Россиянское государство создаёт (или говорит, что создаёт) новую, большую и красивую единую базу данных - данных о нас, своих подданных. Некоторые частные или псевдочастные организации делают то же самое, что и наше частное псевдогосударство. Маркетологи и рекламные площадки заняты тем же. Windows 10 записывает, как говорят, вообще всё, до чего может дотянуться. Все собирают несметные терабайты BigData.
Одни люди обеспокоены тем, что BigData дадут каким-то "теневым" фигурам неограниченную власть. Другие люди хотят стать этими "теневыми" фигурами и пользоваться пугающей первых неограниченной властью, данной им BigData. Не будь последнего, на сбор информации не расходовались бы столь значительные усилия.
Недавно кто-то в Сети сказал удачную фразу: "Всё будет так, как Вы хотите, но не так, как Вы это себе представляете". Рано или поздно машины будут знать о нас всё, включая то, что мы сами о себе не знаем. Они научатся анализировать массивы данных и выявлять закономерности, и не снившиеся нашим мудрецам. Но никакой власти это никому не даст. Пакости людям с помощью новых машин можно будет делать, но пакости и обычными средствами можно делать. BigData не сделают людей рабами - как six-shooters, к сожалению, не сделали их равными.
Всё, что связано с управлением людьми, работает иначе. Информация не является волей. Информация не порождает власть. Власть это изменение воли другого человека. Очень тонкая материя. Батист с кружевами - для настоящих ценителей прекрасного. Воля преобразуется только чужой волей. Желания человека меняются лишь под воздействием человека. Нельзя купить чужую душу, не потратив свою. Нет таких способов.
Обладание огромной мощью, как физической, так и информационной, не увеличивает источник воли обладателя мощи. Изменения, вызываемые ростом мощи, являются количественными. Тот, кто возьмёт бульдозер побольше, переместит больше кубометров грунта. Тот, кто возьмёт рупор побольше, будет услышан большим количеством людей. Их не придётся обходить по одному по дворам. Мощь экономит время, но не делает власть сильнее. BigData позволят сократить период поиска информации, но не изменят наши взаимоотношения. Просто у властелинов данных будет оставаться больше свободного времени - которое они потратят, как и все, на развлечения. Количество воли-то у них не возрастёт.
Создание BigData выгодно только их создателям - они шьют королям это очередное невидимое платье и получают за это свои деньги. Королям свойственно доверять чему-то свои функции. Говорят, лишь хромец Тимур был избавлен от этой слабости. Остальные предпочитали бюрократию личным усилиям. Но что есть бюрократия? Бюрократия это протез воли. Деревянная нога. Если Ваша страна обширнее, чем область, которую вы можете обойти за день, Вам поневоле придут в голову мысли об обзаведении искусственными "скороходами", которые станут представлять Вас, как Вы начнёте надеяться, повсеместно. Тысячи лет короли эксплуатируют протезы воли, и всё никак не могут удовлетвориться качеством их работы. Теперь они решили, что нужно к искусственным конечностям добавить искусственные глаза, числом поболее - и, как надеются одни и опасаются некоторые другие, ещё и искусственные мозги. Всё это прекрасно, но только воли во всей этой циклопической конструкции будет столько же, сколько было доселе - сколько её есть в самих королях. Власти потому у них останется столько же. Источник власти нельзя углубить. Ещё никто не научился расширять человеческую душу экскаватором.
Секретное знание состоит в том, что воли властвующих и властвуемых находятся в определённом равновесии. Как это работает?
С помощью новых информационных систем можно, к примеру, установить тотальный контроль над доходами и использовать эти сведения при налогообложении. Звучит такая перспектива неприятно. Но в реальности, как мы знаем, исторически такой тотальный контроль достигался и безо всякой техники - и даже без бюрократии. К примеру, большевицкие продотряды не были бюрократическими учреждениями; они походили, скорее, на кочующие банды. При этом зерно у крестьян забирали, часто, полностью - то есть контроль над доходами населения был абсолютным, причём в натуральной форме. Это вам не битики на жёсткие диски складывать, тут побегать придётся. И каким был результат такого проявления тотальной власти? Крестьяне перестали сеять хлеб, ибо для них это занятие стало безсмысленным. Подавление крестьянской воли к деятельности вызвало её исчезновение, то есть исчезновение предмета власти.
То же самое мы видим на примере налогообложения фруктовых садов. Сталинцы решили ещё раз ограбить нищую, голодавшую, разорённую и истреблённую войной русскую деревню, и обложили налогом яблони. Крестьяне в ответ просто вырубили яблони. Всё это было свершено без единого компьютера, лишь при помощи старой доброй бюрократии. Результат? Исчезновение предмета власти.
Если давление власти становится слишком сильным, воля народа к деятельности и даже к размножению исчезает, и власти становится нечего преодолевать и преобразовывать. Изчезает объект власти. Соответственно, исчезает и сама власть - ибо невозможно царствовать над пустотой. Власть должна иметь предмет приложения.
Подавление воли вызывает естественную реакцию - уменьшение воли, вплоть до исчезновения. Когда воли подданных исчезают, то оказывается, что власть стоит одна в каменистой пустыне. Камни не имеют своей воли. Ими можно бросаться во врагов. Но ими нельзя править. У камней нет королей.
