(продолжение)
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ
(туранский психологический тип)
К туранскому психологическому типу известный русский ученый-языковед Н. С. Трубецкой относил пять групп народов, объединенных под именем «туранских» или «уралоалтайских»: угро-финнские народы (финны, эсты, карелы, лопари (в Швеции, Норвегии, Северной Финляндии и в России на Кольском полуострове), мордва, черемиссы, пермские финны (зыряне и вотяки) и угры (мадьяры или венгерцы в Венгрии и Трансильвании и «обские угры» - вогулы и остяки в северо-западной Сибири); самоеды (сохранились лишь в незначительном количестве в Архангельской области и северо-западной Сибири), тюрки, монголы (монголы, калмыки, буряты), манджуры.
Туранский психический облик явственнее всего выступает у тюрок. К ним относятся турки, татары, чуваши, башкиры, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, гагаузы, туркмены, узбеки, каракалпаки, казахи, киргизы, алтайцы, хакасы, тувинцы, шорцы, якуты, долганцы.
Основной чертой психики тюрок, по мнению Н. С. Трубецкого, является ясная схематизация сравнительно небогатого и простого материала. Она проявляется во всей тюркской психологии. Типичный тюрок не любит вдаваться в тонкости и в запутанные детали. Он предпочитает оперировать основными, ясно воспринимаемыми образами и группировать их в ясные и простые схемы. Однако ошибочно было бы думать, что тюркский ум особенно склонен к схематическому отвлечению. Схемы, на которых строится восприятие тюрками окружающего мира, не носят характера чего-то специально обдуманного. Наоборот, они подсознательны и существуют в психике как неосознанная причина той психической инерции, которая присуща тюркским народам.
Между тем схематичность тюркской психологии не препятствует широкому размаху и полету фантазии. Тюркская фантазия не бедна и не робка, в ней есть смелый размах, однако сила воображения направлена не на детальную разработку, не на нагромождение разнообразных подробностей, а на развитие в ширину и в длину. В этом «растяжении» и находит удовлетворение воображение тюрка.
Склонность к схематизации проявляется во всем жизненном укладе тюрок и системе взглядов на мир. Тюрок любит симметрию, ясность и устойчивое равновесие; но любит, чтобы все это было уже дано, а не задано, чтобы все это определяло по инерции его мысли, поступки и образ жизни. Разыскивать и создавать те исходные и основные схемы, на которых должны строиться его жизнь и миросозерцание (совокупность взглядов на мир), для тюрка всегда мучительно, ибо это «разыскивание» всегда связано с острым, неприемлемым для тюрка чувством отсутствия устойчивости и ясности. В этом Н. С. Трубецкой видит причину того, что тюрки всегда так охотно брали готовые чужие схемы, принимали иноземные верования. Но, конечно, не всякое чуткое миросозерцание приемлемо для тюрка. В этом миросозерцании непременно должна быть ясность, простота, а главное, оно должно быть удоб-ной схемой, в которую можно вложить внешний мир, мысли, поведение, быт. Раз приняв определенную систему взглядов, превратив ее в подсознательный закон, определяющий все его поведение, в универсальную схему, и достигнув таким образом состояния устойчивого равновесия, тюрок успокаивается и крепко держится за свое верование. Смотря на миросозерцание именно как на незыблемое основание душевного и бытового равновесия, тюрок в самом миросозерцании проявляет косность и упрямый кон-серватизм. Вера, попавшая в тюркскую среду, неминуемо застывает и кристаллизуется ибо она там призвана играть роль незыблемого центра тяжести - главного условия устойчивого равновесия. Неудивительно, что тюрки не дали ни одного сколько-нибудь крупного богослова, юриста или мыслителя: они и ислам приняли как завершенное данное.
Благодаря тому, что все восприятие действительности, поступки, поведение и быт тюрок подсознательно укладываются в простые и симметричные схемы, у них нет разлада между мыслью и внешней действительностью, между догматом и бытом. Все сливается в одно монолитное неразделимое целое. Поэтому типичный представитель тюркской психики в нормальном состоянии характеризуется душевной ясностью и спокойствием. Практически это состояние устойчивого равновесия при условии некоторой пониженной психической активности может привести к полной неподвижности, к косности (хотя те же черты вполне соединимы с психической активностью и не исключают дальнейшего творчества, продукты которого естественно входят в ту же систему мировоззрения и быта, не нарушая ее общей стройности и цельности).
Эти черты ярко проявляются у представителей тюркских народов. Они молчаливы и серьезны, не суетливы в поведении, не любят излишнюю болтливость и навязчивость, способны однообразно проводить свободное время. Для них характерны умеренность в желаниях и терпение. Тюрки крайне неприхотливы в быту, непритязательны в пище. Это способствует тому, что тюрки быстро приспосабливаются к невзгодам походной и фронтовой жизни, легко переносят ее тяготы и лишения, не требуют комфорта.
