ЧТО Я ЗДЕСЬ ДЕЛАЮ?
Немного подустав толи от трасатлантического перелета, толи от сумеречной прогулки по не самой открыточной части Бродвея, мы снова вернулись на Малбери-стрит поближе к отелю.
Сказать по-правде, вечерняя прогулка не сильно меня впечатлила, не дав ожидаемых впечатлений от города. Ну, домики высокие, магазины всяким товаром торгующие, народ спешит…
Жара, в сочетании с высокой влажностью, опять же, не сильно монтировалась в моем сознании с октябрем в Нью-Йорке.
Присели поужинать в Наполи на углу Малбери (Mulbery St) и Хестер-стрит (Hester St). В ожидании заказа, я рассматривал граффити, изображающего Мики Мауса рядом с полуобнаженной дивой и думал: «Что я тут собственно делаю, перелетев через океан и почему я в
Нью-Йорке, а к примеру, не в
Лиме,
Кито или ,
Куско?»
Если в Нью-Йорке я был впервые, то в Napoli (ресторан), уже второй раз в этот день. Так что, можно было сказать, что я стал «завсегдатаем» заведения…
Допивая очередную бутылку красного вина и в очередной раз несколько удивляясь величине счета за ужин, я поймал себя на мысли, что если прикрыть глаза, то возникает ощущение, что находишься не в Нью-Йорке, а где-нибудь на Plaza de las Iguanas в
Гуаякиле. Та же жара и духота, тот же шум машин и людской гомон. Вот только, карбонары в Гуаякиле, я никогда не ел, да и счет за ужин, обычно, был по-меньше…
ХОАКИН
Дневная духота почти спала, небо затянуло грозовыми тучами и в густом, наполненном теплой влагой и выхлопными газами, притихшем воздухе стало чувствоваться какое-то странное напряжение. Такое затишье бывает перед приближением тропического ливня, шторма или урагана…
Ливень пошел ночью, смывая всю неоднозначность первого впечатления от Манхэттена. Сквозь плотную завесу водяной дымки, город стал выглядеть загадочно и маняще.
Жаль, но пора было спать.
Впереди у нас были две недели пребывания в Большом яблоке, в ходе которых Нью-Йорк, может и сам того не желая, сумел очаровать и влюбить в себя…
Click to view
О приближении урагана мы узнали на следующий день из новостных блоков CNN…
«Тропический шторм Хоакин перерос в мощный ураган, по силе сопоставимый с разрушительным ураганом Сэнди, приближается к восточному побережью США. Пока скорость ветра не превышает 190 км/час урагану присвоена четвертая степень опасности, но есть вероятность, что он может усилиться…
Власти штатов Южной Каролины, Нью-Джерси и Нью-Йорка готовятся к возможной встрече со стихийным бедствием. В штате Нью-Джерси уже объявлено чрезвычайное положение .»
Никто так и не знал, заденет ли Хоакин Нью-Йорк или нет…
ВПЕРЕД НА КРЫШИ
Еще в Питере, планируя деловую и развлекательную программы в Нью-Йорке, среди первоочередных мест для посещения, я наметил смотровую площадку Top of the Rock, расположенную на верхних этажах Ар-си-эй билдинг (RCA Building - ныне GE Building) - самом высоком здании Рокфеллеровского центра (Rockefeller Center). Очень хотелось увидеть Нью-Йорк с высоты птичьего полета.
Несмотря на то, что здание GE Building, далеко не самое высокое в Нью-Йорке, а смотровая площадка Top of the Rock, распологается лишь на высоте 259 метров, отсюда открывается замечательный вид на Центральный парк, Эмпайр-Стейт Билдинг и прочие небоскребы Манхэттена.
Отсутствие решёток-ограждений дает возможность не только любоваться прекрасными видами каменных джунглей, но и фотографировать “со всеми удобствами”…
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖОН
Строительство Рокфеллеровского центра растянулось почти на десятилетие и пришлось на период с 1930-го по 1939-й годы.
В 1928 году взяв в долгосрочную аренду у Колумбийского университета земельный участок , Джон Рокфеллер-младший - сын основателя компании Standard Oil и по совместительству самого богатого человека в США Джона Рокфеллера-старшего, планировал построить здесь новое здание для оперы и ещё несколько офисных сооружений.
Биржевой кризис 1929-го года и последующий период Великой депрессии сильно скорректировал планы Джона. В сложившихся обстоятельствах, нью-йоркская опера уже не могла позволить себе переезд в новое здание, и проект «город-искусств» переродился в проект «город коммерции и развлечений» - Radio City.
