Ритуал и магия в фильме "Ирония судьбы"

Jan 02, 2021 03:35



1. Ритуал.
"Каждый год 31 декабря мы ходим в баню. Мы моемся в бане".
"То, что в бане выглядит как торжественный обряд, в ванной просто смывание грязи".
"Какой легкий пар в ванной?"
"Хорошо, что мы его помыли"

Чистого Женю Лукашина в бессознательном состоянии, как живого мертвеца, отправляют навстречу будущему счастью. Это путь Солнца после зимнего ( Read more... )

Наблюдения

Leave a comment

Comments 13

vyatchanin January 2 2021, 00:48:41 UTC
> Это путь Солнца после зимнего солнцестояния в славянских обрядах

Вы серьёзно? "Атмосферная теория" мифологической школы XIX века давно сдана в утиль, см. книжку Страхова "Ночь перед Рождеством"

Reply

banshur69 January 2 2021, 00:53:51 UTC
Я серьезно. Во-первых, книга Страхова вышла в 2003 г., а фильм снят в 1975 г. Во-вторых, обряды зимнего солнцестояния известны у всех народов Евразии. Славяне не могут быть исключением.

Reply

maria_gorynceva January 2 2021, 00:55:56 UTC
Тсс, не мешайте же человеку быть зверино серьёзным!

С Новым годом! Здоровья и успехов!

Reply

banshur69 January 2 2021, 01:01:03 UTC
С Новым годом! Здоровья и удач!

Reply


anna_bpguide January 2 2021, 08:11:40 UTC
Блеск!

Reply


darkhon January 2 2021, 08:40:03 UTC
Интересно.
А "какая гадость эта ваша заливная рыба" -- вероятно, связана с тем, что рыба -- символ христианства.

Reply

palagia_da January 2 2021, 11:40:25 UTC
просто 1976-й -- год Рыбы

Reply

banshur69 January 2 2021, 22:04:04 UTC
Нет, это ошибка Яковлева, забывшего текст. В сценарии было: "Какая гадость этот ваш паштет!" Гениальная оговорка с повтором начального слова, придавшая ритм всей фразе.

Reply


sir_derryk January 2 2021, 08:48:54 UTC
А как можно трактовать, что в окно вылетает портрет Ипполита, а Надя подбирает портрет какого-то левого мужика?

Reply


fraktalovna January 2 2021, 10:37:21 UTC
Мало кто обращает внимание на сцену в фильме «Ирония судьбы», где Женя корчит рожи перед зеркалом. Между тем, именно ее можно считать ключевой для всего фильма: в этот момент главный герой, совсем недавно заявив: «К чёрту монастырь!», - меняется местами не просто со своим отражением, а с бесом, чья фамилия Лукашин прозрачно намекает на Лукавого. Именно этот бес, побывав а бане, где всегда обитает нечистая сила, и прихватив с собой веник, который может выступать и как вместилище злых духов, и как транспортное средство, отправляется в Ленинград, подменив собой еще и Павлика. Это не последняя подмена в фильме - вскоре придёт время занять место Ипполита и принять его имя, - однако именно она выглядит особенно символичной: отправиться в бывший город Святого Петра вместо Павла. Впрочем, нельзя быть до конца уверенным, что речь идет именно о Ленинграде: возможно, это лишь изнанка настоящего города, населённая шумными пьяными бесами. И если в Москве рядом с домом стоит Храм Архангела Михаила, то в теневом городе свято место осталось пустым. ( ... )

Reply


Leave a comment

Up