Борджиа против Борджиа

Jan 27, 2012 20:58




Удивительный феномен с маркетинговой точки зрения - в одном году вышли аж два сериала с названием "Борджиа". Первый - продукция известной компании Showtime (сериал "Тюдоры"), второй - европейского производства, режиссёр - Том Фонтана. По словам Фонтана, оба сериала снимались параллельно и были проанонсированы практически в один день. Оба сериала представляют жанр костюмированной драмы, костюмы, характеры и сюжет в которой построены по мотивам исторических событий. Первым я посмотрел шоутаймовских "Борджиа", которых предвкушал целый год, скучая по закончившимся "Тюдорам". Американский сериал оправданий не ожидал, вначале было откровенно скучно, потом - грустно за бессмысленно потраченное время, всё время - гадко и противно. Зато всё то, что я ожидал увидеть у американцев, я обнаружил в европейском варианте.
Что я имею в виду?

От развлекательного кино, ИМХО, нельзя требовать исторической достоверности во всех деталях, но хотя бы откровенных ляпов его создатели должны избегать. Если фильм определён как исторический, то в первую очередь я ожидаю от него совпадения n-ного количества сюжетных единиц с подлинными историческими обстоятельствами. Грубо говоря, Шекспир не может встретиться с Сервантесом, а граф Оксфордский вступить в инцестуозную связь с собственной матерью-королевой (это просто примеры; разумеется, эти фильмы не претендуют на звание исторических). Второе требование - очень желательно избегать явных анахронизмов, соблюдать контекст эпохи как в материальной культуре, так и в психологии поведения героев.

При соблюдении этих двух правил фильм уже может считаться историческим, но для создания исторического сериала есть ещё одно условие. Если продюсеры замахнулись на таковой, сюжетная линия должна следовать канонам именно сериалов, а не полноформатных фильмов. Даже в "Санта-Барбаре" время от времени появляются новые персонажи, завязывающие новые конфликты. Впрочем, в этой памятной мыльной опере, если я не ошибаюсь, отсутствовали побочные сюжетные линии. На протяжении сотен серий нам показывали взаимоотношения двух семей - от силы 8-10 главных героев. Иное дело - хэбэошный "Рим" (2 сезона, 2005-07 гг.). Сложно сказать, кто в нём главные герои. Возможно это Ворен и Пулло, а я скажу - Марк Антоний (он тоже появляется в каждой серии и играет ключевую роль в событиях). А кроме того есть Аттия, Цезари старший и в большей степени младший, Октавия, Поско и ещё до фига вроде бы второстепенных персонажей. Но эти персонажи не просто мелькают перед зрителем пару-тройку раз. За время появления на экране они успевают раскрыть свой характер, мы можем додумать их историю до того как... Роль многих таких персонажей и побочных эпизодов в историческом кино очень важна - именно они вводят зрителя в тот самый контекст эпохи. С основной сюжетной линией они фактически не связаны; появились, отразили свой аспект, к примеру, древнеримского быта и пропали. Для примера, в "Риме": глашатай, или эпизод в публичном доме. В "Тюдорах": Уильям Комптон - ну совсем, казалось бы, никчемный для фабулы персонаж, а поди ж ты: тут тебе и теннис, и сельская медицина, и английская потница и много чего другого. Или Таллис - ну был такой музыкант в тюдоровской Англии, Джон Лиланд - ну был такой антиквар-библиотекарь. Зачем им уделяют страницы сценария, затем тратят эфирное время?! А ведь без них получится схематичная выжимка из учебника в стандартном мыльном антураже, сериал будет сведён к попыткам юноши взлезть на девушку и их обоюдным терзаниям вокруг этого. Ну хочет Генрих жениться на Анне Болейн, вот их двоих и будут показывать на экране всю дорогу. И никого более. Слава Б-гу, в "Тюдорах" не так.