Строительство комплекса стало своеобразным вызовом неблагоприятному времени и одним из самых крупных частных строительных проектов…
ОТ ОТЦА СЫНУ
Если одна сторона личности Рокфеллера-старшего принадлежала ловкому дельцу, всеми «правдами и неправдами» достигшему гигантского благосостояния, то другая, в определенной степени, делала его филантропом, считавшим, что громадные деньги одного человека, должны приносить хоть какую-то пользу обществу и строившему школы и университеты.
Его единственный сын пошел еще дальше. Не обремененный какой-либо необходимостью зарабатывать себе «на пропитание», он большую часть своей жизни посвятил филантропии, хотя , не забывал и о бизнесе.
Именно благодаря деньгам Рокфеллера-младшего (John Davison Rockefeller ) в Нью-Йорке появились : Музей современного искусства (MoMA), музей Клойстерс , земли под штаб-квартиру ООН и наконец, тот самый Рокфеллеровский центр. Еще больше проектов у Джона было за пределами Нью-Йорка…
Комплекс Рокфеллеровского центра проектировали лучшие архитектурные бюро 30-х годов - Corbett, Harrison & MacMurray и Reinhard & Hofmeister.
Сосчитать было не просто, но первоначально вокруг Rockefeller Plaza расположилось четырнадцать зданий выполненных в стиле арт-деко (art deco), сама же площадь, вернее ее центральная часть (Lower Plaza) - опущена на уровень подземного этажа. В подземном лабиринте нижних уровней зданий расположены рестораны и магазины. Наверху - офисы.
Постепенно количество зданий дошло до девятнадцати, но многие отмечают, что отточенность линий и форм новых построек, значительно уступают первым четырнадцати зданиям.
Комплекс Рокфеллеровского центра занял все пространство от Пятого до Шестого авеню и от сорок восьмой до пятьдесят первой улицы.
ФОТОГРАФ И ОБЕДАЮЩИЕ РАБОЧИЕ
Благодаря строительству центра и деньгам Рокфеллеров, в самый разгар кризиса и периода Великой депрессии, работу получили более сорока тысяч человек.
Сказать по правде, некоторые виды высотных работ проводились в то время со своеобразным подходом к безопасности рабочих. О чем явно свидетельствуют фотографии Чарльза Клайда Эббетса (Charles Clyde Ebbets), сделанные в ходе строительства RCA Building в 1932-м году.
Самой известной и растиражированной фотографией Эббетса (возможно Эббетса), принесшей ему всемирную известность, стала фотография «Обед на небоскребе»…
Хоть и считается, что фотография «Обед на небоскребе» сделана фотографом Чарльзом Эббетсом, но не все здесь так однозначно, как могло бы казаться…
Ранее авторство «Обеда» ошибочно приписывали фотографу Льюису Хайну .В октябре 2003 года архив Беттманна, владелец оригинальной фотографии, по результатам многомесячной экспертизы, проведённой частной детективной фирмой, признал автором снимка Эббетса.
Однако, через десять лет статус «автор неизвестен» был возвращен…
КРЕМЛЬ НА ПЯТОЙ АВЕНЮ
Более ста произведений монументального искусства украсили комплекс.
Тридцать девять художников и скульпторов были привлечены для декорирования и создания дизайна - от настенных росписей и скульптурных композиций до зеркал и дверей лифтов.
Истории создания некоторых из монументальных произведений достаточно занятны, а некоторые и скандальны…
После выхода в свет в 2002 году фильма Джули Тэймор «Фрида», многие вновь вспомнили, а может и узнали впервые, не только о судьбе художницы Фриды Кало, но и о «курьезно-скандальном» случае с ее мужем художником Диего Риверой, непосредственно связанном со строительством Рокфеллеровского центра.
Дело в том, что именно этому мексиканскому художнику, страстно увлеченному коммунистическими идеями, была заказана фреска для центрального вестибюля RCA.
Надо сказать, что предложение оформить манхэттенский вестибюль были разосланы еще Пабло Пикассо и Анри Матиссу, но художники отказались от участия в конкурсе.
Композиция эскиза и название росписи «Человек на распутье» были принципиально согласованы и приняты Рокфеллерами.
Полное название фрески звучало так: «Человек на распутье, смотрящий с надеждой и высоким видением, на выбор нового и лучшего будущего».