Другой важной чертой тюрка является беспрекословное подчинение. В тюркских семьях царит строгая и четкая иерархия: дети и мать подчиняются главе семьи - отцу, младшие братья - старшему, а сестры - старшей сестре и всем братьям. Власть родителей в семье тюрок почти безгранична. У турок, например, даже взрослый мужчина не смеет в присутствии отца курить без его разрешения, сидеть развалившись, или каким-либо другим образом выказывать такое отношение к старшим, которое могло бы быть расценено как непочтительность, не говоря уже о неподчинении родителям'. Еще большее уважение оказывается в семь» Деду.
Способность тюрок к беспрекословному подчинению проявляется в высокой степени их дисциплинированности в армии. Так, по мнению военного командования НАТО, это качество рядового состава является одним из главных достоинств вооруженных сил Турции. Вместе с тем это является причиной некоторой безынициативности, медлительности и нерешительности солдат тюркского психологического типа при действиях в сложной обстановке, особенно в отсутствие командира.
Представители тюркского психологического типа обладают специфическими эмоциональными особенностями. Им свойственны резкие изменения в динамике поведения. Внешне они безмятежны, спокойны и неторопливы, но если есть причины для гнева или недовольства, их с трудом удается сдерживать. Свойственная тюркскому темпераменту вспыльчивость часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций - ссор, драк, поножовщины.
ТУРКИ. В психологии представителей этой национальности наиболее рельефно проявлены такие черты, как выносливость и терпение, глубокая, фанатичная религиозность. Заслуживает серьезного внимания и такое характерное для них качество, как неприязнь к представителям немусульманских народов, которых они считают ниже себя и достаточно презрительно к ним относятся. Особенно негативно отношение к грекам и армянам, иногда - к болгарам и русским, что связано с историческими причинами. Англичан и французов турки тоже не любят, к немцам относятся с уважением. Большинство турок недолюбливает, а подчас и враждебно относится к американцам из-за их бесцеремонности и высокомерия.
Турки несуетливы, не любят излишнюю болтливость и навязчивость. Их жесты медлительны и плавны. В то же время турки очень вспыльчивы. В делах они коварны, часто не держат данного слова.
Эту противоречивость отмечают многие, среди них и известный западный аналитик Дэвид Хотхем. «Турок соткан из противоречий,- пишет он. В его душе уживаются комплекс неполноценности и спесивое самолюбие, безразличие к мнениям о нем других и неуемная жажда лестных отзывов в его адрес. Гостепоиимство, вежливость, прямодушие сочетаются с презрением к иностранцам, жестокостью и коварством. Турок ленив и неповоротлив, но ту-оецкие рабочие перекрыли все нормы выработки на западноев-попейских заводах. Турок угрюм и молчалив, но может красиво и прочувствованно говорить. Турок очень серьезен, но его любимый герой - пересмешник Ходжа Насреддин...»
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ. У представителей этой национальности высоко развита национальная гордость. В отдельных случаях это перерастает в национальную кичливость. Нельзя не учитывать и большую эмоциональность азербайджанцев, хотя, как правило, они держатся скромно, сдержанно. Вместе с тем они отличаются быстротой суждений и поспешностью выводов, что нередко ведет к недоразумениям и конфликтам. Исследования этнических особенностей азербайджанцев убеждают ч том, что они очень чувствительны к успеху, почету, известности. Не последнюю роль играет их честолюбие. Азербайджанцы не прочь похвалиться своими успехами в служебной и общественной деятельности.
Отношение к труду у них в основном добросовестное, старательно осваивают профессию и становятся хорошими специалистами. В то же время есть немало и таких, кто проявляет леность, ищет «тепленькое место», стремится быть обеспеченным, иметь престижные вещи, машину, ничего для этого не делая.
Азербайджанцы охотно общаются с людьми разных национальностей. Они, как правило, активны в спорте, с желанием участвуют в художественной самодеятельности. Для них характерны привязанность к родным местам, почитание старших.
ТАТАРЫ у нас в стране представляют одну из наиболее многочисленных, консолидированных и развитых в культурном отношении наций, сформировавшихся в этом виде за последнее столетие.
Татары Поволжья расселены как в республике Татарстан, так и в Башкортостане, в Чувашии. Их отличают приверженность национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, обладающие высоко развитым чувством собственного достоинства, не без оттенка самоуверенности, иногда даже самолюбования. В профессиональной деятельности сметливы, трудолюбивы, но не без хитринки.
Представители татарской национальности склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку. Часто бывают резкими, категоричными в суж-дениях, во взаимоотношениях вспыльчивы, обидчивы, но быстро улаживают возникшие по их вине конфликты. Как правило, татары обладают опытом общения в многонациональных коллективах и легко сходятся с представителями любых национальностей, особенно если связаны совместной трудовой и общественной деятельностью.
НАГАЙБАКИ согласно одной из наиболее распространенных версий, являются потомками татар и некоторых других народов, насильно крещенных в православную веру после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году и переселенных в западную часть Башкирии. С середины 18 века они входили в Оренбургское казачье войско. В настоящее время живут на территории Бакалин-ского и Белебеевского районов Башкортостана, на юге Челябинской области (Нагайбакский район) и в Татарстане (именуя себя «кряшенами», т. е. крещенными).