Секрет власти в том, чтобы не иметь власти. Чтобы изменить чужую волю, её необходимо сохранить, не преуменьшая. В противном случае, уменьшая пространства для иных воль, мы тем самым уменьшим собственное пространство власти. Это самоубийство власти как концепции.
Истинно властвовать можно лишь над свободными людьми. Несвободным людям можно причинять боль - из садистских соображений, например. Но властвовать над ними невозможно. Как сказал бы принц Гамлет, "Вы можете терзать меня, но играть на мне не можете".
Сбор данных в гигантские массивы это естественный и неизбежный процесс. В таком де-факто унитарном государстве, каковым является РФ, следует удивляться тому, что подобное слияние не произошло ранее. Но кроме роста производительности бюрократического труда такие объединения более ничего не дадут.
Бюрократия это протез воли короля, а BigData это протез мозга бюрократии. Полагать, что машины увеличат объём чьей-то власти, это примерно то же самое, что предлагать Люку Скайуокеру полагаться на роботов, а не следовать за Великой Силой. Роботы могут помогать людям, но они смешны против Воли. Ведь сами они ею не обладают.
Существует мнение, что данные следует коллекционировать ради безопасности. Не нашей с Вами, конечно, безопасности, но королевской. Это ошибочное мнение. Большие массивы данных порождаются большими массами людей. А массы людей безопасны для королей. Антилопы не охотятся на львов. Королям опасны короли же - но в их случае близкое личное знакомство многократно полезнее, нежели сбор безчисленных терабайт, которые ещё и непонятно как использовать.
Если кто-то захочет причинить нам вред, он сделает это и не читая наши многотерабайтные досье. Большие объёмы данных скорее затруднят его работу. Под очами безчисленных видеокамер наша частная жизнь пребывает в большем уединении, чем в патриархальных обществах с их скученностью и совместным проживанием. У камер нет своих суждений, в отличие от бабушек у подъезда. Взгляд же короля в миллионы глазков превращается в случайность, хотя и выглядит, напротив, системой. В огромной картотеке конкретная карточка выбирается "методом тыка". Или вообще не выбирается.
Машинная обработка сведений заменяет космос личного впечатления хаосом отстранения. Красота человека разлагается до минерального основания. Союз бюрократии и BigData превращает общество в аналог птицефабрики. Все куры и индюшки сидят по клеткам, получают еду по расписанию и умирают по расписанию. Перья и мясо складываются в аккуратные кучки. Грузовики подъезжают к зданию; грузовики отъезжают от здания. Лепота. Всё очень мило, на самом деле. Вроде бы, достигнут полный порядок. Но власть-то тут где? Ты ничего не можешь изменить. Хорошая система даже не подпустит хозяина к птицам; скажет: "У меня тут "защита от дурака". (Это я описал идеал государства для поклонников государства). Единственное разумное, что можно сделать в такой ситуации, это помиловать какого-нибудь индюка. Только так можно проявить свою власть - хоть в чём-то обойдя систему. А так: ты, хозяин, здесь просто не нужен. Иди домой, не мешай машине работать. Если хозяин человек, он посмотрит на всё это, продаст налаженный бизнес и займётся чем-то совершенно иным. Попытается продавать эскимосам холодильники, например. Здесь можно проявить себя, можно выиграть и проиграть. Можно почувствовать себя живым человеком. А на птицефабрике только вонь и кучи помёта. И совершенно нечего делать. То есть, немногочисленным работникам-то там есть чем заниматься, но они просто обслуга системы. Чем меньше они своевольничают, тем лучше.
Изгнать человека из государства можно. Но человек при этом куда-то пойдёт. Он не перестанет хотеть. И он начнёт проявлять себя, свою волю к власти в чём-то совершенно ином. Государство же просто исчезнет из человеческого поля зрения, поскольку ничего человеческого в государстве не останется. Говорите, что это же хорошо? Так и я об этом. Государство не приобретает новую власть; оно занято самоубийством. Не следует ему мешать. Если оно не понимает, что делает с собой, то пусть так и будет.
Машины что-то собирают и складывают в большие кучи, а потом в этом сору роются. Всё это называется "Большие Данные". Как деревня. Допустим. А мы-то тут при чём? Мы живём в деревне Малые Данные, и всегда будем жить в ней. Такова человеческая природа. Её-то машины не изменят.
Уже довольно много лет какие-то программы пытаются подсказать мне, на что потратить деньги, подавая, как они думают, индивидуально ориентированную рекламу. Но ещё ни разу они не угадали. Когда они, ориентируясь на мои запросы в поисковых системах или на сказанные в разговорах и подслушанные слова подбрасывают подобранные объявления, я уже либо купил то, что мне нужно, либо передумал это покупать. Они всегда опаздывают. А кто-то платит создателям системы, думая, что продвигает свой товар. Я же всё чаще делаю покупки потому, что мне понравился продавец. Если же когда-то система и угадает моё желание, то пусть себе угадает; разве мне жалко? Мне жалко людей, тратящих свои деньги на эту ерунду, вместо того, чтобы разговаривать с людьми.
Власть человеку необходима. Только обладая властью, можно ощутить своё место в мире, свою полноценность. Но машины никак не могут участвовать в этом. Машины, они - тарахтят, да. Забавно. Можно произвести впечатление (один раз). Не всегда впечатление будет в Вашу пользу. Не все любят тарахтение под ухом. Однако, поймать птицу чужой воли и заставить её курлыкать на Вашей руке машины не смогут. Тут придётся стараться самому.