Сам же Диего Ривера и его художественная манера всячески поддерживались женой Рокфеллера - Эбби Олдрич Рокфеллер (Гринн), большой ценительницей современного искусства и ее сыном - Нельсоном Рокфеллером, управляющим в свои двадцать четыре года строительством центра…
Скандал разразился позже, когда фреска была почти готова. Среди ключевых фигур, изображенных на полотне, миллионер разглядел вождя мирового пролетариата.
Несколько удивившись присутствию Ленина в самом «сердце» капиталистического центра и поинтересовавшись у художника не перепутал ли он чего, Нельсон Рокфеллер, в общем и целом довольный масштабной композицией, предложил Диего Ривере изменить «персонажа» на менее узнаваемого. На что Ривера, оскорбленный попыткой разрушения своего идейно-художественного замысла, выдвинул ответный ультиматум - «либо с Ленином, либо никак».
Скандальность происходящему добавляло то, что лучезарный взгляд Ильича появился на мурале непосредственно перед официальным пред-показом комплекса журналистам.
Говорят, что первоначально лицо Ленина прикрывала кепка, закрашенная Риверой накануне…
Обстановка накалялась и художнику «предложили спуститься с лесов», отказав в возможности завершить работу, а конной полиции даже пришлось разогнать воинственно настроенных рабочих, устроивших демонстрацию с призывами сохранить изображение вождя пролетариата.
Еще девять месяцев все девяносто девять квадратных метра площади «Человека» были задрапированы, а доступ в вестибюль перекрыт для посторонних.
Эбби Рокфеллер пыталась сохранить мурал своего протеже и перенести «Человека на распутье» в музей современного искусства, но «снять» фреску без глобальных повреждений не удалось…
Так «портрет Ленина» потерпел поражение в «битве под Рокфеллеровском центром»…
Трансформация изображения не прошла незамеченной в среде журналистов.
В New York World-Telegram выходит статья с кричащим заголовком:
«Ривера рисует сцены из коммунистической жизни, а Джон Д. Рокфеллер-младший платит по счету!»
МЕСТЬ ТВОРЦА
В 1934-м году Ривера все же переписал начатое.
Новая фреска, по мотивам сюжета “Человека на распутье”, появилась на стене Дворца Изящных искусств в Мехико. Правда, по размаху она была значительно меньше, чем в центре Рокфеллера и сменила название, став “Человеком, управляющим вселенной”.
В новой композиции, Ревера нашел место и для своих “обидчиков”, изобразив Нельсона Рокфеллера с бокалом мартини аккурат под парящими клетками сифилиса.
На новом мурале нашлось место и Старику Бронштейну - Льву Троцкому.
Но это уже, совсем другая история…
НА МЕСТЕ ЧИСТОГО ХОЛСТА
Как известно - «свято место пусто не бывает». Так на месте сколотого в манхэттенском вестибюле эпического мурала появилась новая фреска, автором которой стал каталонец Хосе Мария Серт (Josep-Maria Sert).
Название этого монументального произведения было не менее эпическим - «Американский прогресс»…
ПРОМЕТЕЙ И МУДРОСТЬ
Рокфеллеровсий центр так насыщен произведениями монументального искусства, что для полного их описания потребовалось бы множество «Путевых заметок».
Тем не менее, хотелось бы еще упомянуть фигуру Мудрости с циркулем на фасаде ( скульптор Ли Лори), позолоченного Прометея (скульптор Пол Мэншип) , несущего огонь в глубину Lower Plaza, туда, где летом не протолкнуться от ресторанных столиков, а с октября по апрель открыт самый популярный в Нью-Йорке каток.
Здесь же устанавливают главную Рождественскую елку страны, обвешанную восемью километрами гирлянд…
От Прометея к Пятой авеню ведет аллея Ченнел-гарденс (Channel Gardens). Она разделяет два здания, именуемые Домом Британской империи и Французским домом…
TOP OF THE ROCK
Если кто еще помнит, то отправились мы к Рокфеллер центру для того, чтобы попасть на его семидесятый этаж - на смотровую площадку Top of the Rock.
Площадка эта была оборудована и открыта для всеобщего посещения лишь в 2005 году.
Скоростной лифт, с переливающимся всеми цветами радуги прозрачным потолком домчит нас до самого верха за считанные секунды.
А дальше остается лишь созерцать и восторженно охать от панорамы, которая предстает нашим глазам и искать «знакомые нам небоскребики» пока Нью-Йорк не накрыли ливни и ураганы…
Продолжение следует... ВСЕГДА.
Еще немного о Нью-Йорке в моем ЖЖ:
Нью-Йорк. Среди людей... Фотографии:
Brooklyn Bridge. NYC Взгляд. Читайте в разделе "Путевые заметки" на моем сайте:
1.