Интересную и яркую оценку нагайбакам в 1896 году в «Русской музыкальной газете» дал композитор и фольклорист-этнограф С. Г. Рыбаков в своей статье «Русское влияние в музыкальном творчестве нагайбаков - крещенных татар Оренбургской губернии»: «Нагайбаки проникнуты "духом казачества, они ловки, ухватливы, смелы в речах и действиях, держат себя молодцевато и независимо; военный образ жизни, гимнастика, продолжительная жизнь на лоне природы образовали из них рослое, энергичное и работящее племя. Народ вообще одарен разнообразными хорошими качествами: трудолюбив, обаятелен, гостеприимен, семейные узы прочны, деспотизма над женщинами нет, в труде вынослив».
«На службе и в частной жизни нагайбаки отличаются неподкупной честностью и покорностью властям... На войне отличаются храбростью, что видно из того, что среди них много Георгиевских кавалеров. Нагайбак редко изменяет данному слову. В общем, он способен, понятлив, темперамента хотя и горячего, но от природы добр и уступчив; в основе его характера - мягкость, гибкость. В нагайбаке, по-видимому простоватом, кроется неукротимая воля и сильная энергия»,- писал в 1902 году журнал «Живая старина».
По мнению современников, нагайбаки резко отличаются от других инородцев в крае. Нагайбак-это казак, он - олицетворение отваги, мужества, смелости, находчивости и бесшабашной удали. Нагайбаки - жизнерадостный народ, полный оптимизма и национальной гордости.
БАШКИРЫ, как показывают исследования, отличаются трудолюбием, но в работе медлительны. Они исполнительны, аккуратны и прилежны в выполнении своих профессиональных обязанностей, только не всегда выдержанны и настойчивы. В быту - неприхотливы, несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, однако развитое чувство ответственности помогает им владеть собой. Очень добродушны, приветливы, гостеприимны.
Башкиры отличаются ровностью поведения, исполнительностью, старательны в выполнении служебных обязанностей. Им свойственны высокая работоспособность и настойчивость в достижении поставленных целей. Интересы коллектива обычно ставят выше своих личных.
ТУРКМЕНЫ. Само название народа в переводе обозначает «туркообразный». Язык туркмен ближе всех к узбекскому и азербайджанскому, вследствие чего и контакты между этими нациями в многонациональных коллективах устанавливаются быстрее.
В национальном характере туркмена уживаются самые противоположные черты: он гостеприимен, честен, верен своему слову, когда дело касается его земляков, но считает хитрость, обман и коварство необходимостью в отношении чужих. Точно так же туркмен может быть сострадательным, нежным к животным и вместе с тем жесток и даже бесчеловечен к людям, если они его враги.
Результатом социально-экономических отношений является подвижность народа, его воинственность, свободолюбие, неприятие власти над собой, умение переносить боль и страдания. Следует иметь в виду такую присущую им черту, как честолюбие, тесно сопряженное с обидчивостью. Нанесенные даже случайно обиды туркмены помнят долго и переживают глубоко, прощают их только в том случае, если обидевший их признает полностью свою вину и в присутствии сослуживцев принесет извинения. У туркмен существует обычай кровной мести. Месть может быть жестокой и проявляться по прошествии многих лет.
Для туркмен характерно стремление добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям и добиваться особого к себе отношения со стороны руководителей многонациональных коллективов. Они самолюбивы, чувствительны в общении, по темпераменту не медлительны, но и не слишком расторопны. Охотно участвуют в общественной жизни, старательно выполняют данные им поручения.
В процессе исторического развития нации возникла традиция объединения в немногочисленные мобильные группы для решения различных задач. Группы при необходимости легко возникают и быстро распадаются. Их предводителями являются «сардары», окружающие себя приближенными и требующие высокой дисциплины.
В республике прочно сохраняется большой авторитет старших «аксакалов». Если старший по возрасту просит об услуге младшего, отказываться неприлично. В присутствии старшего соблюдается сдержанность, к нему внимательны. Почитание родителей возводится в ранг абсолюта.
Туркмены отличаются неприхотливостью, скромны в быту. Для их семей характерны крепость брачных уз, любовь к детям.
Многие нравы, обычаи и традиции в Туркменистане, как и в других республиках Центральной Азии, обусловлены исламской религиозностью. Она и сегодня играет заметную роль в жизни коренного населения, в том числе и молодежи. Приверженность исламу подчеркивается мусульманскими обрядами и обычаями, переплетающимися с семейно-бытовыми традициями, которые зачастую выдаются за национальные. Следует отметить, что к отдельным обрядам и ритуалам, связанным с важнейшими жизненными этапами (религиозное бракосочетание и т. п.), прибегают не только верующие. Под давлением религиозного канона, или чтобы не обидеть родителей и родню, традиции соблюдают даже неверующие, или люди с так называемой размытой религиозностью.
(окончание следует)