Верно вы написали. Здесь есть одна загадка. В христианстве окончательно было осуждено на 5 Всел.Соборе учение о том, что светила имеют душу. Изображать солнце и луну с лицами - значит верить, что у них имеется душа.
И как вдруг в православной Сербии в 14 веке взяли и изобразили солнце и луну с лицом? Видимо, митраизм тут не при чем. Взяли песнопения Страстного Пятка, где солнце и луна изображены как живые существа, и изобразили эти самые песнопения, сделали к ним иллюстрацию. Это вещь довольно поздняя, до 11 века церковные песнопения не иллюстрировали иконами, самой идеи такой не было. Так что на фреске 14 в. не "мистика", а олицетворение.
В СветиЦховели солнце и луна скорее похожи на каких-то медуз. Но лиц в них нет.
А в Сербии просто Индия какая-то. Герои на летающих колесницах :)
Песнопения, легшие в основу службы Страстного Пятка, сложены св.Мелиттоном Сардийским еще во II в., остальные попозже, но уже после 5 Вселенского. Так что не знаю. Впрочем, в них нет прямого наделения светил человеческой душой - скорее это олицетворение, метафора. Всё творение страдает вместе с Творцом.
Что касается Балкан, то там, мне кажется, просто влияние язычества. Своего, местного.
Comments 4
И как вдруг в православной Сербии в 14 веке взяли и изобразили солнце и луну с лицом? Видимо, митраизм тут не при чем. Взяли песнопения Страстного Пятка, где солнце и луна изображены как живые существа, и изобразили эти самые песнопения, сделали к ним иллюстрацию. Это вещь довольно поздняя, до 11 века церковные песнопения не иллюстрировали иконами, самой идеи такой не было. Так что на фреске 14 в. не "мистика", а олицетворение.
В СветиЦховели солнце и луна скорее похожи на каких-то медуз. Но лиц в них нет.
А в Сербии просто Индия какая-то. Герои на летающих колесницах :)
Reply
( ... )
Reply
( ... )
Reply
Что касается Балкан, то там, мне кажется, просто влияние язычества. Своего, местного.
Reply
Leave a comment