Дайвинг-Сафари на Галапагосах. Humboldt Explorer. Часть IV2.
Сан Кристобаль. Галапагосы дайвинг-сафари. Часть II.3.
Таинственный город инков Мачу-Пикчу. Или тайна купленная за один соль...4.
Галапагосы. Дайвинг-сафари и немного об Эквадоре...5.
Синтра (Sintra) и мыс Рока (Cabo da Roca)...6.
Куско - центр Империи инков.7.
Один месяц в дороге, или проездом по Центральной Америке...(Коста Рика, Белиз (Belize), Гватемала(Guatemala)) 8.
КУБА-далеко...КУБА-РЯДОМ...9.
Обитатели Красного моря…или кого можно увидеть и сфотографировать под водой, за пару недель пребывания в Хургаде .
10.
Тайны хрустального черепа...11.
Корсика, драйв-дайвинг сафари.12.
Рускеальский мраморный карьер.13.
Совсем недальние Дальние Зеленцы. Баренцево море - двадцать лет назад.14.
Коста-Рика. Национальный парк Мануэль-Антонио ( Manuel Antonio).15.
Лиссабон. Район за районом… Путевые заметки.16.
Лапа Ягуара ( Jaguar Paw Jungle Resort ). Белиз17.
Погружение на Wreck Hebat Allah. Красное море. Египет.18.
ОКЕАН ВЕЗЕНИЯ...19.
Драйвдайвинг легионеров клуба "ORCA" в Норвегии...20.
Rosalie Moeller wreck .21.
Под водой найден клад!22.
Прогулки по Лондону. Фото-путеводитель « Не Топ десять - другие достопримечательности Лондона».23.
Джип-сафари по Сардинии и Корсике.24.
Ралли Шелковый Путь (Silk Way Rally ).25.
Описание дайв-сайтов озер Ленинградской области.26.
Приключения девушки дайвера на островах Индонезии. Алор,Бунакен,Траванган.27.
Дайвинг на островах архипелага Фиджи.28.
"Переведи меня через Арно", или прогулки по Флоренции. Часть 1.29.
Испания. Архипелаг Медас. Проездом по Барселоне.30.
Приключения женской части легиона дайвинг-клуба ORCA на Мальте.31.
Проездом через Нюренберг...32.
Дорога в Тикаль. Гватемала.33.
Гоа, поездка в край аюрведы, дауншифтеров и бесконечных песчанных пляжей.34.
Продолжение рассказа о путешествии легионеров клуба ORCA по Эквадору. Галапагосы.Дайвинг-сафари.35.
Джип-сафари по Сардинии и Корсике. Путевые заметки...36.
Прогулки по Лондону. Фото-путеводитель « Не Топ десять - другие достопримечательности Лондона». Часть 2.37.
"Китайская мозаика". Путевые заметки о Китае. Часть I.38.
Остров Half Moon.39.
Древние поселения майя Xunantunich (Шунантунич) и Cahal Pech (Каха́ль Печ) в Белизе.40.
Прогулки по Лондону - путеводитель по истории и легендам. Часть 3.41.
Описание дайв-сайтов на озерах Ленинградской области - часть вторая.42.
Прогулка по Виндзорскому замку ...43.
Прогулка по "подводной тюрьме"... Таллинн. Карьер Румму.44.
Мраморный каньон горного парка Рускеала и прилегающие территории.45.
Гуаякиль … Начало дайвинг-сафари на Галапагосах.46.
В царстве акул. Дайвинг-Сафари на Галапагосах. Humboldt Explorer. Часть V47.
Снежная весна на Лофотенах...48.
Прогулка по Венеции...49.
В поисках "эстонской Атлантиды"... Затопленное "Городище" на карьере Rummu.50.
Первые впечатления от города туманов. Лима. Перу.51.
"Еще один месяц дорог по Эквадору, Перу и дайвинг-сафари на Галапагосах."52.
"Плавучие острова Урос на озере Титикака. Перу."53.
Дождь среди облачных лесов Миндо. Фотоохота на колибри и бабочек. Эквадор.54.
Поездка к Середине мира и поиски настоящего экватора в Эквадоре.55.
Северный Сеймур (North Seymour). Галапагосы.56.
Страна Кокосия или вечер на острове посреди океана. Галапагосы.57.
Дорога из Куско в Пуно. Перу. Храм Виракоча, Ракчи и San Pedro Apostol de Andahuaylillas - начало пути.