Базилика святого Петра

Не так и в европейских "Борджиа". Сериал приятный на глаз и полезный для головы. Уровень достоверности костюмов и обстановки оценивать не берусь, кратко коснусь насыщенности сюжетной линии. "Тюдоры" производили впечатление пусть не прямого, а через вторые руки, но знакомства сценариста с хрониками Холла или Ризли. В них тщательно воспроизведены все хрестоматийные эпизоды истории Генриха VIII, может даже и некоторые малоизвестные тоже. Европейские "Борджиа" неспешно продвигаются от 1487 г. к, надеюсь, по крайней мере 1503 году (если сериал переживёт один сезон, пока что остановились на июле 1493 года). Подробно описаны последние дни папы Иннокентия VIII, последовавший за его смертью конклав, борьба Борджиа с Орсини, споры вокруг наследования престола Неаполя, два первых брака Лукреции. Показаны церковные службы, официальные приёмы, закулисные переговоры, тайные убийства и, конечно же, любовные баталии. Без несообразностей, безусловно, не обошлось, но сейчас я хочу говорить только о достоинствах фильма.

Главное достоинство "Борджиа", которое меня покорило, это указанная выше развитость сюжета. Развитость или разветвлённость проявляется в обилии побочных сюжетных линий или эпизодов и в наличии второстепенных героев (героев, а не безликих слуг, воинов и прочих шахматных фигур без характеров и лиц). Глянем, например, как в сериале показана коллегия кардиналов. Посмотрев эпизоды с конклавом 1492 года зритель, во-первых, сможет для себя хорошо уяснить процедуру папских выборов и подводные камни этого процесса, а во вторых, будет ориентироваться во внутренних противоречиях в коллегии на момент смерти Иннокентия VIII. Не знаю, насколько это нужно в образовательном плане, не имена и подробности явно придают жизненности эпизодам борьбы за папский трон. В американским сериале по именам названы только антагонисты Родриго Борджиа и Джулиано делла Ровере, и в придачу кардинал Сфорца. Выборы папы там пролетают так же быстро, как муха от одной кучи навоза к другой (всего с десяток минут эфирного времени). В европейском варианте показаны долгие и запутанные торги, занимающие несколько серий (эпизодов). Звучат денежные суммы, названия епископств, аббатств и дворцов, имена родственников и друзей. Мы узнаём не только об Асканио Сфорца, но и о таких кардиналах как Жозе Коста, неаполитанец Караффа, флорентинец Медичи, старый патриарх Венецианский и молодой Сан-Северино, и о других. Особенно трогательно показан камальдул Ардичино делла Порта.

Это не просто приближённость к истории, это ещё и выполнение функции исторического кино - нам показывают не одну лишь семью, вырванную из контекста эпохи, а всю эпоху в разных её проявлениях, от трущоб до дворцов, и вдобавок в деталях.


Александр VI и Карл VIII

С другой стороны, от прямолинейности американских "Борджиа" просто тошнит. Если Флоренция - то Макиавелли и Савонарола, больше ведь почтенная публика ни о ком не слышала, зачем усложнять зрителям воприятие картинки. У французов никак не обойтись без короля - пусть он только и будет! Больше никто из французов в сценарии не выписан, их нет среди героев второго плана, французы составляют преимущественно массовку. Если я не ошибаюсь, вслух произносят только одно имя приближённого Карла VIII, и то походя, один только раз. Может это и есть пресловутый американский географический кретинизм? Того-этого, поменьше имён и второстепенных героев, ну нах с ними разбираться зрителю! Повторюсь - одна прямая сюжетная линия, никаких ответвлений, нет углубления в контекст, на главном месте - душевные переживания членов одной семьи. Заменим Рим на Даллас, Ватикан на офис брокера или нефтяного магната, а Борджиа на каких-нибудь Браунов. Ничего не изменится. Ну вас нафиг с такими историческими сериалами! Я выбираю Тома Фонтана.

Справедливости ради отмечу, что режиссёр американских "Борджиа" Нил Джордан не задумывал свой сериал как собственно исторический. По его словам, он не заботился об историчности и додумывал ход событий сам. С другой стороны, в фильме Фонтана множество неточностей в исторических деталях, в википедиях об этом со временем наверняка напишут, как написали о "Тюдорах". И тем не менее он вполне заслуживает причисления к жанру исторического кино.

К похвале "Борджиа" добавлю пару картинок. Для сравнения - герои сериала и портреты их прототипов.




Папа Александр VI.
ПэСэ. Ничего не имею против Джереми Айронса как актёра и человека, но Джон Доман оказался ближе к оригиналу.




Чезаре Борджиа.




Лукреция Борджиа (предположительно) в образе св. Екатерины Александрийской кисти Пинтуриккьо.

кино

Previous post Next post
Up