай. Это только первые прикидки.
  • ВСМ на Крым и Одессу. Строительство сейчас кажется очень далеким, но это не отменяет необходимости в организации скоростного перемещения легких грузов и людей, Как минимум максимально прямые участки для путей 160-200 км/ч. Также большие полосы отчуждения под кривые и эстакады.
  • Лесополосы для защиты полей. А также пермакультурные высокоэффективные леса.
  • Лесные пояса вокруг городов, для организации органичного развития города и защиты от чрезмерного расползания. Классический пример зеленый пояс вокруг Лондона, урбанистическое решения проверенное уже веками.
  • Разные выемки и насыпи. Путепроводы над ЖД и на пересечениях.
Итоги

ЖД сеть , которая нам переходит требует перестройки. Сейчас на это влияют военные факторы. По окончании СВО территория Запорожья, Харьковщина и Донбасс вернуться в общее экономическое пространство России. Вернутся проблемы позднего СССР и транспортную систему придется всё равно расширять. Наиболее логичным будет сделать это проведя смену технических параметров линий. А именно произвести восстановление электрификации на переменном токе, что в мирное время почти нерентабельно. "Воспользоваться" разрушениями инфраструктуры и сменой владения земли произвести спрямление линий под задачи современной экономики, а также заложить транспортный каркас на будущее.

Previous post Next post
Up