16 августа. Юрий Рерих

Aug 15, 2011 01:21

Юрий Николаевич Рерих был одной из ключевых фигур русской гуманитарной науки XX века. Накопив в отцовских экспедициях знания в области истории и культуры Центральной Азии, он по возвращении в Союз стал вести в Институте востоковедения семинары по санскриту, на которых присутствовали аспиранты-слависты и философы В.Н.Топоров, Т.Я.Елизаренкова, А.М.Пятигорский, А.Я.Сыркин, А.В.Герасимов. Результатом этих семинаров стала московская половина московско-тартуской семиотической школы, а проще говоря - русский структурализм.
Одновременно он и одна из самых загадочных фигур, поскольку из оставленных им научных текстов ничего нельзя узнать о содержании его духовного опыта. Они либо описывают памятники археологии и искусства, либо посвящены самим общим темам вроде влияния буддизма на единство Азии, либо представляют собой краткий очерк лингвистического феномена, либо же просто являются путевыми заметками. Тексты Рериха весьма напоминают музейный путеводитель или университетскую лекцию по введению в предмет. Они широки, но им не свойственна углубленность в предмет. Например, из его статьи о Калачакре ничего не узнаешь о содержании этого учения, зато она переполнена ссылками на авторов, названия текстов, комментариями на комментарии. Такое впечатление, что тебе всякий раз сообщают некие предварительные сведения, держат на входе куда-то, куда тебе пока еще рано входить.
И такое впечатление не покажется случайным, если мы обратимся к мемуарам Т.Я.Елизаренковой. Оказывается, Ю.Н.Рерих выносил духовную практику за пределы науки и того, что может быть сказано, а философию без духовной практики вообще не представлял. Тогда становится понятно, что духовное воздействие он оказывал только при непосредственном общении, а тексты свои делал подчеркнуто научными, т.е. внешними своему опыту. В этом причина того, что по текстам Рериха ничего нельзя узнать о богатейшем содержании его личности. Помогают только фотографии. Глядя на лицо этого человека, отчасти понимаешь и то, чему он мог быть причастен. Через образ входишь в сущность.
Только после того, как в 50-е годы русская культура напилась из этого источника, она вернула себе способность генерировать идеи, которых была лишена с 20-х годов. Поэтому роль в ней Рериха лучше всего уподобить роли мудреца или даже просветленного существа, преображающего умы без посредства дидактики, морали, очевидного слова.




Т. Я. Елизаренкова о Ю. Н. Рерихе

"Юрий Николаевич нам много рассказывал, и чем дальше, тем больше. О двух путях - это тема, к которой он упорно возвращался. Он рассказывал нам, например, об одной индийской секте, в которой существовала странная практика. Это была секта неприкасаемых. Об их жизни было очень мало известно. Жили они у шамшанов - на местах сожжения трупов, каким-то образом добывали мозг трупов и ели его. Они не умирали от того, что питались этим мозгом. Ими заинтересовалась наука. Один прыткий американец отправился в Индию, нашел эту секту, поселился вместе с ней и начал записывать. Вскоре он умер, хотя был молодым и здоровым человеком и вроде бы ничем не болел. Прошло еще время, и кто-то из скандинавов приехал в секту, полный энтузиазма описать неизвестное явление для науки. Он стал членом этой секты и научного описания опять-таки не получилось.
Юрий Николаевич говорил, что существует путь науки, а есть и другой путь. Этот другой путь был у человечества до того, как оно стало двигаться к цивилизации. И по мере продвижения к ней второй путь был забыт. Он остался где-то на Востоке, у тех, кто не причастен к цивилизации.
Его любимый рассказ был о человеке-тигре. В глухом районе Индии, в деревне на краю джунглей ссорятся между собой два человека. Ссора смертельная, и один из противников запирается в своей хижине и сосредоточивается. Его сосредоточенность приводит к тому, что он становится одним целым с тигром-людоедом в джунглях. Он сидит у себя в доме, не ест и не пьет, находится в особом состоянии полной сосредоточенности. Вся деревня замирает, все знают, какой будет развязка. Исходов может быть два. Тигр бродит, петляет вокруг деревни. Если он настигнет противника и убьет, то связь между тем, кто сидит в хижине сосредоточенный, и тигром разрывается. А если противник убьет тигра, кто сосредоточен, в этот момент умирает. Мы очень скоро поняли, что спрашивать Юрия Николаевича, как это объяснить, бесполезно, потому что это не путь "науки"." http://lib.icr.su/node/775

ПРИМЕЧАНИЕ: Топоров попытался сделать следующий шаг - к вербализации духовной практики. Медитация через текст.

Календарь

Previous post Next post
Up